Описание Организация и проведение экспертизы образовательной среды на
предмет создания условий психологической безопасности учащихся
Современная школа объединяет множество функций – обучающую, воспитывающую, организационную, информационную и пр.
По закону «Об образовании», главная цель деятельности школы – качественное образование ребенка, создание для него оптимальной развивающей среды, предоставляющей возможности для полноценной самореализации.
Образовательную среду можно рассматривать:
• как подсистему социокультурной среды,
• как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций
• как целостность специально организованных педагогических условий развития личности ученика.
Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в него участников. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.
Таким образом диагностическим показателем психологической безопасности образовательной среды являются: уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный); уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и развитие.
Данную диагностическую работу можно провести при помощи методики «Психологическая безопасность образовательной среды». Методика состоит из трех частей:
- Отношение к образовательной среде школы.
- Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.
- Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.