СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная и исследовательская деятельность как основная составляющая практикоориентированной направленности в преподавании биологии в условиях реализации ФГОС. И действительно, давно не секрет, что образовательные стандарты в настоящее время диктуют нам условия, в которых деятельностный подход играет главенствующую роль в обучении.

Просмотр содержимого документа
«« Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»»

МБОУ Комисссаровская СОШ







Выступление на педагогическом совещании

На тему:

« Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»







Подготовила:

Учитель биологии, географии

Курова О.Г.














П.Розет

2016-2017уч.год.

Проектная и исследовательская деятельность как основная составляющая практикоориентированной направленности в преподавании биологии в условиях реализации ФГОС. И действительно, давно не секрет, что образовательные стандарты в настоящее время диктуют нам условия, в которых деятельностный подход играет главенствующую роль в обучении.

Нам с вами повезло, ведь биология, являясь наукой о живых организмах и всем, что с ними связано, как никакая другая располагает к использованию практической направленности. Однако в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов мы стремимся использовать деятельность обучающихся как метод познания как можно чаще: практикоориентированные задания используются на уроках биологии для получения новых знаний, как форма домашних заданий для закрепления материала или более углубленного самостоятельного его изучения.

Практика показывает, что элементы проектной деятельности можно эффективно применять на каждом уроке, однако полноценную проектную деятельность проще организовать в условиях внеурочной или самостоятельной досуговой деятельности обучающихся, а вот результат/продукт работы может быть презентован на уроке, в т.ч. как элемент этапа «открытие новых знаний».

Говоря о проектной и исследовательской деятельности как основной составляющей практикоориентированной направленности в преподавании биологии, хочется сделать акцент на учебных проектах, которые выполняются в рамках определенных тем изучаемой программы.

Приведу несколько примеров работ моих учащихся:

При изучении темы «Строение клетки» ученица 5 класса увидела, что у менее успешных учащихся возникают затруднения с пониманием. Она поставила перед собой цель: разработать учебный макет по теме. Эта клетка выполнена из соленого теста и раскрашена. Позднее, под моим руководством данная ученица провела дополнительное творческое занятие для учащихся своего класса «Пластилиновая клетка» в ходе, которого каждый ученик вылепил строение клетки из пластилина. Анализ усвоения темы данными учащимися мы добавили к результатам проекта.

Следующая исследовательская работа используется мной как вариант домашнего задания при изучении фотосинтеза. Говоря об органических веществах и их значении в природе на уроке и давая подобное задание на дом, я помогаю учащимся убедиться на практике в наличии запаса углеводов в растениях, связать знания, полученные на уроке биологии с практическим применением в быту. Кроме того подобное задание эффективно мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение предмета и самостоятельный поиск тем и опытов для проведения исследований. Кратко об этапах работы:

Измельчить картофель на терке с мелкими отверстиями, периодически поливая терку водой.Натертая мякоть будет постепенно накапливаться в воде.Когда весь картофель будет протерт, его тут же надо процедить через сложенную вдвое марлю или редкую ткань и дать отстояться, пока крахмал не осядет на дно.После этого воду осторожно сливают и наливают чистую. Снова дают возможность крахмалу осесть. Так повторяют 2-4 раза, пока не получится самый чистый крахмал.

Сырой крахмал отжимают от воды и рассыпают на бумаге, тонкой фанере или фольге и сушат в теплой печке или просто в теплом месте.

Получая таким образом натуральный крахмал учащиеся должны самостоятельно придумать сферу для его использования и предоставить фото отчет. В данном случае из полученного продукта сварили кисель. Еще были накрахмаленные салфетки и даже поделки в технике папье-маше, выполненные с применением крахмала.


Одно из самых распространенных исследований, известное каждому учителю, но, тем не менее, интересное для обучающихся – влияние солнечного света на рост и развитие перьев лука, может быть использовано в продолжение темы «Рост и развитие организмов», как доказательство зависимости живых организмов от внешних факторов или как способ определения оптимальных условий для роста и развития растения в данном случае лука.

Следующее исследование было выполнено и презентовано на уроке в рамках темы «Размножение и развитие птиц. Жизненный цикл» учащейся 7 класса. В ходе работы, ученица изучила жизненный цикл домашних перепелок от закладки яиц в инкубатор. Работа была интересна всем учащимся, т.к. были исследованы все этапы развития эмбриона перепелки во время инкубационного периода.

После того как перепелята вылупились, работа продолжалась до их полного взросления. Как правило на 45 день после рождения перепела начали нестись, таким образом, цикл замкнулся.

В своей работе я давно применяю метод проектов по географии. Темы проектов, которые выполняли мои ученики: «Где живут россияне?», «Австралия – страна моей мечты», «Нил – река загадка», «География в домашнем холодильнике»,«Просторы Родины моей» и др. Для формирования метапредметных результатов обучения и УУД на уроках географии я часто использую мини-проекты. На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью. Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока. Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Почти во всех проектных работах мною приведены результаты анкетирования, сделаны выводы, даны рекомендации. Считаю, что все работы являются метапредметными, так как включают сведения из разных наук, чаще всего географии, биологии, экологии, физики, истории. Следовательно, важной задачей для меня остаётся вооружение учащихся методами научного познания. Материалы и презентации к проектам широко использую как во время уроков, так и во внеклассной работе Также, считаю, что при работе над проектом, создаётся благоприятная и мотивирующая на учебу атмосфера в классе. Дети сами предлагают интересные темы для проектов и с нетерпением ждут, когда же мы опять окунёмся в интересную поисковую работу. Важную роль здесь играет сотрудничество учителя и ученика: учитель владеет умениями и навыками, умеет научить, а школьник готов взять эти знания, так как заинтересован в грамотном выполнении своей исследовательской работы или проекта. Я замечаю, что у учащихся развивается творческое, оригинальное мышление. Точное поэтапное выполнение работы воспитывает аккуратность и серьезное отношение к проводимой работе. Возможность выполнения самостоятельной научной работы прививает навыки профессионализма и, безусловно, сыграет положительную роль в освоении будущей профессии. Такая работа позволяет мне приблизиться к портрету выпускника «новой школы». Чем больше необходимых и полезных знаний получают мои ученики, тем выше становится духовная и нравственная отдача в виде благодарного отношения к школе, научившей видеть удивительное в простом и привычном, разбираться в современном потоке информации, сохранить здоровье для себя и будущих поколений.

В заключение хочу отметить, что выполнить учебный проект под силу любому обучающемуся, вне зависимости от его когнитивных способностей. Важной задачей для учителя, на начальной стадии организации проектной деятельности, является умение привлечь обучающегося к этому, заинтересовать и объяснить, что простые действия могут привести его к успешности.

Таким образом, целесообразность подобной деятельности очевидна при переходе на новые стандарты ФГОС второго поколения. Проектное обучение является развивающей, личностно-ориентированной технологией. Очевидно, что метод проектов более эффективен в качестве важного дополнения к инновационным методам обучения. Он прекрасно дополняет современный урок и внеурочную работу школе.