Просмотр содержимого документа
«Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
«Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Подготовила
старший воспитатель
МБДОУ д/с №7 г.Алагир
Таболова З.М.
Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
В ФГОС ДО в п.1.4 «Основные принципы дошкольного образования» отмечено, что «одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Исследовательская деятельность- деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Исследовательская деятельность может быть реализована в различных формах:
- занятие
- экспериментирование
- сбор коллекций
- наблюдение
- труд в уголке природы
- целевые прогулки
- продуктивная деятельность
- создание проекта
Структура исследовательской деятельности
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
- выработка гипотез, предположений
- поиск и предложение возможных вариантов решения
- сбор материала
- обобщение полученных данных
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ)
- защита
Экспериментальная деятельность
это один из видов поисковой (исследовательской) деятельности. Эксперимент предполагает определенные преобразования в отличие от пассивного наблюдения. В ходе него различные объекты ставятся в искусственные условия, которые часто не существуют в природе.
Направления детского экспериментирования
- ЖИВАЯ ПРИРОДА: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде
- НЕЖИВАЯ ПРИРОДА: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
- ЧЕЛОВЕК – живой организм, человек – пользователь природы
- РУКОТВОРНЫЙ МИР: предметы и материалы, их свойства и качества (сыпучий, хрупкий, мягкий, круглый и т.д.)
Возрастные особенности организации экспериментальной деятельности
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности
Подготовка занятия-эксперимента может включать предварительную работу: экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций
Способы фиксаций результатов наблюдений и экспериментов
Документы для фиксации наблюдений явлений, объектов
Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать
Его задача намного сложнее:
он должен сделать так, чтобы
ребенок сам захотел это делать
Желаю творческих успехов!!!