Чернышова Н.А., учитель английского языка
Организация проектной деятельности по английскому языку в начальной и средней школе
В условиях реализации ФГОС на первое место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. В связи с этим проектная деятельность учащихся приобрела особое значение. Значимость проектной деятельности обусловлена тем, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД, что достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. Как показывает практика, проектная деятельность детей, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.
Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности, что способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса.
В данной статье представлен опыт работы по организации проектной деятельности по английскому языку в начальной школе и средней школе.
Как известно, по характеру доминирующей деятельности проекты делятся на исследовательские, информационные, творческие, ролевые, практико-ориентированные.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация (в СМИ, в том числе в сети Internet).
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
В своей работе активно использую проектный метод как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Метод проектов обычно ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие школьники не обладают большим лексическим запасом, некоторые из них не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы. Всему этому их надо научить, поэтому целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации.
В начальной школе проекты чаще носят творческий характер и являются краткосрочными. Постепенно дети учатся собирать информацию, представлять ее широкой аудитории. Первые проекты - это небольшие работы, содержащие минимум текста на английском языке и требующие от ребенка в основном работы с иллюстрациями. Темой первого проекта по английскому языку во 2 классе становится создание книги «Английский алфавит», которую дети презентуют на «Празднике алфавита». В ходе проекта ученики оформляют лист-страничку с буквой, выполняют иллюстрации к ней, предварительно распределив, кто над какой буквой будет работать. В процессе работы над проектом ученики не только закрепляют полученные на уроках знания, но и проводят свое первое исследование: в словаре находят новые слова, которые начинаются с данной буквы. Результатами других учебных проектов стали «Книга загадок», Игра-лото «In the House», выставки художественной галереи «Познакомьтесь, это я», «Семейное дерево», коллаж «We want to be…»
Для оформления плаката «We want to be famous!» были заготовлены фотографии детей, выноски, картинки, изображающие людей разных профессий (предварительно на уроках дети проводили небольшое исследование «Кем хотят стать одноклассники?»). Работа по оформлению плаката проходила индивидуально (вырезали свое фото и приклеивали к картинке выбранной профессии, на выноске писали текст - комментарий к картинке) и коллективно (обсуждали композиционные вопросы, приклеивали картинки и выноски).
Постепенно формируются навыки проектной деятельности. Дети учатся видеть проблему, ставить цель и определять пути ее реализации, планировать и оценивать свою работу, быть коммуникабельными, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументированно говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций. Проектная деятельность способствует развитию критического мышления и информационной культуры.
Виды представленных проектов становятся более разнообразными. К праздникам «Happy birthday!» и «Merry Christmas!» дети готовили открытки, искали информацию о традициях празднования, готовили развлечения, типичные для англоязычных стран: игры, конкурсы. Музыкальное сопровождение поддержало атмосферу праздника. Ролевая игра «Go shopping», когда класс превращается в торговый центр с разными магазинчиками, проходит не менее эмоционально.
Следует отметить эмоциональную сторону проектной деятельности. Ребенок радуется и гордится результатами своей работы, представляемым продуктом. Уроки, отведенные для работы над проектом и презентации проектов, отличаются от обычных уроков, что также способствует поддержанию интереса к проектной деятельности.
Успешно проходит кинофестиваль «Our favourite pets». Дети представляли видеоролики о своих питомцах. Даже присутствие ошибок в речевом оформлении фильмов, которые позже были разобраны, не умоляет значение такой формы работы. Неподдельный интерес детей как к теме, так и форме рассказа о своих любимцах, эмоциональный просмотр видеороликов, участие в голосовании за победителей кинофестиваля – все это надолго запомнится детям и в очередной раз убеждает в значимости актуального, личностно ориентированного творческого задания.
