Региональный учебно-практический центр физической культуры Департамента образования Павлодарской области
Организация физкультурно – оздоровительной работы учащихся 1-4 классов в летний период.
(Методическая разработка
учителя физической культуры Розовской СОШ Павлодарского района Ермолаева С.И.)
Павлодар 2017 г.
Рецензент-консультант: Аленов Т.М. - заместитель директора регионально-практического центра физической культуры Департамента образования.
Ермолаев С.И. – учитель физической культуры Розовской СОШ Павлодарского района. В методической разработке дается примерный план мероприятий по организации учащихся 1 – 4 классов в летний период.
Введение.
В воспитании нет каникул – эта педагогическая формула становится правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития каждого ребенка. В условиях лета отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в это время ребенок заполняет свое свободное время полезными делами, получает дополнительные знания, поправляет свое здоровье и просто отдыхает. Задача педагогов – организовать это времяпровождения детей в правильном направлении.
Цель: Выявление способностей учащихся и его развитие посредством физической культуры.
Задачи:
Тестирование уровня физической подготовленности, способности детей духовному и физическому совершенствованию. Овладение миром спорта. Вовлечение к систематическим занятиям физкультурой и спортом, в том числе детей из «группы риска». Совершенствование процесса самопознания, самореализации личности учащихся. Подготовить детей к пониманию ценности своего здоровья и здорового образа жизни. Развитие физических качеств учащихся. Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, коллективизма.
Особенности работы.
Организация соревнований. Ознакомление с новыми видами спорта не включенными в школьную программу по физической культуре. Обязательный перерыв 10-15 минут между практической и теоретической частью занятий.
План распределения программного материала в режиме занятий.
Общеразвивающие упражнения. Занятия со специальной направленностью. Подвижные игры. Беседы и лекции по спортивной тематике, просмотр фильмов.
Сроки работы:
Дата _____________.
Время ____________
Предполагаемый результат.
По окончании всего цикла занятий каждый учащийся примет участие в разнообразной деятельности и общении. Учащиеся ознакомятся с различными видами спорта не включенными в школьную программу по физической культуре. Повысят свои физические качества, расширят кругозор, проявят свои способности, раскроют в себе таланты. Разнообразят знания в области спорта. Успешность детей на занятиях даст уверенность в своих силах.
Список учащихся.
№ | Ф.И. | Социальный статус | Примечания |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
План занятий.
Занятие № 1
Задачи:
Ознакомление учащихся с планом работы на весь период занятий. Разучивание бега на 30 метров.
Развитие быстроты, ловкости.
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение. -ознакомить учащихся с планом работы на весь период занятий. 2. О.Р.У. 3. Ходьба с постепенным увеличением скорости через каждые 10 м. 4. Бег 5. Ходьба 6. Специальные беговые упражнения. - с высоким подниманием бедра. - с отведением и сгибанием ног назад. - «ножницами». - «олений бег». - многоскоки. 7. Бег наперегонки 30 м 8. «Полоса препятствий». 9. Подвижная игра. Салки. 10.Значение физической культуры для физического развития. 11. Рефлексия. | 3-5* 4-5* 80-100 метров 2* 30**-1* 3-4* 15-20 метров. 6-8* 3-4* 25-30* 3-4* | Четкое построение. Обратить внимание на длину и частоту шага. Темп медленный. Восстановить дыхание. Между беговыми упражнениями 10-15 секунд отдыха. Бег по трое. Для прохождения полосы препятствий использовать гимнастический городок на пришкольной площадке и другие искусственные и естественные препятствия (учитывать возраст учащихся) Можно использовать различные варианты игры. Беседа. Рассказать о роли физической культуры в жизни человека. |
Занятие № 2
Задачи:
1. Обучение бегу наперегонки на 30 м.
2. Развитие быстроты, ловкости.
