СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из приоритетов современного образования является организация
проектно - исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать умения, сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Воскресенский научно-методический центр»
(МОУ ДПО «ВНМЦ»)
Итоговая практико-значимая работа по курсу
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения»
на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии».
Выполнила учитель географии МОУ «СОШ №9»
Поликарпова Елена Евгеньевна
Преподаватель,
кандидат педагогических наук: ………………………………
г. Воскресенск 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Метод проектов и история его возникновения в педагогике ……………...5
2. Педагогические приемы проектной деятельности ………………………....10
3. Методических рекомендаций по использованию проектной деятельности
при изучении географии ……………………………………………………13
4. Примерная тематика проектов по географии……………………………..18
5. Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)………….. 31
Заключение…………………………………………………………………....33
Список литературы…………………………………………………………. 34
Введение
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег
Одним из приоритетов современного образования является организация
проектно - исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать умения, сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена несколькими причинами: владение логикой и технологией проектной деятельности позволяет обучающимся эффективно осуществлять аналитические, организационные функции в социально-культурной сфере; проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность обучающихся. В результате использования метода проектов на уроках, школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе организации проектной учебной деятельности на уроках географии.
Гипотеза: использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности по географии позволит повысить качество знаний обучающихся.
Объект исследования: процесс преподавания школьного курса географии.
Предмет исследования: использование проектной технологии в преподавании географии.
Задачи исследования:
Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов.
Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности.
Разработать методические рекомендации по использованию проектной деятельности при изучении географии.
Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии.
Разработать правила успешной проектной деятельности для учащихся.
Методы исследования:
анализ программ, учебных пособий, методических материалов по географии;
изучение и систематизация психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
изучение и систематизация практики преподавания географии в средней школе;
наблюдение за деятельностью учащихся в процессе изучения географии и во внеурочное время /на олимпиадах, конкурсах и конференциях/;
ИКТ (создание презентации)
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии и на внеклассных мероприятиях.
Метод проектов и его история возникновения в педагогике
Проект (от латинского projectus – «выдвинутый вперед») – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее
реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования»).
Учебный проект – это форма методической работы, направленная на
изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса.
Цель проектно- исследовательской деятельности на уроке - формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию.
Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:
обучение деятельности- умению ставить цели, организовать свою
деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;
формирование личностных качеств- мышления, воли, чувств, творческих
способностей, мотивов деятельности;
формирование картины мира, адекватной образовательной программе и
уровню знаний.
Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел".
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Развитие метода проектов в школах России связано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.
Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д.
После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (например, проект "Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан"). Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.
В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения, В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С, Полат в учебном пособии "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования".
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.
Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова].
Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Подведем итоги! Так что же такое метод проектов?
Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат). Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Выводы: Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Педагогические приемы проектной деятельности
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения использую в изучении предмета, применяю на уроках и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат)
Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Выделим возможные типы учебных проектов.
По доминирующей деятельности:
информационно - познавательные,
игровые,
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные (прикладные).
Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По уровню интеграции:
Монопредметные (выполняются на материале географии);
Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике);
Надпредметные (выполняются на основе сведений не входящих в школьную программу).
По включенности проектов в учебные планы:
текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из
учебного курса часть содержания обучения);
итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение;
учащимися определенного учебного материала).
По использованию средств обучения:
печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради);
работы, научно-популярная и художественная литература);
наглядные (таблицы, схемы, рисунки и карты);
технические средства;
средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор,
хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации.
По содержанию (география):
Экологические;
Физико-географические;
Социально-экономические;
Комплексные;
Краеведческие;
Историко-географические.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе. Выводы: основная цель применения методов проектов – самостоятельное достижение школьниками важных географических проблем.
Методических рекомендаций по использованию
проектной деятельности при изучении географии
Практика показывает, что проектную деятельность легче организовать в условиях дополнительного образования и во внеурочное время. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Для одаренных обучающихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать свое самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Даже со слабыми учащимися работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом.
В процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. При формировании проектной деятельности учителю, безусловно, необходимо особое мастерство. Можно начать с самого простого, например, учитель объявляет на уроке цель урока, а ученики, находясь в пассивной позиции, не замечают, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного дает смысловой акцент на целеполагание.
Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведет детей в активную позицию, начнется формирование универсального умения целополагания. Шаг за шагом в подобные ситуации позволят ученикам все более уверенно включиться целополагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемым результатам, формулировать цель решение проблемы и т.д. Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением, или какой либо другой системой, предусматривающей формулирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы не противоречит, напротив, вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Организация проектной деятельности обучающегося в ОУ требует грамотно научно-обоснованного подхода и решения комплексных задач: организационно - управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:
содержание проекта дополняет, углубляет основной курс географии;
оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: географическое, экологическое, биологическое, что позволит решить проблему межпредметного взаимодействия;
содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.
