Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы в рамках реализации программы ФГОС
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», - писал Л.С. Выготский и называл это «зоной ближайшего развития». Такое обучение «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, проделывая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка».
Еще 15-20 лет назад групповая форма работы на уроке была редкостью.
Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?
Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что, разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.
Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна проводиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки. Фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образом, оказывается неэффективной в отношении большинства учащихся.
Начинать учить работать в группе нужно с самых первых дней пребывания ребенка в школе. В этом процессе нет мелочей, важно все: как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); как расставить парты; как соглашаться и как возражать; как помогать и как просить о помощи и т.д.
Обычно навыки совместной работы в группе сначала осваиваются на внеучебном материале (на внеклассных мероприятиях, в играх и т.д.). Примеры из практики.
Приём «Рукавица» работа в паре построенная на умение договориться между собой, необходимы шаблоны рукавиц с правой и левой руки на которых учащиеся должны нарисовать один и тот же рисунок, орнамент, одним и тем же цветом.
«Ковёр» на умение работать в команде, предоставляются разноцветные геометрические формы и чистый лист, участники группы должны создать ковёр за определённое время.
Ребята 5-х,6-х классов часто желают быть лидерами в группах, для этого раздаются карточки разного цвета (синий, красный, зелёный и т.д.), в других группах должен присутствовать этот же набор карточек, теперь при ответе капитаны красных карточек выступают, затем синих и т.д. Ребят сначала нужно научить работать в группе иначе процесс работы в группе будет мало эффективен.
Всегда необходимо устанавливать правила работы группы и критерии оценки ее достижений, при этом важно убедиться, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока.
Правил работы в группе не должно быть много, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:
Хорошо, если эти правила в виде плаката будут перед глазами учащихся во время групповой работы.
Групповая работа всегда начинается с распределения учащихся на группы. Часто этот этап проходит непросто, даже драматично. То, насколько удачно сформированы группы, во многом определяет эффективность их работы.
Существует несколько способов разделения класса на группы.
По взаимному выбору, по желанию. Учащиеся могут самостоятельно сформировать равные группы или группы с конкретным количеством участников.
Случайным образом. Способов формирования таких групп множество: объединение учеников, сидящих на одном ряду; с помощью жребия и т.д. Работа в «случайных» группах может объединить благодаря совместной работе детей, которые в иных условиях между собой никак не взаимодействовали, а также развить способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Следует отметить, что этот способ разделения на группы неприменим в конфликтном классе.
По определенному признаку, который учителем. В этом случае процесс разделения на группы превращается в игру. Например, можно разделиться по первой букве фамилии (гласная – согласная), по сезону рождения и т.д. По сравнению с предыдущим (случайным) способом разделения, этот способ изначально задает некий общий признак, который объединяет учащихся. Они понимают, что есть нечто, что их сближает. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
Группу набирает ее «лидер», который может быть выбран учителем в соответствии с целью. Чаще всего «лидеры» выбирают тех одноклассников, кто будет эффективно работать в его группе. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
Учитель сам распределяет учащихся на группы по какому-либо важному для работы принципу: Учитель сам распределяет учащихся на группы по какому-либо важному для работы принципу: например, объединить детей так, чтобы получились равные по силе группы.
Стоит присмотреться к опыту учителей, которые в течение нескольких лет использовали групповую форму работы на своих уроках. Г.А. Цукерман, например, дает следующие рекомендации по разделению учеников на группы: самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
Важно также соблюдать принципы отбора заданий для групповой работы. Во-первых, задания должны быть такими, чтобы ученики понимали: результат будет гораздо лучше, если работать не в одиночку. Во-вторых, целесообразно для групповой работы давать задания, требующие большого объема работы; задания творческого характера, для выполнения которых нужны генерировать творческие идеи; задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом. В-третьих, задания должны быть выполнимы за короткое время. В-четвертых, задания должны быть посильными, но интересными.
Групповая форма работы может быть эффективной только при условии правильной ее организации.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.