СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация дебатных турниров в школе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различный формат дебатных турниров. Дебаты Карла Поппера

Просмотр содержимого документа
«Организация дебатных турниров в школе»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Семейкинская средняя общеобразовательная школа - детский сад №31»






Тема воспитательной работы:


«Организация дебатных турниров по формату Карла Поппера».





Подготовила: Огиенко Яна Викторовна,

классный руководитель 10 класса

2017

Правила проведения дебатов

Правила проведения дебатов



1.  Соревнуются две команды.

2.  Темы известны участникам заранее (за 2 недели). Если используются неизвестные темы, то они должны быть близки участникам, соприкасаться с их жизненным опытом.

3.  Дебаты 10 на 10 – «народный парламент». В идеале каждый должен высказаться во время игры, поэтому важна командная стратегия.

4.  Тот, кто просит слова, встаёт. Одновременно могут встать несколько участников. Модератор выбирает кто будет выступать.

5.  Дебаты 2 на 2. Каждую команду представляют по два избранных члена, которые защищают позицию. Дебатирование происходит сидя.

6.  Дебаты ведёт модератор. Участники могут говорить только тогда, когда модератор даёт слово.

7.  Модератор даёт слово поочередно каждой команде, для того чтобы обе команды имели равные возможности использовать время.

8.  В ходе игры время на подготовку ограничено – 3 минуты. Во время подготовки у участников не должно быть никаких источников информации.

9.  Недопустимо использование любой помощи – замечаний, подсказок - в процессе дебатов.

10. Позиция команд определяется путём жеребьевки, независимо от того, какой личной позиции по данной теме придерживаются участники.

11. Дебаты открывает команда, которая по результатам жеребьёвки отстаивает положительное утверждение.

12. Монолог во время дебатов не должен превышать 1 минуты (за временем следит – таймкипер)

13. Время игры ограничивается и составляет от 3 до 7 минут в зависимости от количества участников и темы.

14. Дебаты оценивает жюри (состав - 3 человека) по трем основным критериям: аргументы, презентация (жестикуляция) и сотрудничество внутри команды.

15. Могут  быть и специально приглашенные гости – эксперты.

16. Зрители имеют возможность выразить своё отношение к теме дебатов.

Варианты тезисов

Тема урока

класс

Тезис для дебатов

История

«Образование Древнерусского государства

6

«Государство на древней Руси было привнесено извне приглашенными князьями»

«Создание единого государства»

7

«Влияние монголо-татарского завоевания на судьбу Руси было отрицательным»

«Эпоха Петра Великого»

8

«Реформы Петра I – это благо для русского общества»

«Внутренняя и внешняя политика России во 2-ой половине XIX века»

9

«Реформы 60-70-х годов XIX века создали основу буржуазного развития России»

«Начало Великой Отечественной войны»

10

«Нападение Германии на Советский Союз было внезапным»

«Распад СССР и образование СНГ»

11

«Распад СССР был неизбежным»

Обществоведение

«Человек и история»

9

«Личность может изменить историю»

«Конституционные права и обязанности граждан»

11

«Всеобщая воинская обязанность должна быть отменена», «Субботники следует отменить»

«Гражданское право»

11

«Авторские права следует отменить»

«Основы уголовного права»

11

«Смертная казнь должна быть отменена», 

"Следует ввести суд присяжных"

«Социально-экономическая модель»

11

«Медицинское обслуживание должно быть платным»

«Национальная и конфессиональная политика», «Религия»

11



10

«Религиозные секты должны быть запрещены»

«Развитие культуры и укрепление здоровья нации»

11

«Выпускники школы должны свободно владеть русским языком», «Производство табачных изделий следует запретить»

«Молодёжная политика» «Образование»

11

10

«Высшее образование должно быть платным»

«Нации и национальные отношения»

«Система международных отношений»

«Глобальные проблемы современности»

10



11



11

«Внутренние военные конфликты каждая страна должна решать самостоятельно»,

«Строительство новых АЭС должно быть запрещено»



«Опыты на животных следует запретить»

«Демографические процессы»

10

«Иммигранты должны следовать законам и обычаям принимающей страны»

Классификация дебатов

«Классические дебаты». Это формат дебатов, где участвуют 2 команды от 6 до 10 человек, а остальные учащиеся являются либо «рецензентами», либо судьями. Эта форма подходит для проведения урока обобщения, урока-практикума.

