Просмотр содержимого документа
«Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы»
Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы
Цели групповой работы: сформировать:
—логическое и критическое мышление школьников;
—навыки устной речи;
—эмпатию и толерантность;
—уверенность в себе во время публичного выступления;
—способность работать в команде;
Виды групповой работы
Групповая работа может быть представлена в виде:
- дискуссии;
- дебатов;
- урока - конференции;
- семинара-исследования;
- при любом типе и на любом этапе урока
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. перед началом групповой работы, учитель и ученики договариваются о правилах, например,
- убедись, что в дискуссии участвует каждый
- позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн)
- краткость — сестра таланта
- критикуя - предлагай
- выслушиваем каждого, даже если я с ними не согласен
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
2. объединение в группы: по желанию, по цвету заранее выданных жетонов и т.д.
3. распределение ролей внутри группы
- «читающий вслух» задание;
- секретарь - записывает что-то от лица группы;
- докладчик (спикер) – сообщает о решении группы;
4. подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы (последовательность могут определять участники самостоятельно);
-раздача дидактического материала по группам.
Игровые формы групповой работы
Примерные задания для групп на уроках русского языка:
На уроках развития речи:
- небольшие сочинения-миниатюры по картинам, описания природы, внешности, спортивных игр.
- работа над редактированием текста
Работа с текстом, например, выпишите из текста однокоренные слова….
Решение литературных и лингвистических кроссвордов, викторин, заданий
Примерные задания для групп на уроках литературы
Образ одного из героев, автора произведения или предмета (например, образ зеркала) (с примерами из текста)
Характеристика литературных жанров или образа одного героя
Подготовьте вопросы для интервью с героем произведения
Защита творческого проекта (например, инсценировка басни, отрывка художественного произведения. Тематика проектов: «Литературный сборник хокку собственного сочинения», «Красна речь пословицей и поговоркой», «Мастерская фольклора», «Сочинение стихотворения по содержанию изученного произведения», «Моя иллюстрация книги…», «Псевдонимы писателей и поэтов» и т.д.)
Читательская конференция (каждая группа выбирает одно из предложенных направлений) «Что читают мои сверстники», «Писатели и поэты рядом», «Литературные (лингвистические) сообщества в сети интерен»
Квесты с применением Google - карт: «Образ Петербурга в романе Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание», «Памятники литературным героям»
Виды заданий к тексту
Выразительно прочитайте текст и определите его тему.
Сформулируйте идею текста.
Выберите одно из приведенных ниже высказываний:
Осталось ли у вас после прочтения текста впечатление о герое произведения? Как автору удалось создать такое представление?
Какие языковые средства используются в данных фрагментах для описания героя? (приведите пример из текста)