СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 6 класса "Органы растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие "Органы растений" с применением предложенной презентации проводится как урок обобщения и повторения с целью подготовки учащихся к зачету по теме "Растение - целостный организм".

Презентация позволяет повторить строение клетки, общий план строения растения, процессы жизнедеятельности растения. После повторения на каждом этапе есть возможность проверки знаний с использованием самопроверки и самоконтроля, т.к. каждый мини-тест имеет код ответа.

Последние слайды позволяют обобщить полученные знания и проверить их с помощью небольшого теста.

Желю всем успехов и творчества!

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 6 класса "Органы растения"»

Растение – целостный живой организм Презентация создана учителем биологии Домрачевой И. Н. МОУ «СОШ № 42»  г Миасса

Растение – целостный живой организм

Презентация создана учителем биологии Домрачевой И. Н.

МОУ «СОШ № 42»

г Миасса

ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА Растение   Клетка   Организм  Ткань   Органы ИТОГ

ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ

РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА

Растение

Клетка

Организм

Ткань

Органы

ИТОГ

Р а с т и т е л ь н а я к л е т к а МЕМБРАНА ЦИТОПЛАЗМА ЯДРО ВАКУОЛЬ ПЛАСТИДА ПЛАСТИДА ИТОГ

Р а с т и т е л ь н а я к л е т к а

МЕМБРАНА

ЦИТОПЛАЗМА

ЯДРО

ВАКУОЛЬ

ПЛАСТИДА

ПЛАСТИДА

ИТОГ

Тончайшая мембрана сортирует вещества, входящие в клетку и покидающие ее. Она обычно покрыта прочной клеточной стенкой. Клеточная мембрана Клеточная мембрана – это оболочка клетки, выполняющая следующие функции: разделение содержимого клетки и внешней среды; регуляция обмена веществ между клеткой и средой; место протекания некоторых биохимических реакций; объединение клеток в ткани. КЛЕТКА

Тончайшая мембрана сортирует вещества, входящие в клетку и покидающие ее. Она обычно покрыта прочной клеточной стенкой.

Клеточная мембрана

Клеточная мембрана – это оболочка клетки, выполняющая следующие функции:

  • разделение содержимого клетки и внешней среды;
  • регуляция обмена веществ между клеткой и средой;
  • место протекания некоторых биохимических реакций;
  • объединение клеток в ткани.

КЛЕТКА

Цитоплазма Цитоплазма — вязкое внутреннее живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении. В цитоплазме могут находиться органоиды, различные включения. Например — зерна запасного крахмала и жировые капли. КЛЕТКА

Цитоплазма

Цитоплазма — вязкое внутреннее живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении.

В цитоплазме могут находиться органоиды, различные включения. Например — зерна запасного крахмала и жировые капли.

КЛЕТКА

Ядро Ядро клетки под микроскопом Ядро — важнейшая часть клетки. Это — хранилище наслед-ственной информации. Важнейшей функцией ядра является сохранение генетической информации. При делении клетки ядро также делится надвое, а находящаяся в нём ДНК копируется. Благодаря этому у всех дочерних клеток также имеются ядра. КЛЕТКА

Ядро

Ядро клетки под микроскопом

Ядро — важнейшая часть клетки. Это — хранилище наслед-ственной информации.

Важнейшей функцией ядра является сохранение генетической информации. При делении клетки ядро также делится надвое, а находящаяся в нём ДНК копируется. Благодаря этому у всех дочерних клеток также имеются ядра.

КЛЕТКА

Вакуоли — окруженные мембраной пузырьки с клеточным соком. Часто в них находится запас воды. Вакуоль наполненный жидкостью мембранный мешочек. Вакуоль Растительные клетки имеют одну большую центральную вакуоль. Жидкость, заполняющая её, называется клеточным соком . Это концентрированный раствор сахаров, минеральных солей, органических кислот, пигментов и других веществ. Вакуоли накапливают воду, могут содержать красящие пигменты, защитные вещества (например, таннины), отходы жизнедеятельности, запасные питательные вещества. КЛЕТКА

Вакуоли окруженные мембраной пузырьки с клеточным соком. Часто в них находится запас воды. Вакуоль наполненный жидкостью мембранный мешочек.

