СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация единого речевого режима в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на совместном заседании МО учителей-логопедов и воспитателей КОУ ВО "ЦЛПДО"

Просмотр содержимого документа
«Организация единого речевого режима в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя»

Организация единого речевого режима

в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя


Устранение речевых нарушений у детей нашего Центра требует комплексного подхода, поскольку их речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа логопеда, воспитателя, психолога, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию, врача. Эта работа должна носить согласованный характер.

Для прочного устранения речевых нарушений у детей-логопатов важно не только воспитывать у них правильные речевые умения и навыки, но и в достаточной степени автоматизировать и закреплять их, ибо только при этом условии дети получат реальную возможность пользоваться ими в повседневной жизни.

Однако времени для автоматизации и закрепления только -лишь в условиях логопедического кабинета недостаточно. У детей младшего школьного возраста слабый самоконтроль. Ученики начальных классов не в состоянии ещё в должной мере самостоятельно следить за своей речью, когда контроль со стороны логопеда отсутствует (особенно наши дети, у которых не сформированы должным образом многие психические функции, в т.ч. регуляторного характера).

Из вышесказанного следует: логопеду необходимо активное сотрудничество со всеми, кто систематически общается с ребёнком. Этого взаимодействия можно достичь при условии готовности учителя, воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в работе. Подобное сотрудничество с педагогами должно быть плановое, т.е. систематическое, повсеместное и продуманное. Неправильный подход к ребёнку со стороны учителя, воспитателя или родителей может свести на нет всю работу логопеда, нанести непоправимый вред ребенку.

Отсюда вытекает необходимость соблюдения единства требований к ученику с ТНР. Суть единого речевого режима - единообразие подходов логопеда, учителя и воспитателя в речевой работе с детьми, преемственность в требованиях к ним, а также - в содержании и методах коррекционной работы. Единые речевые требования, в конечном итоге, являются залогом успеха в деле исправления речи.

Для успешной коррекционной работы с детьми решаются следующие основные задачи совместной деятельности логопеда и воспитателя:

-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения;

-подготовка к обучению грамоте, овладение грамотой;

-развитие навыка связной речи.


Вместе с тем, функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно чётко определены и разграничены (они представлены в таблице)


Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя


Задачи, стоящие перед учителем-логопедом


Задачи, стоящие перед воспитателем


1

Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма

Создание обстановки эмоционального благополучия детей во внеурочное время


2

Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков



Наблюдение за психическими процессами, связанными с речью, двигательными навыками с целью планирования коррекционно-воспитательной работы

3

Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка


Ознакомление с результатами логопедического обследования с целью учёта их при планировании коррекционно-воспитательной работы


4

Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом на основе общей речевой карты


5

Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания


6

Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

Расширение кругозора детей

7

Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам


8

Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям


Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)


9

Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей


10

Развитие фонематического восприятия детей

Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда


11

Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений


Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях


12

Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида


13

Формирование навыков словообразования и словоизменения

Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни


14

Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок



15

Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения



Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16

Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок


Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении


Определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособленно, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому в работу логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений входит также и коррекция и неречевых процессов.

Соблюдение требований ЕРР обеспечивается через:

- регулярные консультации у логопеда;

- взаимосвязь (в младших классах) с использованием тетрадей взаимосвязи логопеда и воспитателя;

-посещение индивидуальных логопедических занятий с целью накопления практического опыта, знания основных методик и приёмов, которые можно использовать в структуре занятия;

- активное участие в обучающих спецсеминарах, занятиях-практикумах и др. подобных мероприятиях.