СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно организовать проект в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Организация проекта»

Проектная деятельность в начальной школе

«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия»

В. Гузеев

План.

1.Актуализация проведения проектной деятельности

2. История и сущность проектной деятельности.

3.Цели и задачи проектной деятельности младших школьников.

4.Метод проектной деятельности

5. Характеристика проектного метода.

6. Этапы работы над проектом.

7. Прогнозируемые результаты

8.Группы умений, формируемые проектным методом.

9.Типы проектов.

10.Особенности учебных проектов младших школьников.

11. Роль родителей в проектной деятельности.

12.Условия эффективности проектной деятельности учащихся ?

13. Практическая реализация проектов младших школьников.

Актуализация проведения проектной деятельности

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского. П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В. В. Рубцова и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, внедряется проектная деятельность. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

Работая много лет над проблемой повыше­ния качества знаний учащихся, развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

На мой взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.


Сущность и история проектной деятельности

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика). Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения с 1905 года. Массовое внедрение в двадцатые годы в отечественные школы прошлого столетия данного метода не оправдало себя, поэтому в нашей стране долгое время проектный метод не использовался. Наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года в рамках программы « Технология». Под методом проектов в образовательной области “Технология” понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХ1 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. СЛАЙД №2.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектная деятельность- это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности. СЛАЙД № 3.

Цели проектной деятельности. СЛАЙД №4-10

Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:

Цель внедрения проектного метода:

  • Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

  • создание условий для формирования и приобретения исследова­тельских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствую­щих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Метод проектной деятельности

Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. (Е.С.Полат) [90, с.66]. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно- репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Деятельностный метод обучения

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.


Решение дидактических проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, и потому открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это « открытия для себя» При этом « путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден… чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор»


Характеристика проектного метода.

Исследователи характеризуют метод проекта как:

  • Личностно – ориентированный;

  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  • Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

  • Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

  • Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

  • Здоровьесберегающий.


Особенности организации проектной деятельности. СЛАЙД №11-12

Этапы работы над проектом

В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуж­дают, предлагают собственные идеи;СЛАЙД №13-14

  • планирующий — подготовительный этап: (определяются тема и цели проекта, фор­мулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовы­ваются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный (уче­ники: собирают материал, работают с лите­ратурой и другими источниками, непосред­ственно выполняют проект; учитель: наблю­дает, координирует, поддерживает, сам яв­ляется информационным источником); СЛАЙД№15-20

  • информационно – операционный этап (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); СЛАЙД №21-32

  • защита проектов или презентация: ученики представляют свои проекты. СЛАЙД №33

  • рефлексивно-оценочный этап: ученики участвуют в коллек­тивном обсуждении и содержательной оцен­ке результатов и процесса работы, осущест­вляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллектив­ной оценочной деятельности.


Схема коллективного информационного проекта. СЛАЙД №34

Стадии работы над проектом - это — это «пять П» Проблема Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Прогнозируемые результаты

  • Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;

  • формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Группы умений, формируемые проектным методом.

Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых в процессе проектной деятельности в начальной школе:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Типы проектов

В учебном процессе существуют различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико- ориентируемые, информационные, игровые, учебные.

Начну с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Проект «Золотая волшебница – осень» по созданию гербария из осенних листьев и подборкой стихов о деревьях и кустарниках.

Проект 1 класса « Букет цветов», изготовленный оригами из цветной бумаги.

Проект «Новогодний плакат» творческой группы 4 класса

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование.

Проект « Земля наш дом родной» по созданию Красной книги Глушковского района.

Индивидуальный проект « Летопись моей семьи»

Урок «Мир леса родного края»

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Проект « Безопасные дороги для весёлой детворы» по созданию книжки- раскладушки.

Проект « Моё имя» и « Мои православные покровители»

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

1. Проект « Волшебные правила здоровья» Спортивно-игровое - путешествие в страну «Здоровья»

2. Театрализованное представление музыкальной пьесы - сказки по мотивам русской народной сказки «Лиса и Заяц» «Зайкина избушка»

3. Новогоднее представление «Мульт- Шоу»

4. Праздник « Прощай начальная школа»

Проект «Поэтическое вдохновение» Сборник стихов «Детство поселилось в школе навсегда»

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Информационно- исследовательский проект

«Ролевая игра- Путешествие на Луну» «Новогоднее Мульт- Шоу»

Театрализованное представление музыкальной пьесы - сказки по мотивам русской народной сказки «Лиса и Заяц»

По количеству участников проекта, можно выделить проекты: личностные; парные; групповые;

по продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; долгосрочные, средней продолжительности


Особенности учебных проектов младших школьников.