В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.
Кроме этого в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.
Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:
1. Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.
2. Планирование:
определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;
определение способа представления информации;
определение критерии оценки руководителей.
Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.
3. Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.
4. Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.
5. Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.
Выше названные этапы можно объединить в три группы:
организационно - подготовительный;
технологический;
презентативный.
Этап представления итогов включает в себя следующие элементы: подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы каждого участника проекта.
При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:
презентация должна быть заранее четко спланирована, так как от четкого представления работы зависит её результат;
презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основная цель которого убедить слушателей;
при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (плакаты, рисунки, видеофильмы, слайды).
Форма презентации должна быть согласована с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. При подготовке презентации проекта учитель знакомит школьников с основными правилами ведения дискуссии, делового общения, обращает внимание на необходимость конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися.
Параметры внешней оценки проекта:
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Выводы: Проектная технология дает возможность:
Реализовать деятельностный поход в обучении географии;
Решить проблему сокращения часов на изучение географии;
Формирования у школьников информационной компетентности;
Овладения школьниками методами географического прогнозирования;
Участия школьников в общественных экспертизах.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Примерная тематика проектов по географии
География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие
науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Школьники воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом,
ожиданием нового. Внедряя в педагогическую практику технологию
проектной деятельности, я преследую такие цели:
выявление талантливых детей;
активизация учебного процесса;
формирование у учащихся интереса к научной работе;
формирование навыков публичного выступления;
профессиональной ориентации учащихся старших классов;
повышение уровня научной и методической работы.
На заключительном этапе проектной деятельности ученики учатся вести
дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать
свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс
защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений
школьников.
Критерии выбора тем могут быть следующими:
социальная значимость проекта и значимость данной информации для учащихся; воспитательный потенциал проекта;
связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации внутри- и межпредметных связей;
наличие у школьника необходимых знаний и личного опыта.
Готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно.
Примерная тематика проектов по географии
6 класс
В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. При организации данной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебного предмета
или близкие к нему; проблема исследования, обеспечивающая мотивацию
включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития - интерес к работе и посильность во многом определяют успех; длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей,
коллег педагогов и руководителей).
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Наименование проектов:
«Необитаемый остров в подарок» (рассказ с использованием условных знаков)
«План школьного двора» (съёмка местности);
«Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?» (сочинение-
сказка - исследование);
«Путешествие капельки по большому круговороту воды»;
«Путешествие в глубь Земли»;
«Путешествие на воздушном шаре»;
«Природа – учебный географический класс»;
«В поисках затонувшего корабля»;
«Войди в природу другом»;
«По следам великих путешественников»;
«Куда текут реки нашей области».
7 - 8 класс
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка
выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую
деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом
не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области
(предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Школьники самостоятельно подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики
ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и
коллективной деятельности ученика во время урока.
Наименование проекта
В 7 классе большая возможность для творческих проектов, например:
«Коллаж Африки» (население, растительный и животный мир Африки);
«Туристический проспект (памятка): Посетите Австралию»;
«Составление «каталога» стран Европы и Азии» (группировка их по
различным признакам);
«Удивительная Африка»;
«Страна «Наоборот»;
«Репортаж из джунглей»;
«По следам Ливингстона»;
«Мир Амазонии»;
«Плавают ли материки».
8 класс
«Рельеф и полезные ископаемые России» (презентация);
«Зависимость человека от климата»;
«Зависимость между компонентами природы в зоне тундры»;
«Растения-эфемеры и животные степей»;
«Один день в степи» или «Один день в пустыне»;
«По Золотому кольцу России»;
«Уникальность природы озера Байкал»;
«Заповедные зоны страны»
«Создание экологической карты области»;
«Памятники всемирного культурного наследия на территории России».
9 - 11 класс
Самостоятельное практическое владение технологией исследования должно достигаться к концу 9 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.
Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование с последующей защитой результатов в качестве творческого
экзамена.
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
9 класс
«Промышленность России. Нужны ли ей иностранные инвестиции?»;
«Структура экспорта России. Как ее изменить?»;
«Продолжительность жизни и ее зависимость от окружающей среды и
образа жизни»;
«Демографическая политика? Не ущемляет ли она права личности?»;
«Месторождения нефти и газа в Западной Сибири. Это освоение или
разорение?»;
«Помощь географии в выборе профессии»;
«Рынок труда и занятость населения России».
