СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация профессиональной практики студентов Гуманитарного колледжа на основе нравственно-духовного образования «Самопознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе профессионального образования студенты учатся позитивно  смотреть на себя как на учителя, педагога, осознать свою нужность, опереться на чувство собственного достоинства.

          У  каждого студента с 1 - 4 курс своя траектория развития от понимания  «Я обучающийся»  и перехода к позиции «Я - Учитель, Я-педагог».  Идет процесс формирования профессиональных навыков от «Я – незнающий» к «Я - Знающий», «Я - Умеющий». Поэтому профессиональная среда на базе социальных партнеров способствует формированию у студентов навыков, направленных на применение, анализ, синтез и умений оценивать изученное, понятое. Здесь важно: студент  сравнивает себя с самим собой от «Я – незнающий» к «Я - Знающий», т.е. каким студентом был и стал.

         На профессиональной практике идет процесс формирования профессиональной подготовки студентов: 

  • в процессе самонаблюдения практической деятельности и самоанализа своей деятельности (это находит отражение в дневниках практики);  
  • сравнение себя, своей  практической деятельности с другими студентами.  

      - самоанализ профессиональной практики:  какой я практикант, каким я хочу быть учителем, что обо мне думают методист по практике, учитель школы, мои сокурсники.

Результативными формами содействия самопознанию и саморазвитию являются: пробные уроки, пробные классные часы, разнообразные формы и методы работы с детьми, индивидуальные консультации и помощь методистов в построении индивидуальной программы прохождения практики каждого студента, психологические тренинги по итогам практики.

Каждый студент стремится самоутвердиться в своей профессиональной деятельности, поэтому учим будущих педагогов выстраивать продуктивную деятельность на практике в школе, детском саду.

Просмотр содержимого документа
«Организация профессиональной практики студентов Гуманитарного колледжа на основе нравственно-духовного образования «Самопознание»»

Организация профессиональной практики студентов

Гуманитарного колледжа на основе нравственно-духовного образования «Самопознание»

М. Асаинова,

преподаватель педагогики,

зам. директора

по учебно-производственной работе

Гуманитарного колледжа

г. Астана


В Законе Республики Казахстан «Об образовании» выделена главная задача - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики».

Поэтому повышение качества подготовки молодых специалистов является одной из главных задач системы профессионального образования. Качественная подготовка конкурентоспособных кадров приоритетная задача педагогического коллектива.

Сегодня студент, как будущий педагог, становится субъектом собственного профессионального развития.

На профессиональное саморазвитие студентов направлены:

1. политика и миссия колледжа;

2. программа развития колледжа, учебные планы, программы, КТП преподавателей;

3. учебно - материальная база, которая постоянно модернизируется, пополняется;

4. работа преподавателей по повышению профессиональной квалификации, в т.ч. по обновленной программе, что позитивно влияет на качество образования;

5. совершенствование менеджмента и мониторинга педпроцесса;

6. расширение базы практики, где непосредственно реализуется практическая подготовка кадров;

7. трудоустройство, карьерный рост выпускников.

Реализация программы «Самопознание» на профессиональной практике направлена на всестороннюю педагогическую поддержку студента в процессе его профессионального становления и социализации.

С другой стороны организация работы по самопознанию способствует осознанию и оценки преподавателями результатов психолого-педагогического сопровождения студентов на профессиональной практике, а студентам - качества приобретаемого профессионального образования, самоанализа своего внутреннего «Я». Это работа над собой, преодоление себя, противоречий между требованиями педколлектива, методистов и учителей школы и собственным несовершенством, развитие профессиональной активности – трудоемкая и трудная работа на пути к овладению специальностью.

 Но не менее важно как овладевает профессией сам студент: его потребности в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий и стратегий по освоению специальности.

В процессе профессионального образования студенты учатся позитивно смотреть на себя как на учителя, педагога, осознать свою нужность, опереться на чувство собственного достоинства.