3.Воспитание эстетического вкуса, любви к ЗОЖ и чувства удовлетворенности к собственному творчеству.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение. Сообщение задач занятия. 2. Игра на внимание. 3. О.Р.У. Ходьба - на носках, с различным положением рук, широким свободным шагом, с изменением длины и частоты шагов и т. д. - быстрая ходьба с переходом в бег. - ходьба. 4. Бег наперегонки 30 м. 5.Упражнения на нестандартном оборудовании. 6. Подвижная игра. «День и ночь». 7. Рисунки на асфальте. 8. Рефлексия. | 1-2* 1* 5-6* 2-3* 2* 1* 8-10* 6-8* 8-10* 30-35* 3-4* | Быстрое и четкое построение. «Красный, желтый, зеленый» Изменять направления движения. Обратить внимание на частоту движения рук в поддержании скорости ходьбы и бега. Восстановить дыхание. Бежать в тройках.. Фиксировать результат Обязательная страховка. Использовать различные варианты игры. Рисунки на спортивную тему. |
Занятие № 3-4
Задачи:
1. Разучивание прыжков в длину с места.
2. Развитие скоростно – силовых качеств.
3. Воспитание бережного отношения и любви к животным.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение. Сообщение задач занятия. 2. Игра на внимание. 3. О.Р.У. 4. С.Б.У. 5. Прыжок в длину с места. - прыжки с места через начерченные на расстоянии 60-80 см линии. - прыжок в шаге («через лужу») - через веревочку протянутую «над ямой» Прыжок на результат. 6. Подвижная игра «Зайцы в огороде» 7. «Кто твой питомец». 8. Рефлексия. 9. Домашнее задание. - «письмо другу» о домашних животных (сочинение) | 1-2* 1-2* 4-5* 3-4* 14-16* 5-6 прыж-ков. 3-4 попытки 3-4 попытки 8-10* 25-30* 3-4* | Четкое построение. Между упражнениями 10-15 секунд отдыха. Обязательное приземление в яму с песком или на мягкое покрытие. Вести учет. (занятие № 4) Беседа о домашних животных. Занятие проводить в форме диалога. Проверить домашнее задание. Послушать учащихся о своих домашних питомцах (занятие №4) |
Занятие № 5-6
Задачи:
1. Разучивание прыжков в длину с разбега.
2. Развитие скоростно – силовых качеств.
3. Приобщение детей к духовной культуре, развитие мотивации, воспитание гармоничной личности, любви к физической культуре и спорту.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение, сообщение задач занятия. 2. Строевые упражнения. 3. О.Р.У. - ходьба - бег - ходьба Упражнения на нестандартном оборудовании. 3. Прыжки в длину с разбега. - через линию. - через веревочку расположенную на высоте 15-20 см. - с доставанием рукой подвешенных предметов. - на точность приземления. - произвольные прыжки. 4. Подвижные игры «волк во рву» (занятие № 5), «попрыгунчики-воробушки» (занятие № 6) 5.Просмотр фильмов о спорте. 6.Рефлексия. | 1-2* 1-2* 6-7* 30** 2* 30** 5-6* 14-16* 8-10* 25-30* 3-4* | Четкое построение. Повороты прыжком по «указанию» Использовать гимнастический городок на пришкольной площадке. Во время толчка маховая нога, согнутая в колене, энергично движется вперед-вверх. Толчковая подтягивается. Перед приземлением ноги выпрямляются вперед. Использовать различные варианты игры. Использовать фильмы о спортивной жизни школы, о великих спортсменах, их достижениях и т.д. (занятие № 5-6) |
Занятие № 7-8
Задачи:
1. Разучивание прыжка в высоту различными способами.
2. Развитие скоростно – силовых качеств.
3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью, умению оптимально использовать свое время.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение, сообщение задач занятия. 2. Строевые упражнения. 3. О.Р.У. - ходьба - бег - ходьба 4. Упражнения на нестандартном оборудовании. 5. Прыжки в высоту различными способами. - перешагивание через тесьму - произвольные прыжки через небольшую высоту с 3-4 шагов разбега. - в определенном месте отталкивания - сгибая ноги в полете. - с поворотом направо, налево после преодоления высоты. -прыжки через резиновую тесьму способом «перешагивание» 6. Подвижная игра «зайцы, сторож и жучка» 7. Твой режим дня. 8. Рефлексия. 9. Домашнее задание: Составить свой режим дня. | 1-2* 1-2* 6-7* 30** 2* 30** 3-4* 14-16* 8-10* .25-30* 3-4* | Четкое построение. Повороты по «указанию» Темп медленный. Восстановить дыхание. Обязательная страховка. Вначале обучения необходимо обращать внимание на небольшую высоту. Вначале выполнить прыжки махом прямой ноги без разбега, а затем с использованием резиновой тесьмы Желательно не использовать планку. Раскрыть его значение в жизни человека Беседа. Проверка домашнего задания. Послушать учащихся о своем режиме дня (занятие № 8) |
Занятие № 9
Задачи:
1. Разучивание держанию мяча на ракетке, ловли и подбрасыванию мяча в мини – теннисе.