«Важна ли для человека национальность?»;
«Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа
или благо?»;
«Можно ли управлять миграционными процессами?»;
«Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой
работой?
В 10-11 классах тематика проектов очень обширная:
«Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования»;
«География религий. Влияние религий на экономические и социальные
проблемы мира»;
«Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на
будущее.»;
«География крупных мегаполисов мира»;
«Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции
развития, районы размещения, экологические проблемы»;
«География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы»;
«Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового
хозяйства.»;
«Нетрадиционные источники энергии и их использование человеком»;
«Глобальные проблемы человечества»;
«Может ли 21 век стать веком старения населения?»;
«Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль
открывателя мира и объединить его в единое целое?»;
«В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?»;
«Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить
планету и цивилизацию?»;
«Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?»;
«Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?»;
«Что нас ждёт в будущем?» (сценарий третьего тысячелетия)
«Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?»;
«Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?»;
«Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным
транспортом?»;
«Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности»;
«Проектирование города XXI века»;
"Глобальные проблемы современности";
"Рекреационные ресурсы мира".
Приведем несколько примеров проектов:
Проект телепередачи «История географических открытий» (6 класс)
I этап. Индивидуальные задания
Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения.
Как изменялись представления человека о Земле.
Эпоха великих географических открытий.
Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама.
Открытия Нового Света: экспедиции Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана.
Петр I. «Там, где Азия сошлась с Америкой». Путешествие Витуса Беринга.
Научные экспедиции XVIII-XX вв.
II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.
IV этап. Игра – «телепередача»
Проект "Природные зоны в жизни людей" (8 класс)
I этап. Индивидуальные задания
Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам:
Учение о природных зонах
«Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика»
«Таежная зона»
Зона смешанных и широколиственных лесов
Лесостепи и степи
Полупустыни, пустыни, субтропики
«Многоэтажность» природы гор
II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.
IV этап. Презентация проектов
Проект «Разработка туристического маршрута по Австралии» (7 класс)
I этап. Индивидуальные задания
Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам:
В туристическое агентство обратилась молодая семья с заказом на разработку туристического маршрута по Австралии. В оставленной заявке они указали следующие требования.
1. Цель поездки - экскурсионный туризм.
2. Продолжительность путешествия- 10 дней.
3. Начальный пункт маршрута - Кэрнс.
4. Транспорт – воздушный, автомобильный, морской.
5. Сезон года- теплый не дождливый.
6. Посещаемые объекты- город Сидней, объекты Всемирного наследия.
II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.
IV этап. Презентация проектов
Исследовательская работа на тему: «Географические особенности в государственной символике стран мира» (7 класс)
Aктуaльнocть. Cимвoлы гocудaрствa яляютcя неoтьемлимoй чaстью oбщеcтвa, знaниеcимвoлoв гocудaрcтвa и oтнoшение к ним oтрaжaет грaждaнcкую пoзицию челoвекa. Герб вcегдa являлся cимвoлoм дoстoинствa и чести, пoэтoму нaдругaтельcтвo нaд гербoм рacценивaетcя как oскoрбление его влaдельцa. Это oтнocится и к гocудaрcтвенным, и к любым другим гербaм. Нaдо любить cимвoлы cвoей cтрaны и увaжaть гocударcтвенную cимвoлику других cтрaн, так как отнoшения между cтрaнaми во многом зaвисит от oтнoшения грaждaн cтрaн друг к другу.Изучение геральдики может дать учащимся представление о странах мира, потому что герб — отличительный признак страны, изображаемый на монетах, флагах и щитах. В данном проекте рассматривается государственная символика не только как эмблема государства, но и как способ передачи через нее географических особенностей страны.
Цель рaбoты: изучение государственной символики, которая может отражать основные географические особенности страны.
Задачи:
Рассмотреть флаги и гербы всех стран мира, выявить те, на которых изображены их географические особенности.
Систематизировать выбранные флаги и гербы в группы по природным и социальным компонентам, которые используются в символике.
Подготовить и провести тест на узнавание страны по государственным символам.
Объект исследования: страны мира.
Предмет исследования: гербы и флаги.
Гипотеза: по флагу или гербу можно определить название страны, так как эти символы отражают характерные особенности государства.
Методы исследования: поисковый (сбор информации по теме), систематизация, анализ информационных ресурсов, практическая работа (составление и проведение теста),ИКТ (создание презентации).
Мини-проект для учащихся 7 класса по теме: «Евразия».
Предлагаю школьникам такое задание: на основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия и оформить проект в виде презентации.
