Организация профессиональной практики студентов
Гуманитарного колледжа на основе нравственно-духовного образования «Самопознание»
М. Асаинова,
преподаватель педагогики,
зам. директора
по учебно-производственной работе
Гуманитарного колледжа
г. Астана
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» выделена главная задача - создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики».
Поэтому повышение качества подготовки молодых специалистов является одной из главных задач системы профессионального образования. Качественная подготовка конкурентоспособных кадров приоритетная задача педагогического коллектива.
Сегодня студент, как будущий педагог, становится субъектом собственного профессионального развития.
На профессиональное саморазвитие студентов направлены:
1. политика и миссия колледжа;
2. программа развития колледжа, учебные планы, программы, КТП преподавателей;
3. учебно - материальная база, которая постоянно модернизируется, пополняется;
4. работа преподавателей по повышению профессиональной квалификации, в т.ч. по обновленной программе, что позитивно влияет на качество образования;
5. совершенствование менеджмента и мониторинга педпроцесса;
6. расширение базы практики, где непосредственно реализуется практическая подготовка кадров;
7. трудоустройство, карьерный рост выпускников.
Реализация программы «Самопознание» на профессиональной практике направлена на всестороннюю педагогическую поддержку студента в процессе его профессионального становления и социализации.
С другой стороны организация работы по самопознанию способствует осознанию и оценки преподавателями результатов психолого-педагогического сопровождения студентов на профессиональной практике, а студентам - качества приобретаемого профессионального образования, самоанализа своего внутреннего «Я». Это работа над собой, преодоление себя, противоречий между требованиями педколлектива, методистов и учителей школы и собственным несовершенством, развитие профессиональной активности – трудоемкая и трудная работа на пути к овладению специальностью.
Но не менее важно как овладевает профессией сам студент: его потребности в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий и стратегий по освоению специальности.
В процессе профессионального образования студенты учатся позитивно смотреть на себя как на учителя, педагога, осознать свою нужность, опереться на чувство собственного достоинства.
У каждого студента с 1 - 4 курс своя траектория развития от понимания «Я обучающийся» и перехода к позиции «Я - Учитель, Я-педагог». Идет процесс формирования профессиональных навыков от «Я – незнающий» к «Я - Знающий», «Я - Умеющий». Поэтому профессиональная среда на базе социальных партнеров способствует формированию у студентов навыков, направленных на применение, анализ, синтез и умений оценивать изученное, понятое. Здесь важно: студент сравнивает себя с самим собой от «Я – незнающий» к «Я - Знающий», т.е. каким студентом был и стал.
На профессиональной практике идет процесс формирования профессиональной подготовки студентов:
в процессе самонаблюдения практической деятельности и самоанализа своей деятельности (это находит отражение в дневниках практики);
сравнение себя, своей практической деятельности с другими студентами.
- самоанализ профессиональной практики: какой я практикант, каким я хочу быть учителем, что обо мне думают методист по практике, учитель школы, мои сокурсники.
Результативными формами содействия самопознанию и саморазвитию являются: пробные уроки, пробные классные часы, разнообразные формы и методы работы с детьми, индивидуальные консультации и помощь методистов в построении индивидуальной программы прохождения практики каждого студента, психологические тренинги по итогам практики.
Каждый студент стремится самоутвердиться в своей профессиональной деятельности, поэтому учим будущих педагогов выстраивать продуктивную деятельность на практике в школе, детском саду.
Будущий педагог должен обладать таким профессионально значимым качеством, как педагогическая направленность, поэтому в течение 4-х лет велась кропотливая и вдумчивая работа по профессионализации студентов, формированию и развитию педагогически значимых черт характера, педагогических способностей. Итоги изучения профессиональной направленности студентов выпускных групп в период их обучения, начиная с 1 курса и перед выходом на преддипломную практику в декабре 2016г., представлена в таблице:
№ | Наименование групп | Год поступления 2013-2014 уч.г | Выпуск 2016-2017 уч.г. |
Всего ст-в | Кол-во Ст-в | Пед.направл. % | Всего ст-в | К-во Ст-в | Пед.направл. % |
1 | «Дошк. восп. и обучение» | 94 | 77 | 81.9 | 81 | 76 | 83.5 |
2 | «Нач. образование» | 100 | 68 | 69 | 81 | 79 | 97.5 |
3 | «Уч.информ. осн.школы» | 50 | 20 | 38.4 | 45 | 39 | 86.6 |
4 | «Физ. культура и спорт» | 52 | 24 | 46.1 | 36 | 31 | 98.6 |
5 | «Уч.англ.яз осн.школы» | 47 | 26 | 55.3 | 47 | 39 | 82.9 |
6 | «Уч. каз.яз и лит-ры» | 22 | 13 | 59 | 22 | 20 | 90.9 |
7 | «Изобр.искус. и черчение» | 17 | 8 | 47 | 12 | 8 | 66.6 |
8 | «Муз. образование» | 12 | 5 | 41.6 | 10 | 7 | 70 |
| ВСЕГО | 394 | 241 | 61.2 | 334 | 362 | 88.3 |
Итоги свидетельствуют, что в течение 4 - лет у студентов происходило формирование устойчивой установки на приобретение профессиональных знаний и умений; коррекция негативных проявлений профессионального становления, формирование мотивационно-ценностного отношения к своей профессии.
Поэтому УВП процесс в колледже и профессиональная практика на основе нравственно-духовного образования «Самопознание» направлены на развитие у студентов свойств и качеств как
стрессоустойчивость;
функциональная грамотность;
творческое мышление;
лидерские качества;
профессиональное общение;
навыки работы в коллективе;
профессионально значимые качества.