2. Развитие координации.
3. Научить умению влиять на состояние своего организма.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. . | Методические указания. |
| 1.Построение, сообщение задач занятия. 2. Игра «изобретатель» 3.О.Р.У. с теннисной ракеткой. 4. Мини-теннис. - ознакомление с основными правилами игры. - подбрасывание мяча и его ловля - держание мяча и ракетки - контроль мяча на ракетке - набивание мяча ракеткой. 5. Подвижная игра «собери мячи. 6. Массаж биологически активных точек. 7. Рефлексия. | 1-2* 3-5* 5-6* 25-27* 6-8* 25-30* 3-4* | Четкое построение. Ученик, который изобретет как можно больше способов использования ракетки – победил. Из различных И.П. Давать инструкцию четко и ясно На ракетку кладутся мячи (20-25 штук) и подбрасываются вверх. Кто больше собрал мячей тот победитель. ( вариант, с выбыванием учеников у кого меньше собрано мячей). Практическое занятие. Рассказать о пользе массажа БАТ. Научить детей массажу БАТ на лице. |
Занятие № 10
Задачи:
Разучивание ударам в определенном направлении и ударам с отскоком о поверхность площадки в мини-теннисе.
Развитие координации.
Воспитание навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. . | Методические указания. |
| 1. Построение, сообщение задач занятия. 2. Игра «держание мороженого». 3. О.Р.У. с теннисной ракеткой. 4. Мини-теннис. Повторение материала прошлого занятия, только упражнения выполнять в движении. Удары мяча ракеткой вверх, вниз, в определенном направлении. Удары на дальность. 5. Подвижная игра «кто больше набьет мяч ракеткой» 6. Правила дорожного движения. 7. Рефлексия. | 1-2* 1-2* 6-7* 25-27* 6-8* 25-30* 3-4* | Четкое построение. Учащийся держит мяч на руке, сложенной в форме стаканчика мороженого. Первый, кто переложит мяч из одной руки в другую тот победил. Демонстрация упражнений. Варианты: Одной и двумя руками. Беседа. Практическое занятие. Познакомить учащихся с правилами перехода проезжей части дороги. Нарисовать рисунки, содержащие наглядную информацию и пропаганду ПДД и т.д. |
Занятие № 11
Задачи:
Разучивание ударов ракеткой по мячу в определенную часть площадки в мини – теннисе.
Развитие координации.
Воспитание любви к родному краю.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение, сообщение задач занятия. 2. Игра на внимание. 3. О.Р.У. с ракеткой. 4. Мини-теннис. Удары по мячу в определенную часть площадки. Удары по мячу ракеткой в стену (нарисовать круги на стене) Пробные попытки передач мяча партнеру с отскоком о пол. 5. Эстафеты. 6. Красота родного края. 7. Рефлексия. | 1-2* 1-2* 6-7* 25-27* 8-10* 25-30* 3-4* | Четкое построение. Использовать различную разметку. В отдельных случаях задания можно упростить для отдельных учеников, чтобы сделать их выполнимыми В эстафетах использовать элементы тенниса. Беседа. |
Занятие № 12
Задачи:
1. Разучивание метанию малого мяча в цель и на дальность, подготовить детей к метанию мяча способом из-за спины через плечо.
2. Развитие координации, быстроты, скоростно – силовых качеств.
