Тема:
«Организация поисково-исследовательской деятельности и его значение для воспитания и обучения учащихся».
Классное руководство-это не обязанность,
это бесконечное творчество.
Целью моей работы является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получить все новые знания. Я стремлюсь к тому, чтобы научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно, поэтому в своей работе использую такую форму активизации познавательной деятельности – ученическое исследование. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков,
- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований,
- выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала через привлечение их к участию в конкурсах и олимпиадах,
- воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности,
- воспитание в каждом ребенке желания стать исследователем,
- помощь в профессиональной ориентации.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.
Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те, или иные вопросы, написание проектов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т.д. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале, использовать ресурсами Интернета и материалами СМИ.
Ребята по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы, презентации. Презентации проводятся в несколько этапов: урок-презентация, выступление на школьной научно-практической конференции, а затем участие в конкурсах различного масштаба - от муниципального уровня до регионального.
Ученическое исследование использую при изучении обществознания, истории России, истории Дагестана, КТНД и местной истории в процессе кружковой работы и на классных часах, при введении школьников в широкую информационную среду, в которой переплетаются данные об истории, этнографии, культуре народов Дагестана, своего района, села, беседы с очевидцами и участниками исторических событий.
В результате поисково-исследовательской деятельности оформляются такие творческие работы, проекты, презентации как: «История села Арада-Чугли», «Моя родословная», «Арада-Чуглинцы-участники Великой Отечественной войны», «Учитель на фронте и в тылу», «Моя первая школа и учителя», «Судьба моей семьи в судьбе республики и страны», «Люди чести и долга», «Арада-Чуглинцы на разных широтах», «История колхозного движения», «Мои земляки на фронте и в тылу». Оформляются фотосессии «Я знаю мою Малую Родину», «Люби и изучай свой край», «Летопись школы» и т.д.
Организуем экскурсии в музеи и на памятные места по району и по республике Дагестан.
Следует отметить, что исследовательская деятельность в рамках школы является процессом двусторонним, строящимся как на потребностях учащихся, так и на активном привлечении их в работу. В процессе данного вида деятельности учащиеся могут узнать о своих генеалогических корнях, об истории своей семьи и своего народа.
Кроме того, научные проекты, особенно в области краеведения помогают в самореализации детей замкнутых, не принимаемых коллективом или из неблагополучных семей, что является немаловажным в социализации подрастающего поколения и развитии коммуникативных навыков.
Результативность
Работа по данной системе дает возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикет речи, культуру чувств и эмоций.
Учет особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, все это вместе взятое формирует здоровье сберегающую среду.