«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Эта  форма может применяться для активизации познавательной деятельности, закрепления учебного материала, как элемент «обратной связи».

«Текстовые» дебаты. Для проведения класс делится на две группы, каждая должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утверждения, используя только материал изучаемой темы. Данная форма рекомендуется на начальных этапах обучения либо для классов с невысоким уровнем мотивации к обучению.

«Скоростные» дебаты. По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров, остальные учащиеся записывают выводы, которые затем обсуждаются в классе. Такая форма может применяться на этапе актуализации, изучения нового материала, закрепления.

Существуют несколько вариантов проведения урока: 1) тема объявляется прямо на уроке, учащиеся определяются с тезисами, определяются утверждающая и отрицающая стороны. Весь класс, разбитый на группы (по желанию), в течение первого урока  готовится к дебатам: работают с материалом учебника, дополнительной информацией, используют Интернет-ресурсы, обсуждают результаты. На втором уроке проходит сама игра. 2) тема объявляется в качестве домашнего задания всем учащимся. Команды формируются по желанию. Дома учащиеся прорабатывают как защиту, так и опровержение темы. Непосредственно перед игрой определяются две команды, участвующие в ней, и жребий выбирает для каждой из них сторону «за» или «против». Таким образом, все учащиеся класса находятся в состоянии «готовности №1». 3) тезис объявляется непосредственно на уроке. Предварительно на дом предлагается для подготовки перечень вопросов, входящих в круг данной темы. На уроке учащиеся в течении 15 минут обсуждают подготовленный материал, а после организуются дебаты.

Памятка

«Публичное выступление»

Как выстроить доказательство своей позиции?

1. Чётко сформулировать позицию: (Мы (наша команда)  (не) согласны с утверждением «   », наша команда считает, что …

2. Аргументировать (объяснить, почему так считаешь), используя речевые обороты: Потому что,…. В виду того, что… . Как мне представляется….

3. Каждый аргумент подтвердить 1-2 доказательствами (личный опыт, пример, факт, сравнение, статистические данные, цитатами)

4. Обобщить свою позицию (сделать вывод)

«Таким образом, наша команда считает…», «Из сказанного я заключаю….», «Исходя из  вышесказанного следует, что…»

Что значит, грамотно излагать мысли?

1. Термин, если новый, лучше объяснить (коалиция, т.е. союз государств, созданный для достижения определённых целей);

2. Предложения не должны быть слишком длинными; должна быть лаконичность (чёткость и краткость).

3. Использовать так называемый «сигнал формулирования»

«Я бы хотел обратить ваше внимание на следующее обстоятельство…», «Взгляните на проблему под другим углом…», «А с точки зрения…», «Не могу согласиться с тем, что…”. 

Для того, чтобы учащиеся учились правильно рассуждать обсуждаем  данную инфографику о логических ошибках в рассуждениях, используя стратегию "3-2-1": 3 вопроса, 2 замечания и 1 предложение. Вместе с ребятами можно обсудить какие из предложенных уловок  можно применять для  убедительности, а какие являются "ударом ниже пояса". Это позволяет  уличить оппонентов в логической ошибке и составить контраргумент. На данном материале можно составить упражнения с логическими ошибками с последующим анализом. Успешным учащимся можно поручить записывать прозвучавшие логические ошибки в ходе дебатирования.







Пример выступления спикеров по теме: «Отцы и дети»

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой. Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой «отцов и детей», преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной.