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

 При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Темы детских проектных работ я выбираю в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ. СЛАЙД №35-40

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

Проектирование В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

При проектировании задают следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Роль учителя. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,

2-й и 3-й этапы- учитель -УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта можно задать следующие вопросы:

  • Почему вы начали разрабатывать этот проект?

  • Правильно ли сформулировали задачу?

  • Разнообразны ли были идеи?

  • Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?

  • Удачно ли спланировали и использовали время?

  • Что сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?

  • Какой вклад внес каждый участник в общее дело? Оцените свою работу.

  • Для кого предназначен проект? Учитывались ли местные условия или возрастные особенности?

  • Как отнесутся посторонние люди , кто будет использовать наш( ваш) проект?

  • Была ли достигнута цель , все ли задачи решены?

  • Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?


Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально-творческая игра.

Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения,
аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте по следующему плану:

  • Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?

  • Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено?

  • Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?

  • Какими требованиями к проекту ты руководствовался?

  • Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?

  • Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?

  • Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей?

  • Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?


После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект,» «Исследовательский проект», «Игровой проект» Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.


Роль родителей в проектной деятельности

Дети и родители – активные участники проектной деятельности. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период, то целесообразно привлечь родителей. Предварительно на родительском собрании, разъясняется суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, знакомство с этапами работы над проектом, роли и формах участия родителей по мере взросления детей. Раздаются памятки для детей и родителей по организации работы над проектом. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта, помощь в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности.

На этапе погружения в проект родители помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе моделирования или иформационно- поикового – наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта.

Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Совместная проектная деятельность помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями.

Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.


Памятка для родителей по организации проектной деятельности.

 Условия эффективности проектной деятельности учащихся.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Поэтому необходимо начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса. Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

  • Формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий. В 1-ом классе основное внимание уделять развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, прививать интерес к познавательной деятельности, расширению детского кругозора.

  • В рамках традиционных учебных занятий использовать: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановку вопроса (поиск гипотезы); формулировку предположения (гипотезы),обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге, поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию, поиск альтернативных способов решения проблемы.

  • Начинать реализовывать практические проекты с 1 класса на уроках трудового обучения, где повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость труда. Со 2 класса наряду с практическими проектами использовать учебные, творческие, информационные с элементами исследования. К 3-4 классу повышается уровень самостоятельности, формируются навыки проектной деятельности, умения работать с научно – познавательной литературой, появляется возможность решать информационные и исследовательские проекты, от коллективных (весь класс), переходить к групповым, а затем к индивидуальным проектам.

  • Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Для этого еще на старте организовать погружение в проект, стараться заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы, увлечь работой над проектом. Я считаю, что важен неподдельный интерес к решению проблемы и у учителя и истинное желание работать над проектом в течение всего периода. Заряд энергии, творческого поиска, увлечённость учителя зажигают огонёк пытливости и творчества в глазах детей, стремление совершить что- то важное и нужное.

  • Для работы над проектом класс разбивается на 4 группы. Оптимально создавать группу не более 5 – 6 человек. (в классе 22 ученика) Каждая из этих групп работает над одним «проблемным вопросом».

  • Далее я организую реализацию замысла, поддерживаю самостоятельность ребят, их сотрудничество, советую нужную литературу, помогаю выбрать из собранной информации главное, подготовить защиту проекта. Уровень самостоятельности от проекту к проекту возрастает. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало в реализации проекта, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе, оценить вклад в работу каждого участника, поблагодарить детей за работу. Всегда помнить, что успех и желание рождается от успеха.

  • Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

  • Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные ресурсы (каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.), информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

  • Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность от недолговременных (1-2 урока) , однопредметных, практических, проектов к долговременным, межпредметным. По типу проектов: эффективна последовательность в порядке возрастания сложности от практических к , ролевым творческим, информационным , исследовательским проектам.

Из проекта нового стандарта для начальной школы. СЛАЙД №41-45.





















Литература.

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6. 2005.

4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

5. Воскобойникова Е. А.Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте . Начальная школа №12. 2007.

6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

7.. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

8. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

9.. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

10. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

11. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.

12. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2006.

13. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

14. Митрохина С. В (заведующая кафедрой методик начального образования Тульского государственного педуниверситета.№ Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий»- ж. «Начальная школа»1 2007. Стр 20-24.

15. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

16. Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.

17. Назарова Е. В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся. № 4. 2009.

18. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

19. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

20. . Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.

21. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

22. Тихонова К. М. Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности. Начальная школа №12. «2006. Работе по математике. Начальная школа. № 7. 2004.

23. Цыварева М. А. Метод проектов во внеклассной

24. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.

25. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

26. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения.

27. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!