СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Программы дополнительного образования «Экспериментаторы», Ее цели, задачи и другие основные моменты.

Просмотр содержимого документа
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» г. Краснокамск Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ Программа дополнительного образования «Экспериментаторы»  Воспитатели: Гафарова Е. М.  Мехоношина Н.А.  2015

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36»

г. Краснокамск

Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ

Программа дополнительного образования «Экспериментаторы»

Воспитатели:

Гафарова Е. М.

Мехоношина Н.А.

2015

Участники образовательного процесса: обучающиеся 3 - 6 лет, воспитатели Срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года Автор ы дополнительной образовательной программы : воспитатели Гафарова Елена Миниахтафовна Мехоношина Наталья Аркадиевна Название города, населенного пункта: Пермский край г. Краснокамск Год разработки дополнительной образовательной программы: 2013

Участники образовательного процесса:

обучающиеся 3 - 6 лет, воспитатели

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года

Автор ы дополнительной образовательной программы :

воспитатели Гафарова Елена Миниахтафовна

Мехоношина Наталья Аркадиевна

Название города, населенного пункта:

Пермский край г. Краснокамск

Год разработки дополнительной образовательной программы:

2013

АКТУАЛЬНОСТЬ Модернизация образования сегодня - важнейшее условие благополучия и развития каждого ребенка.  Новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе .

АКТУАЛЬНОСТЬ

  • Модернизация образования сегодня - важнейшее условие благополучия и развития каждого ребенка.
  • Новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе .
Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться» Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
  • Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»
  • Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Цель создание условий для реализации ФГОС ДО посредством современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста

Цель

создание условий для реализации ФГОС ДО посредством современных

образовательных технологий, обеспечивающих формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста

 Задачи Разработать и внедрить систему использования современного метода развития познавательных способностей – экспериментирование Создать  банк учебно-методической литературы и разработок, дидактических и развивающих пособий, обеспечивающих реализацию современных образовательных технологий; Способствовать  формированию предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников, как целевого ориентира ФГОС ДО.

Задачи

  • Разработать и внедрить систему использования современного метода развития познавательных способностей – экспериментирование
  • Создать банк учебно-методической литературы и разработок, дидактических и развивающих пособий, обеспечивающих реализацию современных образовательных технологий;
  • Способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников, как целевого ориентира ФГОС ДО.
Задачи знакомить детей с новыми способами познания окружающего мира через экспериментирование; развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.;  формировать у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения; Развитие саморегуляции, элементарного самоконтроля,  коммуникативности,  самостоятельности,  наблюдательности,

Задачи

  • знакомить детей с новыми способами познания окружающего мира через экспериментирование;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.;
  • формировать у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;
  • Развитие саморегуляции, элементарного самоконтроля,

коммуникативности,

самостоятельности,

наблюдательности,

   Особенности экспериментирования      Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.  Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).  Применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех,  у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).  Не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.  Учитывать возрастные особенности детей.

Особенности экспериментирования

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

Применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех,

у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).

Не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

  • Учитывать возрастные особенности детей.
Технология экспериментирования  Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.  Уточнение плана исследования.  Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.  Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.  Организация исследования.  Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Технология экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  • Организация исследования.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
 методы и приемы  эвристические беседы, наблюдения, опыты, использование энциклопедий, художественного слова, трудовые поручения, действия; постановка и решение вопросов проблемного характера, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?»; метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; реальные события: яркие природные явления и общественные события;

методы и приемы

  • эвристические беседы, наблюдения, опыты, использование энциклопедий, художественного слова, трудовые поручения, действия;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • реальные события: яркие природные явления и общественные события;
методы и приемы воображаемые события, происходящие в художественном произведении; события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей  ( например коллекции);  организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;  экспериментальные игры; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы.

методы и приемы

  • воображаемые события, происходящие в художественном произведении;
  • события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей

( например коллекции);

  • организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
  • экспериментальные игры;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы.
Эксперименты классифицируются по: характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;  характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические

Эксперименты классифицируются по:

  • характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
  • месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
  • причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
  • характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
Эксперименты классифицируются по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.); количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;  количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные; способу применения : демонстрационные, фронтальные;

Эксперименты классифицируются по

  • продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
  • количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
  • количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • способу применения : демонстрационные, фронтальные;
Эксперименты классифицируются по: характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные, поисковые; характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам

Эксперименты классифицируются по:

  • характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные, поисковые;
  • характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам
Ожидаемые результаты и способы их проверки в процессе занятий дети познакомятся с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента; у детей сформируется интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • в процессе занятий дети познакомятся с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента;
  • у детей сформируется интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты и способы их проверки  Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.

Формы подведения итогов Педагогические советы Ширмы для родителей Сайт ДОУ Районные методические объединения Семинары

Формы подведения итогов

  • Педагогические советы
  • Ширмы для родителей
  • Сайт ДОУ
  • Районные методические объединения
  • Семинары
  Используемая литература   Мадера А.Г., Пятикоп.А.П., Репьев.С.А. «Опыты без взрывов». Издательский дом «Карапуз», 2000 Константиновский.М.А. «Почему вода мокрая». Издательство «Малыш».1976 Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». М.: Аркти, 2003 Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. « Детское экспериментирование – путь в знания окружающего мира». Владимир. ВОНУУ, 2001 Рыжова Н. « Игры с водой и песком». «Обруч», 1997 №2 Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». «Обруч», 1998 №2 Смирнов.Ю.И. «Воздух». Издательство «Сова». 1998 Тугушева Г.П., Чистянова А.В. «Игра: экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста». Дошкольная педагогика, 2001 №1 Хелен Идом. Мойра Баттерфилд. « Издательство «Махаон».1992

  Используемая литература

 

  • Мадера А.Г., Пятикоп.А.П., Репьев.С.А. «Опыты без взрывов». Издательский дом «Карапуз», 2000
  • Константиновский.М.А. «Почему вода мокрая». Издательство «Малыш».1976
  • Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». М.: Аркти, 2003
  • Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. « Детское экспериментирование – путь в знания окружающего мира». Владимир. ВОНУУ, 2001
  • Рыжова Н. « Игры с водой и песком». «Обруч», 1997 №2
  • Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». «Обруч», 1998 №2
  • Смирнов.Ю.И. «Воздух». Издательство «Сова». 1998
  • Тугушева Г.П., Чистянова А.В. «Игра: экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста». Дошкольная педагогика, 2001 №1
  • Хелен Идом. Мойра Баттерфилд. « Издательство «Махаон».1992