Однако слово «поколение» многозначно. Оно обозначает:
1. генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка;
2. возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и тоже время и образующих определенный слой населения;
3. условный отрезок времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение;
4. современников-людей, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний.

Со сменой поколений меняются методы воспитания, ценности, отношение к людям и материальным объектам. На современном этапе развития нашего общества эта проблема является глобальной и в ней можно выделить ряд аспектов:

различия в образе жизни молодых и пожилых людей, превалирование материальных ценностей над духовными для молодого поколения и наоборот для старшего поколения, минимальное привлечение людей пожилого возраста в социальную и культурную жизнь современного общества. Еще одной проблемой, на почве которой может возникнуть конфликт поколений, является материальная нестабильность и неуверенность молодых людей

АРГУМЕНТ ПЕРВЫЙ ОБЪЕКТИВНЫЙ

В общем виде можно сказать, что чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями. Поэтому сложнее механизмы преемственности, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию. НЕТ

Взаимоотношения поколений никогда и нигде не могут быть абсолютно равными, симметричными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие. ДА

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается и перевешивается влиянием сверстников и т. д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную, состоящую из супружеской пары и ее потомства. Отсюда - растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и всякого рода межпоколенных конфликтов. НЕТ

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Раньше старый мог сказать юноше: «Ты должен слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен». Этим Мид объясняет и молодежную «контркультуру», и студенческие волнения в США.

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ ОБЪЕКТИВНЫЙ

Степень сходства и преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной морали, расхождения между родителями и детьми, старшими и младшими вообще, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирует консервативных отцов. С их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» от «чужих». Скажем в сфере музыкальных увлечений уже между 15-17-летними и 20-23-летними существуют большие различия; они ориентируются на разную музыку, а в других областях культуры их вкусы могут совпадать.

Современных подростков не без основания упрекают в том, что их эмоциональная раскованность иногда перерастает в нравственную распущенность.

Стиль воспитания детей, его цели, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения.

Из факторов социализации самым важным н влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

АРГУМЕНТ ТРЕТИЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ

Помимо состояния общества, уровня политической культуры, социально-экономического развития страны, образовательного уровня родителей, сильно влияет на взаимоотношение поколений состав семьи и характер общения между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростков оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.


Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных В. Д. Поповым уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» - дети, начиная с пятого класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки, последнее место - отцы. В некоторых семьях единственная форма общения отцов с детьми - совместный просмотр телепередач, после чего семья тихо отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В старом патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще невольно ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, и все остальное - благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети - появится автоматически. Возиться с детьми и разводить «нежности телячьи» - не мужское дело. Такова была господствующая установка, и, хотя, очень многие мужчины чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального тепла и интимности, это не воспринималось как социальная проблема.

Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т. д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую психологическую помощь.

Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности. Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни. В сознании молодежи формируется ошибочное мнение о бесполезности людей преклонного возраста и вместо почета и уважения, старики получают негативное к ним отношение.
ВЫВОД

Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.



ВТОРАЯ СТАТЬЯ


В  условиях  информационного  общества  проблема  взаимоотношения  поколений  (извечная  проблема  «отцов  и  детей»)  приобретает  особую  актуальность  в  связи  с  преемственностью  и  передачей  культурных  ценностей  от  поколения  к  поколению,  соотношением  традиций  и  социальных  инноваций  в  современном  обществе. 

Маргарет  Мид,  выдвинувшая  в  60  годах  прошлого  века  теорию  о  трех  типах  обмена  информацией  между  поколениями:  постфигуративной  (традиционное  общество),  кофигуративной  (индустриальное  общество)  и  префигуративной  («будущее»),  предугадала  состояние  современного  информационного  общества.  Жизнь  сегодняшней  молодежи  отличается  от  жизненных  моделей  старшего  поколения.  Если  для  культур  постфигуративных  характерна  передача  информации  вертикально,  для  кофигуративных  обществ  – горизонтально,  то  для  культуры  префигуративной  взаимодействие  между  поколениями  вовсе  необязательно  —  информация  распространяется  «диагонально»,  через  другие  источники:  Интернет,  СМИ  и  т.  д. 

