СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Размножение комнатных растений»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГКОУ УР «Балезинская школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

открытого урока по теме: «Размножение комнатных растений»

 

 

 

 

 

Учитель: Шкляева М.Н.

Профильного труда

сельскохозяйственного труда

 

 

 

 

с. Балезино, 2021 г.

 

 

Урок  № 57, 58    Дата: 23.04.2021 г.     

Тема урока: «Размножение комнатных растений».

Урок комбинированный.

Цель:​ Познакомить обучающихся со способами размножения комнатных растений и приобрести навыки и умения по размножению комнатных растений.

Задачи:

-образовательная: формировать знания о размножении комнатных растений, вырабатывать практический навык в посадке комнатных растений;

-коррекционная: развивать память на основе припоминания ранее изученных сведений о комнатных растениях,

развивать связную устную речь через пополнение словарного запаса,  развивать мелкую моторику кистей рук;

-воспитательная: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их жизнь.

 

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, инвентарь и материалы для подготовки посадочного материала комнатных растений.

Материально - дидактическое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, технологическая карта.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на наше занятие пришли гости. Ребята, я прошу вас работать хорошо и показать нашим гостям, как вы умеете трудиться.

Проверяет наличие учебных пособий и принадлежностей.

 

 

Приветствуют учителя.

Организация рабочих мест, подготовка доски. 

Отчет дежурного.

 

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2. Проверка домашнего задания.

А сейчас давайте повторим то, что изучали на предыдущем уроке. (Слайд 1)

  1. Ребята скажите:
  2. Для чего мы сажаем комнатные растения? 
  3.  
  4. Чтобы растение было красивое, что мы должны делать? 
  5.  
  6. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

 

 

 

 

 

 

  1. Какие инструменты и приспособления необходимы для ухода за комнатными растениями? 
  2. Когда мы ухаживаем за комнатными растениями: (Слайд 2)
  • что мы делаем салфеткой?
  • что мы делаем лейкой?
  • что мы делаем пульверизатором?
  • что мы делаем заостренной палочкой?
  • что мы делаем совком?
  • что мы делаем ножницами?

 

Что должно быть в днище горшка? 

Для чего нужны отверстия? 

 

 

 

 

Для чего нужен поддон? 

Отвечают на вопросы.

 

 

Для красоты, для уюта, для очищения воздуха в комнате.

Ухаживать за комнатными растениями.

 

Комнатные растения нужно: поливать, вытирать пыль с листьев, опрыскивать, рыхлить почву в горшках, срезать сухие стебли и цветы.

 

 

 

Салфетка, лейка, пульверизатор, заостренная палочка, ножницы.

 

 

Вытираем пыль.

Поливаем.

Опрыскиваем.

Разрыхляем землю.

Насыпаем землю в горшок.

Обрезаем сухие листья и стебли.

Отверстия.

Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Иначе корни будут гнить и растение погибнет.

Чтобы во время полива вода не стекала.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

3. Актуализация знаний.

  • Ребята, бывали ли у вас в жизни ситуации, когда необходимо было преподнести цветы в качестве подарка или просто захотелось иметь, то или иное растение у себя дома? (Слайд 3)
  • Как в таком случае вы поступали?
  • Можно купить новое растение в цветочном магазине, но можно вырастить растение самому.
  • Ребята, кто мне может ответить, если растениям в горшке мало места, что мы должны сделать?

То есть размножить его.

-Как вы объясните понятие «размножение растений»?

Кто знает какими способами размножаются комнатные растения? 

  • И так какую цель мы поставим перед собой.

 

Тема: Размножение комнатных растений.

Сегодня будем говорить о способах размножения комнатных растений. (Слайд 4)

  1. Открываем учебники на стр. 118.

Отвечают на вопросы.

Да, бывали.

 

 

 

Покупали в цветочном магазине.

 

Пересадить.

 

Увеличить их количество.

Семенами, отростками.

 

Выдвигают предположения о теме урока.

Открывают тетради, записывают тему урока и число.

Работа с учебником.

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цель. 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размножением комнатных растений профессионально занимаются цветоводы.