Вакуоль

Растительные клетки имеют одну большую центральную вакуоль. Жидкость, заполняющая её, называется клеточным соком . Это концентрированный раствор сахаров, минеральных солей, органических кислот, пигментов и других веществ. Вакуоли накапливают воду, могут содержать красящие пигменты, защитные вещества (например, таннины), отходы жизнедеятельности, запасные питательные вещества.

КЛЕТКА

Пластиды – органеллы, свойственные только растительным клеткам. Они окружены двойной мембраной. Пластиды делятся на хлоропласты , осуществляющие фотосинтез, хромопласты , окрашивающие отдельные части растений в красные, оранжевые и жёлтые тона, и лейкопласты , приспособленные для хранения питательных веществ. Хлоропласт улавливает энергию солнечного света и использует ее для создания сложных веществ из простых. КЛЕТКА

Пластиды – органеллы, свойственные только растительным клеткам. Они окружены двойной мембраной. Пластиды делятся на хлоропласты , осуществляющие фотосинтез, хромопласты , окрашивающие отдельные части растений в красные, оранжевые и жёлтые тона, и лейкопласты , приспособленные для хранения питательных веществ.

Хлоропласт улавливает энергию солнечного света и использует ее для создания сложных веществ из простых.

КЛЕТКА

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Части клетки и их функции Задание:  найди соответствие между названием части клетки и ее функцией. Ответ запишите в виде кода. А. хранит наследственную информацию Б. определяет окраску частей растения В. защищает клетку, придает ей форму Г. является внутренним содержимым клетки, отвечает за обмен веществ в клетке Д. содержит клеточный сок, запас питательных веществ 1. мембрана  2. цитоплазма  3. ядро  4. вакуоль  5. пластиды МЕНЮ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Части клетки и их функции

Задание: найди соответствие между названием части клетки и ее функцией. Ответ запишите в виде кода.

А. хранит наследственную информацию

Б. определяет окраску частей растения

В. защищает клетку, придает ей форму

Г. является внутренним содержимым клетки, отвечает за обмен веществ в клетке

Д. содержит клеточный сок, запас питательных веществ

1. мембрана

2. цитоплазма

3. ядро

4. вакуоль

5. пластиды

МЕНЮ

1В 2Г 3А 4Д 5Б Код ответа: МЕНЮ

Код ответа:

МЕНЮ

Клетки многоклеточных организмов образуют ткани – системы сходных по строению и функциям клеток и связанных с ними межклеточных веществ. ТКАНЬ Проводящая Основная Образовательная Покровная Механическая СХЕМА

Клетки многоклеточных организмов образуют ткани – системы сходных по строению и функциям клеток и связанных с ними межклеточных веществ.

ТКАНЬ

Проводящая

Основная

Образовательная

Покровная

Механическая

СХЕМА

Мякоть листа и плодов, мягкие части цветка, главную массу коры и сердцевины стеблей, корня образуют основную ткань . Ее функции разнообразны, но главная – образование и накопление питательных веществ. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты, которые участвуют в образовании питательных веществ в процессе фотосинтеза. Мякоть листа Мякоть плода Мягкие части цветка СХЕМА

Мякоть листа и плодов, мягкие части цветка, главную массу коры и сердцевины стеблей, корня образуют основную ткань .

Ее функции разнообразны, но главная – образование и накопление питательных веществ. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты, которые участвуют в образовании питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Мякоть листа

Мякоть плода

Мягкие части цветка

СХЕМА

Покровная ткань эпидерма вакуоль ядро устьице замыкающие устьицем клетки покровной ткани СХЕМА

Покровная ткань эпидерма

вакуоль

ядро

устьице

замыкающие устьицем

клетки покровной ткани

СХЕМА

Ксилема флоэма папоротникообразных семенных Ситовидные трубки являются частью флоэмы. Это живые клетки, по которым передвигаются растворы органических веществ. сосуд Сосуды в древесине клена (увеличение в 350 раз) Сосуды – это часть ксилемы. Они состоят из мертвых состыкованных между собой клеток, по которым передвигается вода и минеральные вещества. Размеры сосудов варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров. Ситовидные трубки тыквы СХЕМА

Ксилема флоэма папоротникообразных семенных

Ситовидные трубки являются частью флоэмы. Это живые клетки, по которым передвигаются растворы органических веществ.

