Педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в МБОУ СОШ № 135 имени академика Б. В. Литвинова
Пояснительная записка
Современные тенденции развития ставят перед школой новые задачи – «отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования».
Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инноваций, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности, применение полученных в школе знания в реальной практической деятельности.
Педагогическое сообщество школы осознаёт исследовательскую деятельность обучающихся как одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.
Цель проекта – продолжить работу по внедрению методики формирования исследовательской компетентности обучающихся на основе поэтапной организации исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования. Процесс формирования исследовательской компетентности у обучающихся будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,
формирование мотивации на проектную деятельность юных исследователей и их наставников,
внедрение исследовательской работы в урочную и внеурочную деятельность;
мониторинг формирования ключевых компетентностей.
Задачи проекта
Исследовать состояние проблемы обучения исследовательской деятельности в теории и практике обучения в школе.
Выявить возможности и особенности формирования исследовательской компетентности у обучающихся.
Разработать систему занятий, элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, способствующей формированию исследовательской компетенции.
Продолжить работу над усовершенствованием модели последовательного включения школьников в исследовательскую деятельность.
Проверить эффективность разработанной модели формирования исследовательской компетентности учащихся.
Создание центра научно–исследовательской деятельности «Исследователи XXI века» на базе областной предметной лаборатории «Биология. Экология».
Организация исследовательской деятельности школьников в школе
Организация исследовательской деятельности обучающихся школы требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи решаются в МБОУ СОШ № 135 инициативной группой педагогов-единомышленников. Эти педагоги имеют определённый уровень научно-методической подготовки, владеют исследовательскими технологиями.
Главной целью исследовательской деятельности в школе является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке... Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение проблемы, которая носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересна и значима для самих юных исследователей.
Меняется роль учителя в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора исследовательской деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении мы выстраиваем в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
1 ступень. Начальная школа.
При организации данной работы в начальной школе учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются, исходя из содержания учебных предметов. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию на итоговых классных конференциях (с приглашением старшеклассников, родителей, коллег-педагогов и администрации школы).
Лучшие работы представляются на муниципальную научную конференцию «Литвиновские чтения» и конференции различного уровня.
2 ступень. Основная школа.
Исследовательская деятельность на данном этапе связана с возрастной спецификой - коммуникативными навыками подростка, поэтому её целесообразно организовывать в групповых формах, но при этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Лучшие работы представляются на научные конференции разного уровня.
3 ступень. Старшая школа.
Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса.
Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные исследовательские и проектные работы.
В старшей школе мы привлекаем специалистов из профильных научных учреждений, вузов.
Исследовательская деятельность в школе должна быть обеспечена всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom, аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность: помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
При всех достижениях школы в области исследовательской деятельности важно отметить ключевые проблемы, которые требуют комплексных мер и компетентных решений на уровне всего учреждения:
1. Педагоги школы принимают идею исследовательской деятельности, но не все акцентируют внимание на развитии творческого потенциала и способностей личности, формировании у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитании самостоятельности и социальной активности.
2. Многие педагоги школы имеют профессиональный потенциал для авторских разработок в области исследовательской деятельности, вместе с тем они не мотивированы на их оформление и популяризацию позитивного профессионально опыта.
3. Анкетирование школьников показывает, что некоторые из них имеют поверхностные представления о видах исследовательской деятельности
4. Система организации исследовательской деятельности в школе строится с учётом компетентностной парадигмы образования, но имеет место знаниевая составляющая (исследовательская работа как набор новой информации).
5. В школе не разработана технология мониторинга и экспертизы качества исследовательской деятельности школьников.
В целях разрешения ключевых проблем необходимо:
1. Усовершенствовать программу повышения компетентности педагогов школы в области исследовательской деятельности, на основе которой учителя пройдут обучение эффективным технологиям организации исследовательской деятельности обучающихся.
2. Продолжить работу совместно с ЧИППКРО над научно-прикладным проектом …
3. В целях тиражирования опыта педагога и учеников продолжить работу в рамках стажировочной площадки.