Этому могут научиться все, но прежде всего, нужно получить хотя бы самые необходимые знания о способах размножения и приобрести простейшие навыки и умения по размножению комнатных растений.

При этом каждый человек должен соблюдать самое главное правило при размножении комнатного растения, которое звучит так: - « Не навреди растению!» (Слайд 5)

Комнатные растения растут в классе и у многих дома.

Для комнатных растений существуют 2 основных способа размножения.  Это семенное размножение (генеративное) и размножение растения его частями (вегетативное).  (Сайд 6)

Зарисуем схему «Способы размножения комнатных растений» в тетради.

 

Ученые заметили, что растения, выращенные из семян, обладают большей долговечностью, имеют хорошо развитую корневую систему, легче переносят пересадки и наиболее удачны в декоративном отношении. При таком размножении растений используют готовые семена, которые развиваются в процессе жизненного цикла растения, семена, которые спеют на растении. Такие семена можно получить с растения при благоприятных условиях роста, или купить готовый пакетик семян комнатного растения в магазине. (Слайд 7)

Второй способ размножения частями растения он называется вегетативным

Вегетативное размножение – это получение новых растений из отдельных частей взрослого растения.

Для размножения можно использовать любую часть растения: листья, стебли, усики, корневище.

Способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр. (Слайд 8)

  1. Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение фиалка. Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками. (Слайд 9)

 

Размножение стеблевыми черенками это самый распространенный способ размножения комнатных растений. Стеблевым черенком называется  отделенная часть стебля, которая затем развивается в самостоятельное растение.

Лучшее время для размножения черенками – весна и лето. На растении срезают небольшие нецветущие боковые отростки (длиной от 8 до 15 см) и помещают их в воду. Как только появятся корни в нижней части черенков, их высаживают в горшки с почвой.  (Слайд 10)

Размножение делением корневища. Корневищем называется подземный стебель растения. На корневище образуются почки, из которых развиваются новые растения. Когда растение с корневищем разрастается, его легко размножить.

Весной или в начале лета растение вынимают из горшка, отряхивают от земли  и разрезают его корневище так, чтобы каждая часть имела листья, корни и часть корневища. Отдельные части растения высаживают в горшки с почвой. (Слайд 11)

Размножение отпрысками. Некоторые растения образуют отпрыски, отходящие от основного стебля. Отпрысками называются вполне сформировавшиеся растения, которые образуются из почек, закладывающихся на корнях растения.

В конце весны отпрыски отрезают от основного стебля, стараясь сохранить большую часть уже имеющихся корней. Каждый из отпрысков высаживают в отдельный горшок с почвой. (Слайд 12)

Таблица «Способы размножения комнатных растений». (Слайд 13)

Просматривают презентацию.

Слушают учителя.

Ведут диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарисовывают схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

Рассматривают (рис.67).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают (рис. 68).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают (рис. 69).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

Личностные:

имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: 

умение воспринимать информацию, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог.

Познавательные:

ориентироваться в тексте. 

4.Физкультминутка.

Игровое задание: «Прикрепи название».

Необходимо внимательно рассмотреть все растения, которые стоят на отдельном столе в кабинете. И приклеить к нему название.  Получив табличку с названием комнатного растения. Испытывая затруднения при выполнении задания, допускается помощь учителя.

Молодцы, как хорошо вы справились с заданием.

Выполняют задание, принимают помощь учителя.

 

5.Закрепление пройденного материала.

С какими способами размножения комнатных растений вы познакомились?

 

 

Чем размножаются растения при семенном размножении?

Чем размножаются растения при вегетативном размножении?

 

 

 

Что такое стеблевой черенок?

 

 

 

 

 

Что такое корневище?

 

 

Что такое отпрыски?

 

 

 

 

Познакомились с двумя способами размножения комнатных растений - семенное и вегетативное.

Семенами.

 

Частями растения: листьями, стеблями, отводками, усиками; можно размножить делением куста.

Стеблевой черенок -  отделенная часть стебля, которая затем развивается в самостоятельное растение.

