СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Описываются этапы работы над проектом. Приводятся примеры исследовательских работ учащихся. Рассматривается форма организации исследовательской деятельности - работа в малых группах, как наиболее эффективная. 

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся»

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся


О. Е. Ермолова

МБОУ «СОШ №8» г. Кемерово, Кемеровская обл.


Всем известно, что каждый ребёнок талантлив. Нужно только создать условия для проявления его способностей, а не преломлять их через призму стандартов. Раскрыть способности ученика помогает проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности направлена на достижение общего результата. Проект является привлекательной для учащихся оригинальной формой работы, способствует формированию положительных мотивов учебной деятельности, прививает детям умение ставить перед собой цели и реализовывать их. Проект учит школьников мобилизовывать, обобщать и интегрировать свои знания и умения, получать в ходе выполнения заданий значительно больше знаний, чем даёт урок. Участие в проектной деятельности помогает подростку преодолеть себя, поверить в свои силы, и даже раскрыть способности, о которых он сам не подозревал.

Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельный подход в обучении. Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Работа над проектом включает следующие этапы:

1 этап: Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.

2 этап: Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых

стратегий, выбор способов.

3 этап: Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.

4 этап: Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

5 этап: Исследование, решение конкретных задач.

6 этап: Обобщение результатов, выводы.

7 этап: Реализация проекта.

8 этап: Анализ успехов и ошибок.

Проектное обучение является не прямым, и здесь ценны не только результаты, но и в еще большей степени сам проект. Функции учителя заключаются в том, что он помогает ученикам в поиске нужной информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь. Используя проектную деятельность, стремлюсь повысить уровень активности школьников и качества знаний; к интеграции между предметами различных образовательных областей; к профессиональному самоопределению учащихся.

В 2007-2008 учебном году началась работа научного общества учащихся «Юный исследователь». Интерес к исследовательской деятельности по химии проявили учащиеся среднего звена (5, 6, 7 классов). Их заинтересовало не только теоретическое рассмотрение тем, но и практическое подтверждение выдвинутых гипотез. Для анализа была выбрана тема «Тайна зеркала», над которой работали в течение года, итогом стала победа в школьной научно – практической конференции. Первая работа «Тайна зеркала» носила реферативный характер. Из информационных источников собрали и систематизировали материалы о легендах и тайнах зеркал, каким может быть зеркало будущего и способы промышленного и лабораторного производства зеркальной поверхности. Это был первый опыт выполнения проекта, следующие проекты носили исследовательский характер.

В 2008–2009 учебном году научным обществом учащихся практически и теоретически разрабатывались проекты: «Цветы – природные индикаторы» 6 класс, «Природные пищевые кислоты» 7 класс, «Выращивание монокристаллов некоторых солей» 6 класс. В работе «Природные пищевые кислоты» семиклассники сравнивали кислотность природных кислот с помощью водородного показателя, изучали специфические свойства некоторых природных кислот, исследовали свойства уксусной кислоты с помощью «пузырькового» индикатора, проверяли настоящую концентрацию столового уксуса. В ходе работы было установлено, что самая высокая кислотность характерна для щавелевой кислоты, за ней по кислотности следуют бензойная, лимонная и уксусная кислоты. Исследуя специфические свойства лимонной кислоты, было проверено, что она используется для тайнописи. Лимонным соком сделали надпись, затем высушили бумагу и прогладили её горячим утюгом, написанное отчётливо проявилось.

Опыты с «пузырьковым» индикатором проводились так: взяли 5 одинаковых шариков. В каждый поместили по 2 г питьевой соды и 5 одинаковых колбочек. Налили в колбочки столовый уксус в 1 – 2мл, 2 – 5мл, 3 – 10мл, 4 – 15мл, 5 – 20мл. Какой шарик раздулся меньше, а какой больше всех? Оптимальное выделение углекислого газа происходит в 4 и 5 случаях, где на 2г питьевой соды – 15мл и 20 мл столового уксуса. Оказывается, вещества взаимодействуют в строго определённых массовых пропорциях в соответствии с молярными массами и стехиометрическими коэффициентами. Проверяя истинную концентрацию столового уксуса, взяли 1г питьевой соды и по каплям добавляли столовый уксус, до тех пор пока выделялся углекислый газ. На основании расчётов определили истинную концентрацию столового уксуса. Она оказалась несколько меньше указанной концентрации на этикетке. Это можно объяснить процессом испарения или выветривания столового уксуса.