Стремительная  «визуализация»  среды  информационной  эпохи  повышает  значение  видео,  изображений  и  интуитивно  понятных  символов,  при  этом  текст  теряет  свою  первостепенную  роль.  Кратковременная  память  приобретает  большее  значение,  нежели  долговременная.  В  таком  обществе,  напротив,  поколение  детей  способно  передавать  какие-то  знания  поколению  отцов  (соответственно,  авторитет  старших  оказывается  подорван). 

Одним  из  главных  факторов  в  конфликте  поколений  является  понижение  социального  статуса  пожилых  людей,  изменение  характера  труда  в  информационном  обществе,  обесценивание  молодежью  накопленного  опыта  старших  поколений,  увеличение  социокультурной  дистанции  между  молодым  и  пожилым  возрастом.

Цивилизации,  в  отличие  от  пространственно  локализующей  себя  культуры,  свойственна  экспансия  (О.  Шпенглер),  перемалывание  семейно-родовой  структуры,  разрушение  традиционных  семейных  моделей  и  ценностей  (К.  Маркс),  утверждение  безличных  связей,  снижение  ценности  специфических  мужских  преимуществ  (физической  силы,  формальной  логики)  и  повышение  ценности  женских  качеств  (творчество).  Устойчивость  семейной  структуры  существует  лишь  как  аспект  всеобщего  изменения,  движения,  саморазвития. 

Ускорение  технического  и  социального  развития  делает  прошлый  опыт  не  только  недостаточным,  но  даже  вредным,  мешая  смелым  и  прогрессивным  подходам  к  новым,  небывалым  обстоятельствам.

Конфигуративная  культура  переносит  центр  тяжести  с  прошлого  на  современность.  Она  ориентируется  не  столько  на  старших,  сколько  на  современников,  равных  по  возрасту  и  опыту.  Информационное  общество  диктует  свои  правила  не  только  в  жизни  социума  в  целом,  но  и  в  рамках  отдельно  взятой  семьи.

Еще  в  XVIII  веке  итальянский  философ  эпохи  Просвещения  Джамбаттиста  Вико  (Giambattista  Vico)  заявил,  что  саморазвитие  общества  осуществляется  по  своим  внутренним  законам  и  причинам  в  процессе  смены  поколений.  Человек  как  вид  фактически  не  меняется,  меняются  лишь  конкретно-исторические  условия  жизни.  В  воспитании  влияние  родителей  уравновешивается  и  перевешивается  влиянием  сверстников,  появлением  особой  молодежной  субкультуры  и  всякого  рода  межпоколенных  конфликтов.  Дети  лучше  вписаны  в  окружающую  реальность,  информационная  неграмотность  взрослых  означает,  что  точек  соприкосновения  с  детьми  становится  всё  меньше.  Кризис  семейных  отношений  обнаруживается  в  коренной  ломке  традиционной  системы  семейных  ценностей. 

В  начале  90-   годов  прошлого  века  американцы  Нейл  Хоув  и  Штраус  изложили  мысль  о  том,  что  поведение  человека  зависит  от  того,  в  каких  условиях  он  жил  и  воспитывался  до  12—14  лет.  Именно  до  этого  возраста  у  личности  формируется  собственная  система  ценностей,  которую  он  проносит  через  всю  жизнь.  Теория  Хоува-Штрауса  утверждает,  что  формирует  и  определяет  поколение  не  только  и  не  столько  возраст,  сколько  ценности  людей,  которые  формируются  под  влиянием  общественных,  экономических,  социальных,  технологических  событий  и  воспитания  в  семье. 

