Организация личностно – ориентированного подхода на уроках биологии
Сенькиной Н.Н., учитель биологии МБОУ «СОШ №14»
г. Сергиев Посад.
Я работаю в школе более 40 лет, много разных детей довелось мне учить за это время: было много умных и способных учеников с высокими образовательными потребностями. Были ученики по разным причинам не достигшие успехов в учении, и мне очень близка простая учительская истина «Обучать надо не всех, а каждого».
Личностно-ориентированное обучение в практике работы убедило меня, что только ЛОО позволяет устранить одно из главных противоречий в образовании между разнообразием интересов и дарований школьников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны.
В дидактике существует несколько современных классификаций уроков:
1. Смешанный (комбинированный) урок.
2. Урок усвоения новых знаний и умений.
3. Урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала.
4. Урок проверки и оценки качества знаний и умений.
Также существуют: вводный и заключительно-обобщающий уроки. Все перечисленные типы уроков встречаются в реальной педагогической практике при изучении курса «Биология» Методически правильное проведение уроков биологии позволяет учителю в совместной работе с учащимися, решить целый ряд учебно-воспитательных задач, к которым, в частности, относятся:
- улучшение качества усвоения учащимися программных биологических знаний, расширение кругозора;
- развитие у учащихся умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к процессу обучения Биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии;
- повышение адаптивных возможностей личности в современной социальной среде за счёт формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки;
- формирование позитивных свойств личности.
Очевидно, что все перечисленные задачи тесно связаны друг с другом и практически неразделимы в учебно-воспитательном процессе.
Решению этих задач способствует большое разнообразие существующих в методической практике видов (форм) уроков биологии:
- урок – размышление;
- урок – «путешествие»;
- урок – игра;
- интегрированный урок;
- урок – диспут;
- урок – конференция;
- урок – экскурсия; и др.
Принцип личностно – ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от учителя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания учащихся. Возможность реализации этого принципа непосредственно связана с изменением личностной установки учителя. Порой приходится сталкиваться с тем, что наше речевое и неречевое поведение несёт определённый отпечаток и характеризуется излишней категоричностью, авторитарностью, догматичностью суждений. Такая установка убивает саму идею диалога. Поэтому необходимо постоянно искать новые методы, которые могли бы стать стимулом, толчком к началу диалога.
Личностно – ориентированного обучение – это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. Активизация занятий по биологии связана, прежде всего с рациональной организацией познавательной мыслительной деятельности учащихся, с учётом их индивидуальных способностей и прежде всего с развитием умения быстро ориентироваться в предложенной на уроке форме, извлекать из него необходимую информацию. Одной из наиболее плодотворных форм взаимодействия может стать работа учащихся в микро группах. Совместная работа в условиях особого психологического климата ограничивает конкуренцию и превращает её в сотрудничество (обсуждение вопроса, подготовка проекта)…
Личностно – ориентированное обучение предполагает проведение уроков в нетрадиционных формах, например, урок-конференция, проводимая на уроках биологии, представляет синтез творческого, исследователь-ского и информационного методов. Успешное проведение конференции требует тщательной подготовки и от учащихся, и от учителя. Учащиеся должны уметь работать с информацией (вести поиск нужной информации, анализировать её), делать обобщения и выводы.
Конференция как метод исследовательского проекта даёт возможность участия в исследовательском поиске: в моём случае, например, исследование влияния витаминов на различные процессы в человеческом организме.
Проектирование личностно – ориентированного занятия предполагает участие каждого ученика в том или ином виде деятельности и раскрытие своих способностей на уроке.
Можно сделать вывод, что личностно – ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Я считаю, что: современное образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации и обучение способствует этому.
Развитие обучающегося как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Основным результатом обучения должно быть – формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать обучающемуся возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. Актуальность личностно – ориентированного обучения существует, так как оно помогает: развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.
Литература
1.Якиманская И.С. «Развивающее обучение». – М.: Педагогика, 1979 г. – 144 с.-(Воспитание и обучение. Библиотека учителя).
2.Якиманская И.С. « Личностно-ориентированное обучение в современной школе». - М.: Сентябрь, 1996 .- 96 с.
3. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995.,- № 2.-с.13-21.
4.Степанова Е.Н. «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности» .М.: ТЦ Сфера, 2003 ., 128 с.
5 . Нестандартные уроки биологии. 6 класс./ сост. Л.Б. Поддубная.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 96 с.
6. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Сапина М.Р. «Биология». Человек.- М.: Дрофа, 2005.- 139 с.
7. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения.- М., Издательство «Первое сентября», 2001. – 224 с.
8. Капустин Н.П. «Педагогические технологии адаптивной школы».- М.: «Академия», 2001. – 216 с.
9. Никишина И.В. «Инновационные пед. технологии…».- Волгоград: Учитель, 2007.- 91 с.