Важное требование - это обладание будущими педагогами методической компетентностью. Об этом свидетельствуют проведенные уроки в новых технологиях 3 - 4 курса, в том числе с использованием идей программы «Самопознание»:
Уроки в новых технологиях студентов 3 курса:
№ | Специальность, квалификации | К-во ст-в | Кол-во уроков | Уроки в инновац. технол-х | Уроки интегриров. с самопоз. | Кафедра, ПЦК |
1. | «Начальное образование» | 90 | 406 | 262 | 262 | каф.пед., .каз.яз.ПЦК |
2. | Учитель инф. | 24 | 165 | 94 | 70 | ПЦК информ. |
3. | «Учитель каз.яз. | 26 | 180 | 110 | 54 | каф.каз.яз. |
4. | «Учитель ин. Яз. | 54 | 156 | 92 | 92 | каф.ин.яз. |
5. | «Дошкольное воспитание» | 109 | 162 | 102 | 110 | ПЦК дошк.пед. |
6. | Физ.культура» | 66 | 540 | 220 | 45 | ПЦК физкультуры |
| | 369 | 1609 | 880 | 633 | |
Уроки в новых технологиях студентов 4 курса:
№ | Специальность, квалификации | К-во ст-в | Кол-во ур-в | Уроки инновац-х технологии | Уроки с элементами самопоз. | Каф. ПЦК Методисты |
1. | «Начальное образование» | 81 | 7433 | 5020 | 5020 | каф.пед., каз.яз. ПЦК |
2. | Учитель информ. | 45 | 360 | 220 | 135 | ПЦК информ. |
3. | Учитель каз. яз. | 22 | 180 | 90 | 90 | ПЦК. каз.яз. |
4. | Учитель ин.яз. | 47 | 360 | 172 | 172 | каф. ин.яз. |
5. | Изобразительное искусство | 12 | 30 | 30 | 30 | ИЗО |
| Музыкальное образование | 10 | 48 | 40 | 40 | Каф.пед. |
| Технология | 11 | 40 | 15 | 40 | Преп.техн. |
6. | Дошкольное воспитание | 127 | 480 | 220 | 150 | ПЦК дошк.пед. |
7. | Физ.культура и спорт | 36 | 291 | 153 | 115 | ПЦК физкультуры |
| | 391 | 9320 | 5991 | 5722 | |
Познавая себя, студенты на практике развивают свои лучшие качества, учатся проявлять доброту, милосердие, стремятся к исполнению своих обязанностей как молодых педагогов – помочь каждому ребенку познать себя, видеть в себе хорошее и это хорошее учиться проявлять.
Владение психолого-педагогической и методической компетентностями отразились в Итогах профессиональной практики студентов 3 курса:
№ | Специальность | Кол-во ст-в | Успев-ть в % | Кач-во % |
-
| «Начальное образование» | 91 | 100 | 98 |
-
| «Физическая культура и спорт» | 67 | 100 | 95 |
-
| «Изобразительное искусство и черчение» | 18 | 100 | 100 |
-
| «Дошкольное воспитание и обучение» | 151 | 100 | 100 |
-
| «Основное ср. образование» «Уч. информатики основной школы» | 9 | 100 | 100 |
-
| «Основное ср. образование» «Учитель англ. яз» | 24 | 100 | 88,6 |
-
| «Основное ср. образование» «учитель каз.яз и лит-ры» | 53 | 100 | 100 |
-
| «Музыкальное образование» | 26 | 100 | 88,8 |
| Итого: | 439 | 100 | 97,4 |
Итоги профессиональной практики студентов 4 курса:
№ | Специальность | Кол-во ст-в | Успев-ть% | Качество% |
-
| «Начальное образование» | 81 | 100 | 100 |
-
| «Физическая культура и спорт» | 36 | 100 | 100 |
-
| «Технология» | 11 | 100 | 100 |
-
| «Изобраз. искусство и черчение» | 12 | 100 | 100 |
-
| «Дошкольное воспитание и обучение» | 127 | 100 | 100 |
-
| «Уч. информатики основной школы» | 45 | 100 | 100 |
-
| «Учитель ин.яз основной школы» | 47 | 100 | 89,3 |
-
| «учитель каз.яз и лит-ры» | 22 | 100 | 100 |
-
| «Музыкальное образование» | 10 | 100 | 100 |
| Итого: | 391 | 100 | 98,6 |
Поэтому Мониторинг качества подготовки студентов в колледже показывает, что в динамике наблюдается снижение репродуктивного уровня прохождения своей педагогической практики и развитие творческого уровня деятельности студентов. За счет этого - улучшение качественных показателей подготовки студентов.
Результаты изучения готовности выпускников 2016-2017уч.г. к профессиональному саморазвитию, самообразованию и самопознанию:
№ | Специальность | Достаточный уровень | Средний уровень |
1 | Дошкольное воспитание и обучение | 100 % | - |
2 | Начальное образование | 100 % | - |
3 | Уч. информатики основной школы | 95 % | 5 % |
4 | Физическая культура и спорт | 90% | 10% |
5 | Учитель ин.яз основной школы | 89% | 11 % |
6 | учитель каз.яз и лит-ры | 93 % | 7 % |
7 | Изобр.искусство и черчение | 87 % | 13 % |
8 | Музыкальное образование | 85 % | 15% |
| ВСЕГО | 96 % | 4 % |
Осознание сущности и значения профессионально - личностного самоопределения, самовоспитания, самопознания, овладение способами их осуществления - важнейшая задача будущего учителя.
Эксперимент в колледже убедительно подтверждает потенциал программы «Самопознание» в нравственно-духовном становлении личности будущего учителя, воспитателя, ведущее к качественной подготовке специалистов системы образования.