Процесс  модернизации  семейного  быта,  изменение  «черт»  семейной  жизни  усложняет  межличностные  отношения  между  родителями  и  детьми  в  связи  с  тем,  что  усиливаются  демократические  тенденции  в  области  семейных  отношений.  Демократия  есть  поведение,  отношение,  состояние  души,  которое  основывается  на  принципах  личной  автономии  и  равенства.  Структурные  изменения  отношений  между  поколениями  в  семье  проявляются  в  образах  мышления,  образцах  поведения,  ценностях,  менталитете,  что  содействует  преодолению  кризиса  патриархальности  и  возникновение  демократической  семьи.  Семейные  условия,  включая  социальное  положение,  род  занятий,  материальный  уровень  и  уровень  образования  родителей,  в  значительной  мере  предопределяют  жизненный  путь  ребенка.  Вся  внутрисемейная  атмосфера,  характер  взаимоотношений  между  ее  членами  воздействует  и  накапливается  с  возрастом,  преломляясь  в  структуре  личности.  Старшие  обучают  и  воспитывают  младших,  приобщают  их  к  унаследованной  от  прошлого  культуре  и  в  дальнейшем  передают  им  это  наследие. 

Родители  внедряют  в  сознание  ребенка  определенную  систему  норм,  соблюдение  которых  постепенно  становится  для  ребенка  привычкой  и  внутренней  потребностью.  Ребенок  подражает  родителям,  ориентируется  на  их  пример,  старается  стать  таким  же,  как  они.  Зная  внутренний  мир  ребенка,  чутко  откликаясь  на  его  проблемы,  родители  тем  самым  формируют  его  самосознание  и  коммуникативные  качества.  Наилучшие  взаимоотношения  между  поколениями  складываются  обычно  тогда,  когда  родители  придерживаются  демократического  стиля  воспитания.  Этот  стиль  в  наибольшей  степени  способствует  воспитанию  самостоятельности,  активности,  инициативы  и  социальной  ответственности.

В  такой  семье  не  ущемляются  права  и  достоинство  мужчины  и  женщины,  родителей  и  детей,  что  обеспечивает  каждому  из  них  автономию,  равные  возможности  профессионального,  интеллектуального  и  духовного  роста. 

Демократизация  внутрисемейных  отношений  тесно  связана  с  автономией  личности,  симметричностью  (кофигуративностью  —  М.  Мид),  обесцениванием  эмпирического  опыта  старших,  переходом  от  монологического  к  диалогическому  принципу  отношений  между  поколениями  (И.С.  Кон,  Дж.Г.  Мид,  У.  Гуд,  Т.А.  Гурко,  С.И.  Голод,  В.Т.  Лисовский,  М.Ю.  Попов). 

Возрастание  психологических  и  нравственных  запросов,  гендерных  отношений  отражает  общие  закономерности  дальнейшей  индивидуализации  личности  [1,  С.  90].  Как  правило,  конфликты  в  семье  наступают  тогда,  когда  дети  взрослеют,  обретая  индивидуальность  своей  личности.  Наибольшая  автономия  наблюдается  в  сфере  досуга,  развлечений,  свободного  общения,  потребительских  ориентаций.  При  всей  тяге  к  самостоятельности,  поколение  детей  нуждаются  в  жизненном  опыте  и  помощи  старших.

Мобильность,  индивидуализация  трансформирует  поколенные  связи,  делает  их  более  гибкими  и  симметричными,  по  принципам  построения  сетей,  где  нет  единого  центра,  нет  иерархических  зависимостей,  но  есть  многочисленные  горизонтальные  связи. 

Мы  полагаем,  что  тот  серьезный  поколенный  разрыв,  который  наблюдается  сейчас  — временное  явление.  Скорость  развития  информационного  общества  определяет  и  скорость  сближения  разных  поколений.  Хотя  модели  старших  поколений  еще  сильны  и  не  позволяют  многим  родителям  перейти  на  новый  уровень  отношений  с  детьми. 