Корневище -  подземный стебель растения.

Отпрыски - сформировавшиеся растения, которые образуются из почек, закладывающихся на корнях растения.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, что еще нужно.

Познавательные: анализ, сравнение, обогащение информации.

6.Практическая часть.

 

Размножение комнатных растений.

Изучаем технологическую карту.

- У вас есть вопросы?

- Всё вам понятно?

- Приступаем к работе.

Техника безопасности:

  • Работать всегда только с чистыми инструментами.
  • Поверхность среза должна быть ровной. Иначе может начаться гниение.
  1. Во время работы быть внимательными, точно выполнять инструкции.
  2. Не отвлекаться самому и не отвлекать других.
  3. Соблюдать правила безопасности и санитарно-гигиенические требования при выполнении заданий с инструментом.
  4. Инструмент использовать по назначению.

 

  1. Практическая работа:

Подготовка инвентаря и материалов для посадки комнатных растений.

Осмотреть растение.

Срезать выбранные боковые отростки.

Срезать листья в нижней части черенков.

Подготовить почвенную смесь.

Заполнить горшки подготовленной почвенной смесью.

Сделать в середине горшка углубление, опустить черенок. Прижать почву к растению с боков, полить.

Поставить горшок в светлое место.

Соблюдение правил техники безопасности.

 

Контроль за работой обучающихся: (во время работы учитель смотрит за техникой, подсказывает, помогает).

 

Организует уборку рабочих мест.

Изучают технологическую карту.

 

 

 

 

Вспоминают технику безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по технологической карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят уборку своих рабочих мест и кабинета.

 

7.Подведение итога.

Что нового узнали, чему научились, что запомнили?

Узнали, что растения можно размножать двумя способами.

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили.

8.Оценивание.

Как вы оцениваете свою деятельность на уроках?

Работали хорошо, вспомнили пройденный материал, приобрели первоначальные знания о размножении комнатных растений, выполнили практическую работу.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

9.Домашнее задание.

Написать названия комнатных растений дома. Выявить, какими способами можно размножить данные комнатные растения.

Записывают домашнее задание.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Размножение комнатных растений»»

ГКОУ УР «Балезинская школа-интернат»







Технологическая карта

открытого урока по теме: «Размножение комнатных растений»






Учитель: Шкляева М.Н.

Профильного труда

сельскохозяйственного труда





с. Балезино, 2021 г.



Урок № 57, 58 Дата: 23.04.2021 г.

Тема урока: «Размножение комнатных растений».

Урок комбинированный.

Цель:​ Познакомить обучающихся со способами размножения комнатных растений и приобрести навыки и умения по размножению комнатных растений.

Задачи:

образовательная: формировать знания о размножении комнатных растений, вырабатывать практический навык в посадке комнатных растений;

коррекционная: развивать память на основе припоминания ранее изученных сведений о комнатных растениях,

развивать связную устную речь через пополнение словарного запаса, развивать мелкую моторику кистей рук;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их жизнь.


Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, инвентарь и материалы для подготовки посадочного материала комнатных растений.

Материально - дидактическое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, технологическая карта.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на наше занятие пришли гости. Ребята, я прошу вас работать хорошо и показать нашим гостям, как вы умеете трудиться.

Проверяет наличие учебных пособий и принадлежностей.




Приветствуют учителя.

Организация рабочих мест, подготовка доски. 

Отчет дежурного.



Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.


2. Проверка домашнего задания.

А сейчас давайте повторим то, что изучали на предыдущем уроке. (Слайд 1)

  1. Ребята скажите:

  2. Для чего мы сажаем комнатные растения? 

  3. Чтобы растение было красивое, что мы должны делать? 

  4. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?







  1. Какие инструменты и приспособления необходимы для ухода за комнатными растениями? 

  2. Когда мы ухаживаем за комнатными растениями: (Слайд 2)

  • что мы делаем салфеткой?

  • что мы делаем лейкой?

  • что мы делаем пульверизатором?

  • что мы делаем заостренной палочкой?

  • что мы делаем совком?

  • что мы делаем ножницами?