Оформляется работа в виде следующей таблицы:
№ страницы | Название карты | Информация о Евразии
|
|
|
|
Думаю, что у подобного рода проектов много плюсов для учащихся и для учителя, так как конкретные цели её выполнения перерастают в результаты:
1) предупредить незнание материала;
2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;
3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;
4) продолжать учиться анализировать тематические карты;
5) научить получать с карты новую информацию;
6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;
7) учиться оформлению работы в презентативной форме.
Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии
материков и океанов. На разных этапах урока всегда отвожу время работе с тематическими картами атласа, учу школьников правильно находить географические объекты по географическим координатам, решать задачи разной сложности. Зная, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Такой методический приём положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет выявить уровень знания географической номенклатуры.
Учебный проект по географии для учащихся 6 класса.
Тема: «Сохраним свой лес».
Цель: выработать реальные практические меры по сохранению ближайшего к школе лесного массива, его экологии, формировать у детей ответственное отношение за всё, что происходит вокруг.
Тип: практико – ориентированный, групповой, предметный.
Задачи:
Рассмотреть роль леса в жизни человека в целом и жителей села Корлики.
Провести экскурсию в лес. Подвести учащихся к мысли о необходимости охраны лесных массивов как на муниципальном, так и личностном уровне; вызвать у детей желание активно проявлять заботу по сохранению и улучшению леса.
Провести анкетирование учащихся школы и жителей посёлка, учить обрабатывать данные, делать выводы.
Разработать конкретные меры по спасению лесного массива, учить учащихся отстаивать свое мнение, свою гражданскую позицию.
Обоснование темы. Данная тема является актуальной почти для каждого населенного пункта нашей страны. Леса засорены хозяйственной и бытовой деятельностью человека. Здесь можно встретить все, что угодно: полиэтиленовые пакеты, консервные банки, пластиковые емкости, выброшенные ненужные вещи и т.д. В нашем обществе еще очень низка культура общения с природой. Дети видят это безобразие и часто берут пример, поступая точно также. Именно поэтому нужно больше в школе проводить занятий по формированию экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Содержание проекта.
Экскурсия в лес с целью оценки его экологического состояния, выявление главной проблемы – засорения леса бытовыми отходами, наличие большого количества поваленных деревьев. Фотографирование отдельных проблемных участков для фотовыставки и фотоальбома.
Анкетирование учащихся школы и жителей села Корлики, посещающих лес. Вопросы анкеты:
а) как часто посещаете лес, с какой целью?
б) устраивает ли вас экологическое состояние леса?
в) кто виноват, что лесной массив так загрязнен?
г) какие меры нужно предпринять, чтобы оздоровить лес?
Обработка данных анкетирования, формулирование общего вывода.
Проведение классного часа «Сохраним свой лес». К данному мероприятию дети оформляют стенд «Наш лес - наше богатство», подбирают загадки, пословицы и поговорки, разрабатывают основные направления по спасению леса.
Трудовой десант по очистке не большого участка леса.
Составление отчета – презентации по выполненному проекту, выступление перед учащимися школы.
Планируемый результат. Во время экскурсии дети еще раз обратили внимание на ужасающее состояние ближайшего лесного массива, осознали необходимость срочных мер по спасению леса, что подтвердило анкетирование. Учащиеся внесли практический вклад в очищение лесного массива.
Правила успешной проектной деятельности
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
Необходимо помнить, что в итоге оценка за исследовательскую работу складывается из ряда моментов: соблюдения формальных требований к работе, грамотного раскрытия темы, умения четко рассказать о проведенном исследовании, способности понять суть задаваемых по работе вопросов и
формулировать точные ответы на них.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Степень активности учеников на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит, не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним – двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые проектом.
Вывод: Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Заключение
Поставив перед собой цель, показать значение проектной деятельности в воспитании исследовательской компетенции личности ученика, я обратилась к истории возникновения самого метода, который, по сути, не является новым в педагогике. Но, вместе с тем, является актуальным на сегодняшний день и, более того, введён в концепцию Федеральных государственных стандартов нового поколения как способствующий личностному развитию ребёнка. В своей работе я рассмотрела основные направления работы учителя по формированию исследовательских умений у учащихся, а также проанализировала использование технологии проектов в собственной практике работы. Таким образом, я пришла к заключению, что развитие исследовательских умений и формирование исследовательской компетенции школьников в процессе проектной работы представляется сложной задачей. Ее решение предполагает существенное переосмысление учителем не только исходных педагогических позиций, но и представлений о временных рамках урока и внеурочной деятельности.
Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога.
Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволит им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Список литературы
Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61
Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия Наук» / автор-составитель Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. — http://schools.keldysh.ru/labmro
Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. — с.123.
Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Сазонов Б.В. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004.
Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников/ - М.: Просвещение, 2011.-157с. – (Работаем по новым стандартам)