3. Воспитание добрых качеств детей, умению дружить и бережно относиться друг к другу.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение, сообщение задач занятия. 2. Строевые упражнения. 3. О.Р.У. - ходьба - бег - ходьба 4. Упражнения на нестандартном оборудовании. 5. Метание малого мяча. - броски мяча и ловля - из-за головы, стоя лицом по направлению метания. - с места по горизонтальной мишени - в щит на высоте 2 м. с расстояния 2 м. - стоя боком по направлению метания из-за головы на дальность 6. Подвижная игра. «Попал в цель шаг назад». 7. «В поисках дружбы». 8. Рефлексия. | 1-2* 1-2* 5-6* 30** 2* 30** 5-6* 14-16* 8-10* 25-30* 3-4* | Четкое построение. Повороты по «указанию» С постепенным увеличением скорости Темп равномерный. Восстановить дыхание. Использовать гимнастический городок на пришкольной площадке. При метании в цель иметь несколько мишеней расположенных на одной линии. При метании на дальность угол вылета примерно 45 градусов. Использовать теннисный мяч. (учащийся бросает мяч до промаха) Беседа о школьных друзьях. Раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости. Послушать учащихся на примере своей дружбы с одноклассником и т.д. |
Занятие № 13
Задачи:
Разучивание ловли и передачи мяча в баскетболе.
Развитие координации, быстроты, ловкости.
3. Подружить ребенка с миром шахмат.
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение, сообщение задач занятия. 2.О.Р.У. с баскетбольным мячом. 3. Ведение мяча правой и левой руками на месте и в движении -Подбрасывание мяча вверх и его ловля - Ловля и передача мяча двумя руками от груди во встречных колоннах с высокой траекторией 4. Подвижная игра «десять передач». 5.Знакомство с шахматами. 6.Рефлексия. | 1-2* 5-6* 2-3* 2-3* 8-10* 8-10* 25-30* 3-4* | Четкое построение. В движении. Использовать рассказ и показ упражнений. Использовать различные варианты игры. Практическое занятие. Рассказать об основных понятиях и правилах игры. Использовать инструкторов- общественников при проведении занятия. |
Занятие № 14
Задачи:
Разучивание ведения мяча, ловли и передачи мяча, бросков мяча в баскетболе.
Развитие ловкости, быстроты.
Пропаганда ЗОЖ
Дата прове-дения. | Проводимое мероприятие. | Дози-ровка. | Методические указания. |
| 1. Построение, сообщение задач занятия. 2.О.Р.У. с баскетбольным мячом. 3.Упражнения с баскетбольными мячами. - ведение баскетбольного мяча правой и левой рукой. - Передачи мяча через высокорасположенные препятствия двумя руками от груди. - Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. (высота кольца до 2,5 м. или использовать облегченные мячи) 4. Подвижная игра. «Пять бросков» 5. Как помочь себе сохранить здоровье 6. Рефлексия. | 1-2* 6-7* 16-18* 8-10* 25-30* 3-4* | Четкое построение. В движении. Использовать рассказ и показ упражнений. Использовать различные варианты. Беседа. Рассказать о пользе утренней гимнастики, закаливании, фитотерапии, рациональном питании и т.д. |
Заключение.
Летний отдых учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к дальнейшей жизни.
Предлагаемый материал, несомненно, будет содействовать лучшей организации летнего отдыха учащихся. Окажет содействие лучшей организации разносторонней двигательной деятельности, своевременному познанию мира спорта, любви к прекрасному. Учащиеся осознано приобретут широкий круг знаний, научатся анализировать свои действия, перестраивать и изменять их.
Литература.
Мини-теннис. Руководство для тренера. Издано в Канаде. 1998 г.
2. Н. Абаскалова. Здоровью надо учить. Издательство «Лада»
Новосибирск. 2000 г.
3. В. Качашкин. Физическое воспитание в начальной школе.
Москва. «Просвещение» 1983 г.
4. А. Кенеман. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. Москва. «Просвещение» 1980 г.
http://www.ktf.kz
http://kollegi.kz
http://festival.1september.ru
Содержание.
Введение.
1. | Задачи. | 3 |
2. | Особенности работы. | 4 |
3. | Предполагаемый результат. | 5 |
4. | Список учащихся. | 5 |
5. | План занятий. | 6-18 |
| | |
| Заключение. | 19 |
| Литература. | 20 |
| Содержание. | 21 |
21