сосуд

Сосуды в древесине клена (увеличение в 350 раз)

Сосуды – это часть ксилемы. Они состоят из мертвых состыкованных между собой клеток, по которым передвигается вода и минеральные вещества. Размеры сосудов варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров.

Ситовидные трубки тыквы

СХЕМА

Механическая ткань растения представлена двумя разновидностями – колленхимой и склеренхимой. Колленхиму составляют вытянутые в направлении длинной оси органа клетки, в которых содержится большое количество целлюлозы. Эта ткань играет важную роль, обеспечивая органам дополнительную опору; при этом клетки колленхимы, оставаясь живыми, способны растягиваться, не мешая расти другим клеткам. Колленхима в молодых побегах бузины Склеренхима находится, в основном, в коре, сердцевине и плодах. Её мёртвые клетки окружены лигнином – веществом с повышенной прочностью на растяжение и изгиб. Переплетающиеся волокна, которые образует склеренхима, ещё более усиливают опору. Склеренхима – важная опорная ткань деревьев и кустарников; она образуется уже после того, как заканчивается вытягивание живых клеток, которые она окружает. Склеренхима в мякоти груши СХЕМА

Механическая ткань растения представлена двумя разновидностями – колленхимой и склеренхимой.

Колленхиму составляют вытянутые в направлении длинной оси органа клетки, в которых содержится большое количество целлюлозы. Эта ткань играет важную роль, обеспечивая органам дополнительную опору; при этом клетки колленхимы, оставаясь живыми, способны растягиваться, не мешая расти другим клеткам.

Колленхима в молодых побегах бузины

Склеренхима находится, в основном, в коре, сердцевине и плодах. Её мёртвые клетки окружены лигнином – веществом с повышенной прочностью на растяжение и изгиб. Переплетающиеся волокна, которые образует склеренхима, ещё более усиливают опору. Склеренхима – важная опорная ткань деревьев и кустарников; она образуется уже после того, как заканчивается вытягивание живых клеток, которые она окружает.

Склеренхима в мякоти груши

СХЕМА

образовательная ткань . Образовательная ткань кончика корня СХЕМА

образовательная ткань .

Образовательная ткань кончика корня

СХЕМА

ОРГАНЫ ВЕГЕТАТИВНЫЕ ГЕНЕРАТИВНЫЕ ЦВЕТОК КОРЕНЬ ПОБЕГ СТЕБЕЛЬ ЛИСТ ИТОГ

ОРГАНЫ

ВЕГЕТАТИВНЫЕ

ГЕНЕРАТИВНЫЕ

ЦВЕТОК

КОРЕНЬ

ПОБЕГ

СТЕБЕЛЬ

ЛИСТ

ИТОГ

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ  (от лат «вегетативус» – растительный) – органы, принимающие участие в основных процессах жизнедеятельности: питание, дыхание, рост и вегетативное размножение. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ СХЕМА

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ (от лат «вегетативус» – растительный) – органы, принимающие участие в основных процессах жизнедеятельности: питание, дыхание, рост и вегетативное размножение.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

СХЕМА

ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ – органы, принимающие участие в половом размножении. У покрытосеменных растений таким органом является цветок. Женский половой орган – гинецей (песик).  Он состоит из рыльца , на которое должна попадать пыльца, выполняющего опорные функции столбика и завязи , содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена.  Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок . Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков , в которых образуется пыльца , и тычиночной нити , СХЕМА

ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ органы, принимающие участие в половом размножении. У покрытосеменных растений таким органом является цветок. Женский половой орган – гинецей (песик). Он состоит из рыльца , на которое должна попадать пыльца, выполняющего опорные функции столбика и завязи , содержащей один или несколько семязачатков. В семязачатках развиваются зародышевые мешки, которые после оплодотворения превращаются в семена. Мужской половой орган цветка – андроцей – состоит из тычинок . Каждая тычинка составлена из заключённых в пыльник четырёх пыльцевых мешков , в которых образуется пыльца , и тычиночной нити ,

