СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности обучающихся в процессе написания и защиты исследовательской работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся в краеведении

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности обучающихся в процессе написания и защиты исследовательской работы»

Организация исследовательской деятельности обучающихся в процессе написания и защиты творческой работы

К.В. Вартанов – педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества», руководитель краеведческого клуба «Поиск»

Большую роль в процессе образования обучающихся играют навыки поиска и обработки необходимой в том или ином случае информации. Ребята применяют эти творческие навыки при написании различных проектов в школе, а также курсовых и дипломных проектов в высших учебных заведениях.

В ходе написания таких проектов, иначе говоря, исследовательской деятельности, обучающиеся реализуют свой интерес к избранной теме в процессе ее изучения. Результатом исследовательской деятельности является получение новой информации и достижение новых результатов. Исследовательская работа предполагает обучение каждого воспитанника умениям реферирования, составления библиографий, выдвижение гипотез, постановки цели и определения задач, проведения эксперимента, обработки полученных результатов, планирования и самоконтроля.

Процесс создания и защиты исследовательской работы требует настойчивости, вдумчивости, кропотливости, усидчивости, точности, терпения и заинтересованности в длительной исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность не может носить массовый характер. Она применима для тех обучающихся, которые готовы к такой деятельности, имеют определенные знания и умения, бывают неудовлетворенными имеющимися у него представлениями, способны с помощью преподавателя выйти за рамки школьного курса.

Исследовательская работа обучающегося начинается с определения ее темы, целей и задач, области исследования, осознания ее актуальности. Тематика работы зависит от его интересов и предпочтений, а также от наличия исходных материалов по данной теме (литературы, опытных образцов, иллюстративного материала и т.д.). Важно брать конкретную тему исследования, чем более узкой она будет, тем более успешным будет результат. Например, одно из исследований, предпринятых обучающимися краеведческого клуба «Поиск» было посвящено журналисту и общественному деятелю, редактору газеты «Георгиевский Биржевой день», издававшейся в 1914 году, Якову Архиповичу Журавлеву и командиру Георгиевского революционного отряда, рабочему П.В. Быкову. Выбор темы указанной работы был обусловлен наличием мемориальной доски, посвященной Я.А. Журавлеву на здании Дома детского творчества и улицы, носящей имя П.В. Быкова, а также отсутствием представления у георгиевцев о заслугах земляков, удостоившихся увековечивания в нашем городе. Следующим, после определения темы исследования, этапом работы стал сбор разнообразной информации о жизни и деятельности этих людей в начале XX века. Для этого было необходимо посетить библиотеки, встретиться с научными специалистами, обратиться к сети Интернет и другим источникам. Серьезным препятствием для сбора материалов по данной теме стало почти полное отсутствие литературных источников, периодической печати по истории советского периода. Ни в библиотеках, ни в краеведческом музее Георгиевска не нашлось большого количества материалов по данной теме. Единственным более или менее полным описанием жизнедеятельности Я.А. Журавлева П.В. Быкова стали статьи георгиевского краеведа Гавриила Подопригоры.

Важным шагом для нашего исследователя стало определение структуры исследовательской работы, в которой была обозначена актуальность темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, определены методики, необходимые для его проведения. Все эти данные были отражены в тексте введения к исследовательской работе. Написание введения представляло определенную трудность для исследователя – новичка. Преподавателю приходилось подсказывать пошаговый путь: обосновывая актуальность исследования, определяем его объект и предмет, исходя из объекта и предмета, формулируем цель исследования, а на основании цели определяем задачи.

Объект исследования – это процесс, явление, которое исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. В нашей работе объектом исследования стала общественная жизнь в Георгиевске накануне и в ходе Гражданской войны, а предметом исследования – деятельность участников этих событий Я.А. Журавлева и П.В. Быкова.

Определение цели и задач исследования зачастую вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования является отдельным ее этапом. Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять.

Целью работы, в нашем случае, стало стремление восстановить биографические данные о деятельности прогрессивного публициста Я. А. Журавлева и участника событий гражданской войны в нашем городе и крае П.В. Быкова.

Задачами работы явились:

  1. Сбор материалов о жизни и творчестве Я.А. Журавлева и

П.В. Быкова.

  1. Анализ собранного материала об этих личностях.

  2. Распространение в Георгиевском районе информации через средства массовой информации о забытых в современном обществе личностях. Использование данных материалов при проведении краеведческих мероприятий в школах, библиотеках, музее.

Задачи исследования определяют его методы и методики.

При написании работы наш исследователь применял поисковый, исследовательский, проблемный методы, которые осуществлялись через ряд приемов:

  • постановка проблемной задачи;

  • поиск документального материала о Я.А. Журавлеве и П.В. Быкове;

  • обращение к фондам архивов, городского краеведческого музея, библиотек;

  • изучение и обработка материала, собранного во время поиска;

  • конспектирование и реферирование.

Следующая крупная часть творческой работы называется основной частью. Здесь описывались этапы и процесс исследования. Основная часть делилась на пункты и подпункты. Юный краевед следил за логичностью изложения хода исследования, показывал собственный опыт исследовательской деятельности, который в тексте основной части выражался словами «мне предоставили», «я встретился», «мной установлено» и т.д. Так в основной части была представлена деятельность Я.А. Журавлева как биржевого нотариуса и редактора биржевой газеты; революционная деятельность рабочего П.В. Быкова по формированию Георгиевского революционного отряда и командованию им.

В заключение исследовательской работы перечислялись результаты, полученные в ходе исследования, и формулировали выводы. Внимание обучающегося обращалось на логическую связь результатов исследования с его задачами, а выводов - с целью.

При работе над текстом исследовательской работы обучающийся руководствовался формально-логическим способом описания. Занимаясь исследованием по своей теме, он учился формулировать текст в виде рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последовательность. Использование аналогий, сравнений, афоризмов, делали исследовательскую работу более привлекательной для читателя.

Также необходимо было приучить юного исследователя оформлять свою работу в соответствии с установленными требованиями. В наличии должны быть титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. В соответствии с принятыми требованиями определялись объем работы, размер шрифта, междустрочные интервалы, размер полей и т.д.

Роль педагога в ходе исследовательской работы – это роль партнера для своих воспитанников, координатора их деятельности. Он объясняет и показывает, направляет работу ребенка, но предоставляет самому обучающемуся возможность пройти весь путь исследования от начала до конца.

Исследовательскую работу обучающихся можно представить в различных формах: доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия, компьютерная презентация или видеофильм с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением. В ходе изучения истории города, района, края на занятиях в учреждении дополнительного образования обучающиеся накапливают краеведческий материал, который находит применение в их школьной учебной деятельности. Этот материал также используется ими для подготовки исследовательских работ к городским, краевым, всероссийским конференциям; написания статей в газету.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!