У каждого студента с 1 - 4 курс своя траектория развития от понимания «Я обучающийся» и перехода к позиции «Я - Учитель, Я-педагог». Идет процесс формирования профессиональных навыков от «Я – незнающий» к «Я - Знающий», «Я - Умеющий». Поэтому профессиональная среда на базе социальных партнеров способствует формированию у студентов навыков, направленных на применение, анализ, синтез и умений оценивать изученное, понятое. Здесь важно: студент сравнивает себя с самим собой от «Я – незнающий» к «Я - Знающий», т.е. каким студентом был и стал.

На профессиональной практике идет процесс формирования профессиональной подготовки студентов: 

  • в процессе самонаблюдения практической деятельности и самоанализа своей деятельности (это находит отражение в дневниках практики);  

  • сравнение себя, своей практической деятельности с другими студентами.

- самоанализ профессиональной практики: какой я практикант, каким я хочу быть учителем, что обо мне думают методист по практике, учитель школы, мои сокурсники.

Результативными формами содействия самопознанию и саморазвитию являются: пробные уроки, пробные классные часы, разнообразные формы и методы работы с детьми, индивидуальные консультации и помощь методистов в построении индивидуальной программы прохождения практики каждого студента, психологические тренинги по итогам практики.

Каждый студент стремится самоутвердиться в своей профессиональной деятельности, поэтому учим будущих педагогов выстраивать продуктивную деятельность на практике в школе, детском саду.

Будущий педагог должен обладать таким профессионально значимым качеством, как педагогическая направленность, поэтому в течение 4-х лет велась кропотливая и вдумчивая работа по профессионализации студентов, формированию и развитию педагогически значимых черт характера, педагогических способностей. Итоги изучения профессиональной направленности студентов выпускных групп в период их обучения, начиная с 1 курса и перед выходом на преддипломную практику в декабре 2016г., представлена в таблице:

Наименование

групп

Год поступления 2013-2014 уч.г

Выпуск 2016-2017 уч.г.

Всего ст-в

Кол-во

Ст-в

Пед.направл. %

Всего

ст-в

К-во

Ст-в

Пед.направл. %

1

«Дошк. восп. и обучение»

94

77

81.9

81

76

83.5

2

«Нач. образование»

100

68

69

81

79

97.5

3

«Уч.информ. осн.школы»

50

20

38.4

45

39

86.6

4

«Физ. культура и спорт»

52

24

46.1

36

31

98.6

5

«Уч.англ.яз осн.школы»

47

26

55.3

47

39

82.9

6

«Уч. каз.яз и лит-ры»

22

13

59

22

20

90.9

7

«Изобр.искус. и черчение»

17

8

47

12

8

66.6

8

«Муз. образование»

12

5

41.6

10

7

70

 

ВСЕГО

394

241

61.2

334

362

88.3

Итоги свидетельствуют, что в течение 4 - лет у студентов происходило формирование устойчивой установки на приобретение профессиональных знаний и умений; коррекция негативных проявлений профессионального становления, формирование мотивационно-ценностного отношения к своей профессии.

Поэтому УВП процесс в колледже и профессиональная практика на основе нравственно-духовного образования «Самопознание» направлены на развитие у студентов свойств и качеств как

  • стрессоустойчивость;

  • функциональная грамотность;

  • творческое мышление;

  • лидерские качества;

  • профессиональное общение;

  • навыки работы в коллективе;

  • профессионально значимые качества.

Важное требование - это обладание будущими педагогами методической компетентностью. Об этом свидетельствуют проведенные уроки в новых технологиях 3 - 4 курса, в том числе с использованием идей программы «Самопознание»:

Уроки в новых технологиях студентов 3 курса:

Специальность, квалификации

К-во

ст-в

Кол-во

уроков

Уроки в инновац. технол-х

Уроки интегриров.

с самопоз.

Кафедра, ПЦК


1.

«Начальное образование»

90

406

262

262

каф.пед., .каз.яз.ПЦК

2.

Учитель инф.

24

165

94

70

ПЦК информ.

3.

«Учитель каз.яз.

26

180

110

54

каф.каз.яз.

4.

«Учитель ин. Яз.