Что должно быть в днище горшка? 

Для чего нужны отверстия? 





Для чего нужен поддон? 

Отвечают на вопросы.



Для красоты, для уюта, для очищения воздуха в комнате.

Ухаживать за комнатными растениями.


Комнатные растения нужно: поливать, вытирать пыль с листьев, опрыскивать, рыхлить почву в горшках, срезать сухие стебли и цветы.




Салфетка, лейка, пульверизатор, заостренная палочка, ножницы.



Вытираем пыль.

Поливаем.

Опрыскиваем.

Разрыхляем землю.

Насыпаем землю в горшок.

Обрезаем сухие листья и стебли.

Отверстия.

Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Иначе корни будут гнить и растение погибнет.

Чтобы во время полива вода не стекала.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

3. Актуализация знаний.

  • Ребята, бывали ли у вас в жизни ситуации, когда необходимо было преподнести цветы в качестве подарка или просто захотелось иметь, то или иное растение у себя дома? (Слайд 3)

  • Как в таком случае вы поступали?

  • Можно купить новое растение в цветочном магазине, но можно вырастить растение самому.

  • Ребята, кто мне может ответить, если растениям в горшке мало места, что мы должны сделать?

То есть размножить его.

-Как вы объясните понятие «размножение растений»?

Кто знает какими способами размножаются комнатные растения? 

  • И так какую цель мы поставим перед собой.


Тема: Размножение комнатных растений.

Сегодня будем говорить о способах размножения комнатных растений. (Слайд 4)

  1. Открываем учебники на стр. 118.


Отвечают на вопросы.

Да, бывали.




Покупали в цветочном магазине.


Пересадить.


Увеличить их количество.

Семенами, отростками.


Выдвигают предположения о теме урока.

Открывают тетради, записывают тему урока и число.

Работа с учебником.

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цель. 


4. Изучение нового материала.




























































Размножением комнатных растений профессионально занимаются цветоводы.

Этому могут научиться все, но прежде всего, нужно получить хотя бы самые необходимые знания о способах размножения и приобрести простейшие навыки и умения по размножению комнатных растений.

При этом каждый человек должен соблюдать самое главное правило при размножении комнатного растения, которое звучит так: - « Не навреди растению!» (Слайд 5)

Комнатные растения растут в классе и у многих дома.

Для комнатных растений существуют 2 основных способа размножения. Это семенное размножение (генеративное) и размножение растения его частями (вегетативное). (Сайд 6)

Зарисуем схему «Способы размножения комнатных растений» в тетради.


Ученые заметили, что растения, выращенные из семян, обладают большей долговечностью, имеют хорошо развитую корневую систему, легче переносят пересадки и наиболее удачны в декоративном отношении. При таком размножении растений используют готовые семена, которые развиваются в процессе жизненного цикла растения, семена, которые спеют на растении. Такие семена можно получить с растения при благоприятных условиях роста, или купить готовый пакетик семян комнатного растения в магазине. (Слайд 7)

Второй способ размножения частями растения он называется вегетативным

Вегетативное размножение – это получение новых растений из отдельных частей взрослого растения.

Для размножения можно использовать любую часть растения: листья, стебли, усики, корневище.

Способ размножения состоит в том, что новые растения образуются из частей старых. Для получения посадочного материала выбирать надо здоровый, хорошо растущий экземпляр. (Слайд 8)

  1. Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение фиалка. Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками. (Слайд 9)


Размножение стеблевыми черенками это самый распространенный способ размножения комнатных растений. Стеблевым черенком называется отделенная часть стебля, которая затем развивается в самостоятельное растение.

Лучшее время для размножения черенками – весна и лето. На растении срезают небольшие нецветущие боковые отростки (длиной от 8 до 15 см) и помещают их в воду. Как только появятся корни в нижней части черенков, их высаживают в горшки с почвой. (Слайд 10)

Размножение делением корневища. Корневищем называется подземный стебель растения. На корневище образуются почки, из которых развиваются новые растения. Когда растение с корневищем разрастается, его легко размножить.

