Организация профильного обучения школьников в условиях сетевого взаимодействия школ на базе ресурсного центра МКОУ «Одесская СОШ №1»
Е.В.Фролова
МКОУ «Одесская СОШ №1», с.Одесское.
Каждое образовательное учреждение находится в поиске способов повышения качества образования. Одним из таких способов является профильное обучение.
Цель профильного обучения - существенное улучшение результатов только за счёт возможностей самой школы и, соответственно, повышение инвестиционной привлекательности системы общего образования. С помощью средств дифференциации и индивидуализации обучения происходят изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной образовательной индивидуальной траектории.
В МКОУ «Одесская средняя общеобразовательная школа №1» профильное обучение было введено ещё в 2005 году. Оно возникло на основе существующего, на тот период модульного обучения. За последующие пять лет был наработан определённый опыт, педагоги прошли курсовую подготовку, было сделано несколько выпусков. Обучающиеся и родители одобрили профильное обучение, так как увеличился процент поступивших в высшие учебные заведения. Но количество учащихся в среднем звене год от года сокращалось, потребности обучающихся росли, ресурсы школы самостоятельно удовлетворить эти потребности не могли. Возникла потребность или уйти от профильного обучения, либо что-то изменить. Решение этой проблемы мы нашли в создании Профильной сети Одесского района. В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70-80 годах прошлого века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесён в педагогическую практику. В конце 90-х годов его описал Ю.А.Конаржевский.
С первого сентября 2009-2010 учебного года профильное обучение в Одесском районе носит характер сетевой организации, которая объединила 9 образовательных учреждений района и 118 обучающихся 10 классов.
Создание профильной сети потребовало проведения следующих логических взаимообусловленных действий:
Организация и проведение диагностического обследования выпускников основных школ и их родителей с целью конкретизации выбора дальнейшего профиля обучения в старшей школе, комплектование профильных групп;
Определение внешних связей с другими образовательными ресурсами для расширения и развития образовательных услуг;
Анализ состояния ресурсов образовательных учреждений района, выбор оптимальной модели организации профильного обучения на старшей ступени, адекватной внешним условиям и внутренним ресурсам;
Создание пакета документов, обеспечивающего функционирование профильной сети;
Формирование кадровых резервов и учебно-методических ресурсов;
Распределение функций и полномочий между всеми участниками образовательного процесса;
Определение критериев и показателей эффективности работы профильной сети.
В результате проделанной работы был определён ресурсный центр сети профильного обучения, которым стала МКОУ «Одесская СОШ №1», взявшая на себя профильную подготовку.
Профильное обучение на базе данного образовательного учреждения осуществляется за счёт целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов девяти, а на сегодняшний день десяти образовательных учреждений (участников профильной сети). Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образовательных услуг. Одновременно с этим профильная сеть позволяет сохранять единство целей развития образовательных учреждений, расположенных в одном и том же муниципальном образовании, тем самым обеспечивая равные условия для реализации образовательных потребностей населения данного муниципального образования.
Организация процесса информирования обучающихся, родителей, проводимая на этапе предпрофильной подготовки в виде классных родительских собраний, классных часов, участия в ярмарках профессий, индивидуальных и групповых консультаций с родителями и обучающимися, профориентпционные тренинги, проводимые ранее в образовательных учреждениях, ставших участниками профильной сети, помогли в формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.
В сентябре 2009 г. обучающимся было предложено вариативное профильное образование, т.е. десятиклассникам необходимо было выбрать 9 спецкурсов по основным учебным предметам (русский язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранный язык). Каждый выбирает для углубленного изучения комбинацию из 2 (возможен выбор из 3) профилей. Таким образом, для каждого формируется индивидуальная учебная траектория, в чём и проявляется личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса.
На наш взгляд преимущества поливариативности углубленных курсов заключается в следующем:
Нет жёсткой соподчинённости одного знания другому.
Возможно построение индивидуального учебного плана.
Нет необходимости в раннем определении конкретного профиля.
Сохранение сформированного детского коллектива.
Взаимодействие обучающихся района.
Созданный координационный Совет профильной сети осуществляет поддержку сетевого взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование складывающихся между ними отношений для реализации образовательных программ профильного обучения. Также на Совете обсуждаются возникающие вопросы, достижения, неудачи и проблемы.
Работа всех участников профильной сети содействует формированию у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору дальнейшего профессионального пути. Несмотря на это, мы понимаем, у нас накоплен определённый опыт, мы преодолели множество преград, мы осознаём, что впереди ещё множество трудностей, побед и разочарований. Но мы твёрдо знаем, что «Дорогу осилит идущий».
4