54

156

92

92

каф.ин.яз.

5.

«Дошкольное воспитание»

109

162

102

110

ПЦК дошк.пед.

6.

Физ.культура»

66

540

220

45

ПЦК физкультуры



369

1609

880

633


Уроки в новых технологиях студентов 4 курса:

Специальность,

квалификации

К-во

ст-в

Кол-во

ур-в

Уроки инновац-х технологии

Уроки с элементами самопоз.

Каф. ПЦК

Методисты

1.

«Начальное образование»

81

7433

5020

5020

каф.пед., каз.яз. ПЦК

2.

Учитель информ.

45

360

220

135

ПЦК информ.

3.

Учитель каз. яз.

22

180

90

90

ПЦК. каз.яз.

4.

Учитель ин.яз.

47

360

172

172

каф. ин.яз.

5.

Изобразительное искусство

12

30

30

30

ИЗО


Музыкальное образование

10

48

40

40

Каф.пед.


Технология

11

40

15

40

Преп.техн.

6.

Дошкольное воспитание

127

480

220

150

ПЦК дошк.пед.

7.

Физ.культура и спорт

36

291

153

115

ПЦК физкультуры



391

9320

5991

5722



Познавая себя, студенты на практике развивают свои лучшие качества, учатся проявлять доброту, милосердие, стремятся к исполнению своих обязанностей как молодых педагогов – помочь каждому ребенку познать себя, видеть в себе хорошее и это хорошее учиться проявлять.

Владение психолого-педагогической и методической ком­петентностями отразились в Итогах профессиональной практики студентов 3 курса:

Специальность

Кол-во ст-в

Успев-ть в %

Кач-во %

«Начальное образование»

91

100

98

«Физическая культура и спорт»

67

100

95

«Изобразительное искусство и черчение»

18

100

100

«Дошкольное воспитание и обучение»

151

100

100

«Основное ср. образование»

«Уч. информатики основной школы»

9

100

100

«Основное ср. образование» «Учитель англ. яз»

24

100

88,6

«Основное ср. образование»

«учитель каз.яз и лит-ры»

53

100

100

«Музыкальное образование»

26

100

88,8


Итого:

439

100

97,4

Итоги профессиональной практики студентов 4 курса:

Специальность

Кол-во

ст-в

Успев-ть%

Качество%

«Начальное образование»

81

100

100

«Физическая культура и спорт»

36

100

100

«Технология»

11

100

100

«Изобраз. искусство и черчение»

12

100

100

«Дошкольное воспитание и обучение»

127

100

100

«Уч. информатики основной школы»

45

100

100

«Учитель ин.яз основной школы»

47

100

89,3

«учитель каз.яз и лит-ры»

22

100

100

«Музыкальное образование»

10

100

100


Итого:

391

100

98,6

Поэтому Мониторинг качества подготовки студентов в колледже показывает, что в динамике наблюдается снижение репродуктивного уровня прохождения своей педагогической практики и развитие творческого уровня деятельности студентов. За счет этого - улучшение качественных показателей подготовки студентов.

Результаты изучения готовности выпускников 2016-2017уч.г. к профессиональному саморазвитию, самообразованию и самопознанию:


Специальность

Достаточный уровень

Средний уровень

1

Дошкольное воспитание и обучение

100 %

-

2

Начальное образование

100 %

-

3

Уч. информатики основной школы

95 %

5 %

4

Физическая культура и спорт

90%

10%

5

Учитель ин.яз основной школы

89%

11 %

6

учитель каз.яз и лит-ры

93 %

7 %

7

Изобр.искусство и черчение

87 %

13 %

8

Музыкальное образование

85 %

15%

 

ВСЕГО

96 %

4 %


Осознание сущности и значения профессионально - личностного самоопределе­ния, самовоспитания, самопознания, овла­дение способами их осуществления - важнейшая задача будущего учителя.

Эксперимент в колледже убедительно подтверждает потенциал программы «Самопознание» в нрав­ственно-духовном становлении личности будущего учителя, воспитателя, ведущее к качественной подготовке специалистов системы образования.