В ходе реализации проекта «Школьный альбом» учащиеся изучали историю школы, для этого посетили школьный сайт и школьный краеведческий музей. На основе собранного материала по распределенным заранее среди групп темам готовили сообщения о школе. Свои сообщения учащиеся иллюстрировали фотографиями. Презентация проекта основывалась на выступлениях групп, которые вклеивали в альбом фотографии, комментируя их. Завершающим этапом урока стал совместный перевод на английский язык куплета Гимна школы. Данный этап предусматривал работу со словарем и, конечно, помощь учителя.
Здесь все твои победы увидят и оценят
Здесь терпеливо учат писать, читать, считать.
Как здорово, ребята, что есть такая школа
Где нас любую трудность научат побеждать.
Here all of your achievements will be seen and valued
And patiently you will learn to count, read and write.
That`s wonderful my dear friends there is such school like ours
Where you`ll be any problem learnt how to decide.
И можно представить, с какой гордостью ученики исполняли знакомый Гимн школы на английском языке. http://www.eduportal44.ru/Neya/Sch_1/DocLib57/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2FNeya%2FSch_1%2FDocLib57%2F%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
Выставка проектов «Школа моей мечты», «Школьный альбом», кинофестиваль «Наши питомцы», «Экогазета», конкурс социальных видеороликов «Сберечь планету», ролевые игры не только вносят разнообразие в учебную деятельность, становятся самыми запоминающимися моментами обучения английскому языку, но и способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию умения работы с техническими средствами. Результатом одного из самых успешных коллективных проектов стал мультфильм «Волшебный рог-2» (продолжение английской сказки «Волшебный рог»). Ребята читали английские сказки, придумывали продолжение к избранной сказке, создавали из ЛЕГО конструктора персонажей и декорации, осваивали видео и звукозапись, монтаж. Мультфильм стал победителем российско-британского проекта «Сказка продолжается», организованного на региональном уровне. А демонстрация мультфильма школьникам всякий раз вызывает неподдельный интерес к данного вида проектной работе. http://www.eduportal44.ru/Neya/Sch_1/DocLib57/Forms/AllItems.aspx?RootFolder=%2FNeya%2FSch_1%2FDocLib57%2F%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
В нашей школе ученики классов основной школы, обучающиеся по ФГОС ООО, ежегодно меняют предмет, по которому выполняют проектные работы. Поэтому индивидуальные проекты по английскому языку, представленные в соответствии с предъявляемыми требованиями, выполняют не все ученики, хотя проектную деятельность по предмету обязательно осуществляют все обучаемые. В большинстве своем коллективные работы - это краткосрочные проекты, так называемые мини-проекты, предполагающие небольшой объем работы и незначительные временные затраты. Это позволяет не перегружать обучающихся и поддерживать интерес к проектной деятельности. Результатами таких мини-проектов по английскому языку стали выставки «Назад в лето», «Я за здоровый образ жизни», альбом «Животные и растения – символы российских городов», альбом желаний «Маршрут моего путешествия», газета «Старые школы Англии», «Карта достопримечательностей г. Неи», словарь в картинках «Британский и американский английский» и другие. Некоторые материалы мини-проектов впоследствии используются учениками в работе над индивидуальными проектами. Уроки, отведенные для работы над проектом, порой становятся стартом индивидуальных проектов учеников или отводятся для защиты индивидуальных проектов. https://multiurok.ru/files/shtaty-v-ssha-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-an.html
В большинстве случаев ученики сами решают, каким будет их проект, ориентируясь на предложения (в конце каждой темы) авторов УМК «Rainbow English» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой, по которому ведется обучение. Выбор темы проектной работы очень важен. Именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Обсуждая с учениками тему проектной работы, мы также ориентируемся на их возможности, практическую значимость результата работы над проектом. Практико-ориентированный проект среди моих учеников наиболее популярен, что обосновано желанием создать что-то нужное, полезное для других - продукт, который будет использован в дальнейшем и не пополнит стопку невостребованных бумаг.
Перед тем, как приступить к работе над индивидуальным проектом, обучающимся предъявляется:
памятка «Алгоритм работы над проектом»;
алгоритм индивидуального плана работы над проектом;
требования к письменному оформлению результатов работы;
требования к оформлению компьютерной презентации;
оценочная карта проектанта.