4. Расширить программу партнерства, позволяющую учащимся реализовывать комплекс научно-исследовательских работ на основе сотрудничества школы с вузами, предприятиями и фирмами города.
Приоритеты развития общеобразовательного учреждения в контексте исследовательской деятельности
№ | Приоритет развития школы | Контекст внедрения исследовательской деятельности в ОУ | Этапы работы по проекту |
1 | Продолжить внедрение в образовательный процесс школы эффективных технологий, обеспечивающих высокий уровень подготовки школьников в области исследовательской деятельности | Применение технологии научной деятельности, методик мониторинговых исследований и экспертных процедур. | 2016 г. |
2 | Создание условий для профессионального развития педагогов школы и региона, освоения ими современных методов исследовательской деятельности и соорганизации сотрудников школы в творческие объединения, в том числе с коллегами других учреждений. | Организация индивидуальных консультаций специалистов для педагогов школы, нуждающихся в информационной и методической помощи в реализации научно – исследовательской деятельности. | 2016 г. |
Учет участия в развитии исследовательской деятельности ОУ при аттестации педагогов. | 2016-2019 гг. |
Проведение курсов ПК, организация работы творческих мастерских и лабораторий, организация научно-практических конференций и семинаров. | 2017 г. |
Проведение стажировок на региональном уровне. | 2017 г. |
Работа по научно прикладному проекту совместно с ЧИППКРО………. | 2017-2019 гг. |
3 | Организация и управление перехода от модели школы с углубленным изучением отдельных предметов к модели школы – научно-исследовательский центр и разработка гибких комплексных технологий управления изменениями ОУ. | Создание научно - исследовательского центра «Исследователи XXI » на базе областной предметной лаборатории «Биология. Экология» | 2017г. |
4 | Построение школьной жизни (уклад, традиции, взаимоотношения) на основе личного успеха и собственных достижений ее участников в области исследовательской деятельности. | Разработка системы самоанализа учащимися качества собственного жизненного самоопределения и учебного развития | 2017г. |
Разработка индивидуального маршрута, электронного портфолио юного исследователя. | 2018г. |
6 | Научное обоснование и экспертная оценка элементов обновления, а также внедрение процедур комплексного мониторинга модернизации школы. | Создание инструментария мониторинга и экспертизы качества подготовки учащихся в области исследовательской деятельности. | 2018 г. |
7 | Управление педагогическим коллективом на основе профессиональной инициативы и творческих предпочтений | Административная поддержка авторских разработок, деловых инициатив и различных мероприятий, предлагаемых учителями. Создание благоприятного климата для генерирования и реализации педагогического творчества. | 2016-2020гг. |
8 | Организация творческой внешкольной и внеурочной жизни школы в контексте повышения имиджа школы в местном педагогическом сообществе и социуме. | Издание пособий и буклетов для родителей и учащихся, а также выпуск авторских научно – исследовательских работ. | 2017-2020гг. |
Проведение муниципальной научной и исследовательской конференции» «Литвиновские чтения», регионального конкурса общероссийского движения «Зелёная планета» | 2017-2020гг. |
9 | Разработка стратегии и технологий эффективной работы с партнерами школы. | Заключение договоров и соглашений с вузами, предприятиями, фирмами и специалистами. Организация курсов для учащихся школ города на базе областной предметной лаборатории» Биология. Экология» МБОУ СОШ №135 | 2016г. |
Организация многопрофильной летней школы «Исследователи XXI века »для учащихся школ города | 2017г. |
Как представлено выше, в целом в школе сложилась благоприятная ситуация в отношении становления и совершенствования исследовательской деятельности школьников.
Планируемые эффекты:
интеграция в школьную практику современных научно – исследовательских технологий;
усиление партнерства школы с другими учреждениями образования, науки, культуры, предприятиями и фирмами, общественными организациями и родительской общественностью;
укрепление позитивного имиджа школы в местном социуме и лидерство в образовательном сообществе;
рост профессиональной компетентности сотрудников школы, повышение качества образовательных услуг, предоставляемых школой.