Организация деятельности учащихся на уроках географии в рамках введения ФГОС.
Как показывает практика, метод проектов чаще всего реализуется мной в индивидуальной и коллективной (парной, групповой) деятельности на уроках, внеурочной деятельности, экскурсиях.
Индивидуальные проекты обусловлены самостоятельным выбором обучающихся и связаны с их интересами, мотивацией, индивидуальными психологическими особенностями: восприятием, гибкостью мышления, памятью, темпом обучения и т.д. При разработке индивидуального проекта обучающиеся консультируются с учителем, специалистами, а защита проекта осуществляется самостоятельно. Индивидуальная работа над проектом, тема которого вызвала интерес, способствует формированию многих личностных качеств, а полученные знания, умения, ценностные ориентации становятся личностно значимыми. Нередко увлеченность темой проекта влияет на выбор будущей профессии обучающегося.
Коллективные проекты создаются в процессе парной и групповой работы. Коллективная деятельность обучающихся обеспечивает более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса, расширяет их социальный опыт, взаимоотношения с другими людьми, повышает самооценку и коммуникативную компетентность, формирует доброжелательную обстановку в классе.
При реализации коллективной деятельности обучающиеся подразделяются на группы. Наиболее часто выделяют четыре вида групп: псевдогруппа, традиционная группа, эффективная группа и дружная команда.
Псевдогруппа – объединение школьников, от которых требуется осуществление совместной деятельности, однако у них к этому нет ни интереса, ни желания. Они стремятся работать вместе и помогать друг другу, стараются переложить свою работу на других учеников. Объединение в псевдогруппу происходит в случае, когда учитель не знает (или плохо знает) особенности обучающихся и в связи с этим не учитывает их интересы.
Учебная работа в такой группе затруднена, а ее результаты ниже, чем индивидуальные успехи. Общение между школьниками не только не помогает учебе, а отвлекает от нее. Псевдогруппы чаще всего образуются во временных коллективах (поход, экскурсия).
Традиционную учебную группу образуют школьники, которые согласны работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. Решаемые ими задачи, как правило, не требуют коллективных усилий. На начальном этапе проектной деятельности члены традиционной учебной группы обмениваются информацией, а затем работают индивидуально. Индивидуально оцениваются и достижения каждого ученика. Анализ эффективности совместной деятельности не проводится.
Эффективная группа отличается тем, что ее члены не только работают вместе, но и ощущают в этом необходимость. Они активно и сознательно вступают в кооперацию друг с другом. Их работа ориентирована на общую цель – эффективное учение. Общая цель является для школьников дополнительной мотивацией к учению. Обучающиеся чувствуют ответственность за успехи и неудачи своих товарищей и группы в целом. Успех отдельного ученика воспринимается как общая победа, а неудача – как неудача всей группы. Такой подход позволяет достигать более высоких учебных результатов по сравнению с индивидуальной деятельностью.
Члены эффективной группы выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом. Они не только обмениваются информацией, но и оказывают помощь, вдохновляют друг друга. Добиваясь взаимного успеха, школьники способствуют и успешному решению поставленной задачи, развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге, порождают атмосферу доверительных отношений. Члены группы осваивают умения, необходимые для успешной совместной деятельности. От каждого ученика ожидают, что он будет пользоваться этими умениями в ходе работы. Фиксация внимания на поставленной задаче и средствах ее решения, а также на средствах кооперации создает дополнительные возможности для освоения навыков учебной работы. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создает предпосылки для последовательного продвижения вперед, повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности.
Нередко эффективная группа в своем развитии достигает качественно нового уровня. Такую группу называют дружной командой. Эффективная группа далеко не всегда становится дружной командой. Чтобы рабочий коллектив стал дружной командой, нужны специальные усилия, специальная педагогическая работа.
По всем формальным характеристикам дружная команда аналогична эффективной группе, однако здесь кооперация ее участников переходит в полноценное сотрудничество. Уровень взаимного доверия и поддержки в дружной команде существенно выше, чем в эффективной группе, а работа ориентирована на цели, которые важны для ее участников. Члены дружной команды искренне переживают за общее дело и в любой момент готовы оказать друг другу взаимную помощь. Дружная команда в состоянии справиться с задачами, которые недоступны ни одному из ее членов порознь.
Качественного результата в применении метода проектов можно добиться только при использовании продуманных форм организации учебной деятельности обучающихся. Выбор формы организации учебной деятельности зависит:
от индивидуальных потребностей и интересов обучающихся;
от возможностей школы организовать проектное пространство (работа в музее, научной лаборатории, библиотеке, на географической площадке и т.д.);
от возможности учителя географии организовать;
а) проектную деятельность в рамках нескольких учебных предметов за счет часов школьного компонента;
б) учебно-методическое сопровождение проектной деятельности.