Просмотр содержимого документа
«Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36»
г. Краснокамск
Организация экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ
Программа дополнительного образования «Экспериментаторы»
Воспитатели:
Гафарова Е. М.
Мехоношина Н.А.
2015
Участники образовательного процесса:
обучающиеся 3 - 6 лет, воспитатели
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года
Автор ы дополнительной образовательной программы :
воспитатели Гафарова Елена Миниахтафовна
Мехоношина Наталья Аркадиевна
Название города, населенного пункта:
Пермский край г. Краснокамск
Год разработки дополнительной образовательной программы:
2013
АКТУАЛЬНОСТЬ
- Модернизация образования сегодня - важнейшее условие благополучия и развития каждого ребенка.
- Новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе .
- Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»
- Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Цель
создание условий для реализации ФГОС ДО посредством современных
образовательных технологий, обеспечивающих формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста
Задачи
- Разработать и внедрить систему использования современного метода развития познавательных способностей – экспериментирование
- Создать банк учебно-методической литературы и разработок, дидактических и развивающих пособий, обеспечивающих реализацию современных образовательных технологий;
- Способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников, как целевого ориентира ФГОС ДО.
Задачи
- знакомить детей с новыми способами познания окружающего мира через экспериментирование;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.;
- формировать у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;
- Развитие саморегуляции, элементарного самоконтроля,
коммуникативности,
самостоятельности,
наблюдательности,
Особенности экспериментирования
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
Применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех,
у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).
Не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
- Учитывать возрастные особенности детей.
Технология экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
- Организация исследования.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
методы и приемы
- эвристические беседы, наблюдения, опыты, использование энциклопедий, художественного слова, трудовые поручения, действия;
- постановка и решение вопросов проблемного характера, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента;
- метод, стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?»;
- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- реальные события: яркие природные явления и общественные события;
методы и приемы
- воображаемые события, происходящие в художественном произведении;
- события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей
( например коллекции);
- организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни;
- экспериментальные игры;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы.
Эксперименты классифицируются по:
- характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
- месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
- причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
- характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
Эксперименты классифицируются по
- продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
- количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
- количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
- способу применения : демонстрационные, фронтальные;
Эксперименты классифицируются по:
- характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные, поисковые;
- характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- в процессе занятий дети познакомятся с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента;
- у детей сформируется интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Особое интеллектуально активное, эмоциональное отношение к окружающему, культивируемое педагогом, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе эксперимента свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.
Формы подведения итогов
- Педагогические советы
- Ширмы для родителей
- Сайт ДОУ
- Районные методические объединения
- Семинары
Используемая литература
- Мадера А.Г., Пятикоп.А.П., Репьев.С.А. «Опыты без взрывов». Издательский дом «Карапуз», 2000
- Константиновский.М.А. «Почему вода мокрая». Издательство «Малыш».1976
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». М.: Аркти, 2003
- Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. « Детское экспериментирование – путь в знания окружающего мира». Владимир. ВОНУУ, 2001
- Рыжова Н. « Игры с водой и песком». «Обруч», 1997 №2
- Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». «Обруч», 1998 №2
- Смирнов.Ю.И. «Воздух». Издательство «Сова». 1998
- Тугушева Г.П., Чистянова А.В. «Игра: экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста». Дошкольная педагогика, 2001 №1
- Хелен Идом. Мойра Баттерфилд. « Издательство «Махаон».1992