Защита некоторых работ проходит на ежегодной школьной научно-практической конференции «Поиск. Творчество. Открытия».
Работа по проектной методике требует от обучающихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке обучающихся к работе над проектом, в оказании помощи ученикам при выборе темы, планировании работы, в текущем контроле, корректировке ошибок в употреблении языковых единиц. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Самое сложное для учителя в ходе проектирования − это роль независимого консультанта. Важно в ходе консультаций отвечать на возникающие у школьников вопросы, не навязывая свое мнение - обсуждать на равных, совместно искать решения проблемных ситуаций.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Обучающиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью обучающегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.
За последние годы моими учениками были выполнены индивидуальные проекты: «Учим в ритме. Создание пособия по теме «Living Healhty»», аналогичный проект «Учим в ритме. Создание пособия по теме «The ABC of Ecology», «Календарь праздников и особых дней Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии», «День моего рождения (8 ноября) в истории Великобритании», «Создание буклета «Достопримечательности Великобритании», «Создание видеоролика «Загадочный Уэльс», «Создание диафильма «Северная Ирландия», «Тематические физкультминутки на уроках английского языка в 6 классе», «Карта штатов США», «Создание видеоролика «Варианты английского языка», «Английские авторы и их произведения» и другие.
В ходе работы над проектом «Учим в ритме» ученицы исследовали мнение сверстников о необходимости использования на уроках рифмованных произведений для лучшего запоминания лексического материала. Практически не обнаружив подобного рода материалов по определенным темам в интернете, выявили проблему: с одной стороны, ритмичные произведения востребованы на уроках английского языка, с другой стороны, их либо недостаточно, либо они просто отсутствуют. Ученицы поставили цель - сделать подборку произведений, основанных на использовании ритма, для изучения тем «The ABC of Ecology» и «Living Healhty». Результатом их работы стали стихи, учебные песни, чанты, лимерики. Девушки были увлечены работой и включились в творческий процесс, дополнив подборку произведениями собственного сочинения.
There was an old Mr. Bump
Who made a big and awful dump?
He couldn`t stand and sit anywhere
Because the garbage was everywhere
You must clean it, Mr. Bump!
Watch TV too long - harm your health!
Clean teeth twice a day – keep your health!
Eat too many sweets! This is bad advice
Eat too many meals! Get a big size!
Do sport every day in any way
Don`t smoke, my friend! If you do it, waive!
To sit at the computer for days and nights…
Do you really think it`s absolutely right?
Live positively, be strong and graceful!
Our motto`s four words: "Being healthy is cool!"
Кроме того, ученицы познакомились с методикой Н. Филевского. - это Новые учебные пособия, разработанные по методике Н. Филевского «English with Music», могут использоваться в классной аудитории преподавателями. Методика имеет ряд преимуществ перед использованием чантов: слова и фразы ритмично под музыку выводятся на экран; отсутствует необходимость распечатывать тексты; ученикам нет нужды держать листочки с текстами в руках; сохраняется визуальный контакт с педагогом.
Использовав предложенные Н. Филевским ритмы для слов и предложений, ученицы наложили на них лексический материал учебника, создав методические пособия для изучения лексического материала по темам «The ABC of Ecology» и «Living Healhty» под названием «Учим в ритме». Пособия активно применяются на уроках, как и видеоролик «Варианты английского языка». Иллюстрированная Карта штатов США с краткой характеристикой всех штатов, календарь праздников Великобритании, физкультминутки, диафильмы и т.д. – результаты проектной деятельности обучающихся, также активно используются в учебной деятельности.
Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, слабому ученику - быть успешным, а талантливому – совершенствоваться. Применение проектной методики на занятиях английского языка показало, что метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения: повышение мотивации учащихся при изучении английского языка, наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы, простор для творческой и созидательной деятельности.
Использованные источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/11/24/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti
http://pedagogie.ru/klasifikacija-proektov.html