Эти работы были представлены на городской научно–практической конференции «Юниор – 2009». Работа «Цветы – природные индикаторы» заняла первое место, а её создатели Мищенко А. И Кащеева М. получили дипломы победителей научно-практического соревнования. Помощь в подготовке презентации, оформлении работ и подборе информации оказывают выпускники школы, ныне студенты химического факультета КемГУ.

В 2009-2010 учебном году для исследования и участия в научно-практической конференции «Интеллектуал-2010» была выбрана тема «Окислительно-восстановительные особенности пероксида водорода» учащейся 10 «А» класса Андреевой Е.

В этой работе определяли теплоту образования пероксида водорода из водорода и кислорода на основании закона Гесса, изучали свойств пероксида водорода как окислителя при взаимодействии с иодидом калия, сульфидом свинца (II), тетрагидроксохроматом (III) натрия. В ходе работы исследовали свойства пероксида водорода как восстановителя при взаимодействии с аммиачным раствором оксида серебра, с бихроматом калия и перманганатом калия в кислой среде и определяли мольное соотношения пероксида водорода и мочевины в таблетке гидроперита.

Оказалось, что теплота образования пероксида водорода равна 188,5 кДж, что несколько меньше чем теплоты образования воды 286,5 кДж/моль. Это значит, что первоначально из водорода и кислорода образуется пероксид водорода, затем вода. Мольное соотношение пероксида водорода и мочевины в таблетке гидроперита выражено соотношением 1 : 1.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить воспитанника мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формировании способности добывать и применять знания, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Поэтому на практике широко применяю технологии на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Больший эффект урока достигается в случае, когда объясняются факты, ставится проблема, а обучающиеся сами делают выводы, выдвигают гипотезу, находят пути решения проблемы.

Проблема всегда содержит в себе противоречие. Например, при изучении свойств воды могут возникнуть такие вопросы: «Почему водопроводные трубы зимой рвутся?» или « Почему ложка легко входит в стакан воды?»

Не нужно торопиться дать правильный ответ, а дать возможность ученикам высказать все возможные объяснения. Из множества вариантов выбрать несколько главных и подтвердить их практически. Так развивается самостоятельность мышления, формируется творческий подход к решению проблемных ситуаций.

Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий стали проблемные мини – эксперименты. На уроках химии и заседаниях научного общества выполняются краткосрочные эксперименты. Это дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное.

Так, работая над темой «Цветы – природные индикаторы», учащиеся узнают опытным путем, что окраска цветка может изменяться под действием кислотной и щелочной среды. Синие фиалки краснеют от кислоты и становятся желтыми в щелочи. Ученики приходят к выводу, что фиалки ведут себя подобно лабораторному индикатору метилоранжу.

Следующий исследовательский шаг – приготовление водных настоев и спиртовых вытяжек различных цветов. Это делается для того, чтобы узнать будут ли менять свою окраску в кислотных и щелочных средах настои и вытяжки цветов.

Накапливая исследовательский материал и анализируя результаты опытов, учащиеся приходят к определенным выводам. Они узнают, что хорошими индикаторами являются цветы синего, красного, фиолетового цвета; что в кислотной среде эти цветы приобретают красное окрашивание, в щелочной – желтое; что спиртовые вытяжки цветов имеют преимущества над растворами по срокам хранения.

Оптимальной формой организации исследовательской деятельности является работа в малых группах. Обсуждение результатов исследования происходит тогда в форме диалога, который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатов. В исследовательской деятельности подготовка презентаций, подбор материала, обзор литературы производятся с использованием современных информационных технологий.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает не только заинтересовать и мотивировать к учёбе, повысить уровень активности школьников и качество знаний, но и помогает поверить в свои силы и раскрыть творческие способности.


Литература


1. Блохина, О. Г. Я иду на урок / О. Г. Блохина // Первое сентября. – 2003. – с. 205-244.


2. Маркина, И. В. Современный урок химии / И. В. Маркина // Академия развития. – 2007. – с. 92-95.


3. Тяглова, Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии / Е. В. Тяглова // Глобус. – 2007. – с. 5-20.



4. Ширшина, Н. В. Проектная деятельность учащихся / Н. В. Ширшина // Учитель. – 2007. – с. 3-8.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!