Весной или в начале лета растение вынимают из горшка, отряхивают от земли и разрезают его корневище так, чтобы каждая часть имела листья, корни и часть корневища. Отдельные части растения высаживают в горшки с почвой. (Слайд 11)

Размножение отпрысками. Некоторые растения образуют отпрыски, отходящие от основного стебля. Отпрысками называются вполне сформировавшиеся растения, которые образуются из почек, закладывающихся на корнях растения.

В конце весны отпрыски отрезают от основного стебля, стараясь сохранить большую часть уже имеющихся корней. Каждый из отпрысков высаживают в отдельный горшок с почвой. (Слайд 12)

Таблица «Способы размножения комнатных растений». (Слайд 13)

Просматривают презентацию.

Слушают учителя.

Ведут диалог.














Зарисовывают схему.

































Работа с учебником.

Рассматривают (рис.67).










Рассматривают (рис. 68).









Рассматривают (рис. 69).











Заполняют таблицу.


Личностные:

имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог.

Познавательные:

ориентироваться в тексте. 


4.Физкультминутка.


Игровое задание: «Прикрепи название».

Необходимо внимательно рассмотреть все растения, которые стоят на отдельном столе в кабинете. И приклеить к нему название. Получив табличку с названием комнатного растения. Испытывая затруднения при выполнении задания, допускается помощь учителя.

Молодцы, как хорошо вы справились с заданием.

Выполняют задание, принимают помощь учителя.



5.Закрепление пройденного материала.


С какими способами размножения комнатных растений вы познакомились?



Чем размножаются растения при семенном размножении?

Чем размножаются растения при вегетативном размножении?




Что такое стеблевой черенок?






Что такое корневище?



Что такое отпрыски?






Познакомились с двумя способами размножения комнатных растений - семенное и вегетативное.

Семенами.


Частями растения: листьями, стеблями, отводками, усиками; можно размножить делением куста.

Стеблевой черенок - отделенная часть стебля, которая затем развивается в самостоятельное растение.

Корневище - подземный стебель растения.

Отпрыски - сформировавшиеся растения, которые образуются из почек, закладывающихся на корнях растения.


Регулятивные:

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, что еще нужно.

Познавательные: анализ, сравнение, обогащение информации.


6.Практическая часть.



Размножение комнатных растений.

Изучаем технологическую карту.

- У вас есть вопросы?

- Всё вам понятно?

- Приступаем к работе.

Техника безопасности:

  • Работать всегда только с чистыми инструментами.

  • Поверхность среза должна быть ровной. Иначе может начаться гниение.

  1. Во время работы быть внимательными, точно выполнять инструкции.

  2. Не отвлекаться самому и не отвлекать других.

  3. Соблюдать правила безопасности и санитарно-гигиенические требования при выполнении заданий с инструментом.

  4. Инструмент использовать по назначению.

  1. Практическая работа:

Подготовка инвентаря и материалов для посадки комнатных растений.

Осмотреть растение.

Срезать выбранные боковые отростки.

Срезать листья в нижней части черенков.

Подготовить почвенную смесь.

Заполнить горшки подготовленной почвенной смесью.

Сделать в середине горшка углубление, опустить черенок. Прижать почву к растению с боков, полить.

Поставить горшок в светлое место.

Соблюдение правил техники безопасности.


Контроль за работой обучающихся: (во время работы учитель смотрит за техникой, подсказывает, помогает).


Организует уборку рабочих мест.

Изучают технологическую карту.





Вспоминают технику безопасности.











Работают по технологической карте.















Проводят уборку своих рабочих мест и кабинета.


7.Подведение итога.


Что нового узнали, чему научились, что запомнили?

Узнали, что растения можно размножать двумя способами.

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции пройденного материала и как они их усвоили.

8.Оценивание.


Как вы оцениваете свою деятельность на уроках?

Работали хорошо, вспомнили пройденный материал, приобрели первоначальные знания о размножении комнатных растений, выполнили практическую работу.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

9.Домашнее задание.


Написать названия комнатных растений в спальне № 12. Выявить, какими способами можно размножить данные комнатные растения.

Записывают домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!