Молодое  поколение  тридцатилетних  родителей  гораздо  ближе  к  своим  детям  в  плане  адаптации  к  новым  условиям.  Рождается  своеобразный  феномен  «родителя-ровесника»,  «родителя-друга». 

Связанность  обоих  поколений  осуществляется  духовными  узами,  опирающимися  на  мощный  пласт  традиционной  культуры.  Но  эта  взаимосвязь  —  качественно  иная,  в  отличие  от  того,  какой  она  была  прежде.

Эти  тенденции  служат  для  поколения  «детей»  стимулом  для  дальнейших  их  профессиональных  достижений,  потребности  непрерывного  образования,  квалификации  как  основному  средству  удовлетворения  материальных  и  духовных  потребностей  личности.  Поколению  «детей»  принадлежит  особая  роль  в  устранении  разрыва  между  поколениями.  Можно  предполагать,  что  разрыв  между  поколениями  отцов  и  детей,  который  мы  наблюдаем  в  современной  семье  —  временное  явление.  Индивидуальная  выраженность  каждого  члена  семьи  позволяет  конструировать  гендерные  составляющие  (супружеские  и  родительские),  их  социальные  роли  и  социальные  статусы,  что  представляет  собой  «изменчивость».  Демократия  никогда  не  является  совершенной  и  полной.  Демократические  тенденции  представляют  совершенную  модель  семейной  структуры,  в  которой  отношения  между  поколениями  смогут  достичь  своего  идеального  состояния  в  современном  информационном  обществе.

ВЫВОДЫ:

Связь поколений: в ней заложена огромнейшая сила формирования и воспитания личности. А важнейшим средством воспитания является слово.

В семье надо прививать любовь к родному слову. Слово как драгоценный алмаз, должно сверкать всеми своими гранями и в школе и в семье

Не было нет и никогда не будет просто слова.

Слово имеет цвет запах, глубокое содержание. Об этом чудесно сказал Расул Гамзатов в книге «Мой Талисман: «Нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравление, либо красота, либо боль, либо грязь, либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет либо тьма.»

Из древних веков пришла к нам утвердившаяся в народной мудрости истина: «Хорошие дети – честь отца и матери, их достоинство; плохие дети – горе, несчастье, страдания».

В извечном стремлении к отцовству и материнству выражается духовный порыв человека, постигнутый им как вечное счастье. Это стремление к тоиму, чтобы продолжить себя в своих детях, утвердить ценности обретенные и постигнутые предыдущими поколениями, умноженные крупицей собственного опыта, творения и творчества.

Человек несет на себе вериги прошлого, и «отряхнуть его прах с наших ног» гораздо легче сказать, чем сделать. Наивно предполагать, что на новое поколение забудет все, что было до него с его отцами и дедами, - может, ему покажется, что все забыто, но это обман. Память трансформируется в нечто иное.. Например, в привычки или нелепейшие поступки, которые будут изумлять окружающих.

В истории человечества существует прекрасный древний обычай, свидетельствующий о живой связи поколений: обычай класть в фундаменты великих зданий первые кирпичи с именами выдающихся граждан своего времени. Благодаря этому обычаю мы знаем имена великих зодчих, строителей древних соборов, художников, литейшиков, оружейников.

Сегодня строится, возводится наша молодая республика - ЛНР. Переда нами молодыми открываются большие возможности внести свой вклад в огромное дело созидания. А одним из примеров трудового героизма старшего поколения является, например, возводимый через Керченский пролив мост, который навсегда соединит Россию с Крымским полуостровом.

Антон Павлович Чехов говорил, что из себя по капли выдавливал раба. Что это значит. Что могло быть рабского в великом писателе, благородном и независимом? И, однако, он замечал в себе и в окружающих людях нечто, вызывающее его ненависть. «Раба» - сказано чересчур сильно, но это преувеличение. Выдавливать из себя раба можно одним только способом при помощи литературы. Он писал о других людях, о многих разных видел в них нечто, что раздражало его в себе самом и в своих близких. И таким образом по капли это происходило.