Организация единого речевого режима
в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя
Устранение речевых нарушений у детей нашего Центра требует комплексного подхода, поскольку их речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа логопеда, воспитателя, психолога, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию, врача. Эта работа должна носить согласованный характер.
Для прочного устранения речевых нарушений у детей-логопатов важно не только воспитывать у них правильные речевые умения и навыки, но и в достаточной степени автоматизировать и закреплять их, ибо только при этом условии дети получат реальную возможность пользоваться ими в повседневной жизни.
Однако времени для автоматизации и закрепления только -лишь в условиях логопедического кабинета недостаточно. У детей младшего школьного возраста слабый самоконтроль. Ученики начальных классов не в состоянии ещё в должной мере самостоятельно следить за своей речью, когда контроль со стороны логопеда отсутствует (особенно наши дети, у которых не сформированы должным образом многие психические функции, в т.ч. регуляторного характера).
Из вышесказанного следует: логопеду необходимо активное сотрудничество со всеми, кто систематически общается с ребёнком. Этого взаимодействия можно достичь при условии готовности учителя, воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в работе. Подобное сотрудничество с педагогами должно быть плановое, т.е. систематическое, повсеместное и продуманное. Неправильный подход к ребёнку со стороны учителя, воспитателя или родителей может свести на нет всю работу логопеда, нанести непоправимый вред ребенку.
Отсюда вытекает необходимость соблюдения единства требований к ученику с ТНР. Суть единого речевого режима - единообразие подходов логопеда, учителя и воспитателя в речевой работе с детьми, преемственность в требованиях к ним, а также - в содержании и методах коррекционной работы. Единые речевые требования, в конечном итоге, являются залогом успеха в деле исправления речи.
Для успешной коррекционной работы с детьми решаются следующие основные задачи совместной деятельности логопеда и воспитателя:
-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
-формирование правильного произношения;
-подготовка к обучению грамоте, овладение грамотой;
-развитие навыка связной речи.
Вместе с тем, функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно чётко определены и разграничены (они представлены в таблице)
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
№ | Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1 | Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма | Создание обстановки эмоционального благополучия детей во внеурочное время |
2 | Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | Наблюдение за психическими процессами, связанными с речью, двигательными навыками с целью планирования коррекционно-воспитательной работы |
3 | Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | Ознакомление с результатами логопедического обследования с целью учёта их при планировании коррекционно-воспитательной работы |
4 | Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом на основе общей речевой карты |
5 | Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6 | Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | Расширение кругозора детей |
7 | Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8 | Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9 | Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
10 | Развитие фонематического восприятия детей | Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
11 | Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
12 | Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13 | Формирование навыков словообразования и словоизменения | Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14 | Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15 | Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16 | Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок | Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
Определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособленно, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому в работу логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений входит также и коррекция и неречевых процессов.
Соблюдение требований ЕРР обеспечивается через:
- регулярные консультации у логопеда;
- взаимосвязь (в младших классах) с использованием тетрадей взаимосвязи логопеда и воспитателя;
-посещение индивидуальных логопедических занятий с целью накопления практического опыта, знания основных методик и приёмов, которые можно использовать в структуре занятия;
- активное участие в обучающих спецсеминарах, занятиях-практикумах и др. подобных мероприятиях.