СХЕМА

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Что мы знаем об органах растения? Задание: закончите предложения. Совокупность клеток сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям называется ………. Органы растения делятся на вегетативные и ………. Органы растения, принимающие участие в …….. размножении называются вегетативными. Основными вегетативными органами растения являются корень и ………. За питание и дыхание отвечают ……… органы растения. МЕНЮ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Что мы знаем об органах растения?

Задание: закончите предложения.

  • Совокупность клеток сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям называется ……….
  • Органы растения делятся на вегетативные и ……….
  • Органы растения, принимающие участие в …….. размножении называются вегетативными.
  • Основными вегетативными органами растения являются корень и ……….
  • За питание и дыхание отвечают ……… органы растения.

МЕНЮ

Код ответа: ткань генеративные бесполом побег вегетативные МЕНЮ

Код ответа:

  • ткань
  • генеративные
  • бесполом
  • побег
  • вегетативные

МЕНЮ

Минеральное  О  Р  Г  А  Н  И  З  М Питание Воздушное (фотосинтез) Дыхание Движение Рост и развитие Бесполое Размножение Половое ИТОГ

Минеральное

О

Р

Г

А

Н

И

З

М

Питание

Воздушное

(фотосинтез)

Дыхание

Движение

Рост и

развитие

Бесполое

Размножение

Половое

ИТОГ

Процесс потребления энергии и веществ называется питанием .  Солнце – источник жизни на Земле. Минеральное питание осуществляется с помощью корня. Наиболее активна всасывающая зона корня с корневыми волосками. Дополнительное минеральное питание (растения – хищники) росянка СХЕМА фотосинтез

Процесс потребления энергии и веществ называется питанием .

Солнце – источник жизни на Земле.

Минеральное питание осуществляется с помощью корня. Наиболее активна всасывающая зона корня с корневыми волосками.

Дополнительное минеральное питание (растения – хищники)

росянка

СХЕМА

фотосинтез

Для обеспечения жизнедеятельности между организмом и окружающей средой должен непрерывно происходить газообмен . Дыхание это процесс поглощения из окружающей среды кислорода и выделения углекислого газа. Газообмен в листе происходит через устьица СХЕМА

Для обеспечения жизнедеятельности между организмом и окружающей средой должен непрерывно происходить газообмен . Дыхание это процесс поглощения из окружающей среды кислорода и выделения углекислого газа.

Газообмен в листе происходит через устьица

СХЕМА

движению тропизмом например Пример положительного фототропизма ( движение к источнику света ) – стебелек травы растет в сторону пламени Таксис например СХЕМА

движению тропизмом например

Пример положительного фототропизма ( движение к источнику света ) – стебелек травы растет в сторону пламени

Таксис например

СХЕМА

росту развития Молодое растение только-только появилось на свет СХЕМА

росту

развития

Молодое растение только-только появилось на свет

СХЕМА

Способность к размножению – одна из важнейших особенностей живого. В процессе размножения происходит передача наследственного материала от родителей потомкам. Кроме того, размножение позволяет в благоприятных условиях увеличить количество особей. Вегетативное размножение это размножение, при котором начало новому организму даёт не одна клетка, а многоклеточные зачатки. Наиболее совершенными органами полового размножения среди растений обладают покрытосеменные В процессе адаптации к жизни на суше они развили семена и плоды, обеспечивающие питание и защиту зародышам. Мужские гаметы, заключённые в пыльце, переносятся на женские органы опыление после чего прорастает пыльцевая трубка и происходит оплодотворение СХЕМА

Способность к размножению – одна из важнейших особенностей живого. В процессе размножения происходит передача наследственного материала от родителей потомкам. Кроме того, размножение позволяет в благоприятных условиях увеличить количество особей.

Вегетативное размножение это размножение, при котором начало новому организму даёт не одна клетка, а многоклеточные зачатки.

Наиболее совершенными органами полового размножения среди растений обладают покрытосеменные В процессе адаптации к жизни на суше они развили семена и плоды, обеспечивающие питание и защиту зародышам. Мужские гаметы, заключённые в пыльце, переносятся на женские органы опыление после чего прорастает пыльцевая трубка и происходит оплодотворение

СХЕМА

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Что мы знаем о процессах жизнедеятельности растений? Задание:  найди соответствие между термином и его определением. Ответ запишите в виде кода. А. Увеличение массы и размеров организма. Б. Перемещение в пространстве, изменение положения тела. В. Процесс поглощения и превращения питательных веществ. Г. Процесс воспроизведения себе подобных. Д. Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа. 1. Питание 2. Дыхание 3. Рост 4. Размножение 5. Движение МЕНЮ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Что мы знаем о процессах жизнедеятельности растений?

Задание: найди соответствие между термином и его определением. Ответ запишите в виде кода.

А. Увеличение массы и размеров организма.

Б. Перемещение в пространстве, изменение положения тела.

В. Процесс поглощения и превращения питательных веществ.

Г. Процесс воспроизведения себе подобных.

Д. Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа.

1. Питание

2. Дыхание

3. Рост

4. Размножение

5. Движение

МЕНЮ

Код ответа: 1В 2Д 3А 4Г 5Б МЕНЮ

Код ответа:

МЕНЮ

Растение   Клетка   Организм  Ткань   Органы Движение Питание Дыхание Основная Рост и развитие Покровная Проводящая Размножение Механическая Образовательная Вегетативные Генеративные Цветок Корень Стебель Лист ИТОГ

Растение

Клетка

Организм

Ткань

Органы

Движение

Питание

Дыхание

Основная

Рост и

развитие

Покровная

Проводящая

Размножение

Механическая

Образовательная

Вегетативные

Генеративные

Цветок

Корень Стебель Лист

ИТОГ

П о д в е д е м и т о г и Задание:  закончи предложения подходящим по смыслу словом. 1. Наименьшая структурная единица растения – это ……. 2. Процесс перемещения организма в пространстве – это ……. 3. Процесс, сопровождающийся изменением размеров организма, – это ……. 4. Орган растения, отвечающий за половое размножение, – это ……орган. 5. Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа – это ……. 6. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняе-мым функциям, называется ……. 7. Способ размножения с участием одного родителя называется ……. 8. Часть организма с определенным строением и функциями – это ……. СХЕМА

П о д в е д е м и т о г и

Задание: закончи предложения подходящим по смыслу словом.

1. Наименьшая структурная единица растения – это …….

2. Процесс перемещения организма в пространстве – это …….

3. Процесс, сопровождающийся изменением размеров организма, – это …….

4. Орган растения, отвечающий за половое размножение, – это ……орган.

5. Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа – это …….

6. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняе-мым функциям, называется …….

7. Способ размножения с участием одного родителя называется …….

8. Часть организма с определенным строением и функциями – это …….

СХЕМА

При составлении презентации использованы материалы:  Учебник И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» , М., «Вентана – Граф», 2006 год  ЭУИ «Открытая биология 2.5» , ООО «Физикон», 2003 год  Современная мультимедийная детская энцикло-педия , ООО «Кирилл и Мефодий», 2006 год  ЭУИ «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»,  Уроки биологии: растения, бактерии, грибы, 6 класс , 2006 год  ЭУИ «Электронный атлас для школьника – ботаника 6-7 класс» , ЗАО «Новый дом», 2004 год

При составлении презентации использованы материалы:

  • Учебник И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» , М., «Вентана – Граф», 2006 год
  • ЭУИ «Открытая биология 2.5» , ООО «Физикон», 2003 год
  • Современная мультимедийная детская энцикло-педия , ООО «Кирилл и Мефодий», 2006 год
  • ЭУИ «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Уроки биологии: растения, бактерии, грибы, 6 класс , 2006 год
  • ЭУИ «Электронный атлас для школьника – ботаника 6-7 класс» , ЗАО «Новый дом», 2004 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!