ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2 КЛАСС)
Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности [1].
Кроме традиционных методов внеучебной работы, которые выделяются в методике преподавания предметов в начальной школе, и в педагогике выделяются также инновационные методы и виды деятельности. К числу таких видов деятельности относится проектная деятельность. В новом ФГОС большое внимание уделяется именно проектной деятельности как решающему фактору в формировании школьника умения учиться. Проектная деятельность в начальной школе актуальна тем, что с ее помощью возможно изменить позицию ребенка в образовании и его отношение к учебе, изменить характер учебной деятельности, так как младший школьный возраст является благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности [2]. Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности. Правильно организованная кружковая работа позволит решить задачи воспитания и образования, поставленные перед школой.
Проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на решение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность и трудолюбие.
Как отмечают специалисты, проект выполняется в определенной последовательности. М. Б.Павлова и Т. Т.Новикова в проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: мотивационный; планирующий или подготовительный; информационно-операционный; рефлексивно-оценочный [3].
Программа кружка может строиться по предмету с включением проектной деятельности учащихся. При этом темы проектов должны быть интересными для младших школьников, доступными, опираться на их жизненный опыт и вместе с тем способствовать углублению знаний предмета, полученных на уроках. Хорошо продуманная программа кружка по предмету – половина успеха.
Программа кружка по дисциплине, как показал анализ специальной литературы, должна содержать четко разработанную структуру и опираться на нормативно – правовую документальную основу. В структуру программы входят такие разделы, как:
- пояснительная записка;
- нормативно – правовая база;
- отличительные особенности программы;
- планируемые результаты и требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в ходе освоения курса;
- календарно – тематическое планирование,
-содержание программы;
-список использованной литературы при разработке программы.
В пояснительной записке, в первую очередь, прописываются актуальность введения кружка, цели и задачи программы. Нормативно – правовую базу составляют: - Закон Российской Федерации «Об образовании»; - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; - программа внеурочной деятельности образовательного учреждения. Отличительными особенностями программы могут быть форма и направление кружковой работы, методы и способы обучения, принципы организации деятельности учащихся, средства обучения, срок реализации программы, структура занятий. В календарно – тематическом планировании учитель прописывает тематику занятий, количество часов и дату проведения.
Программа кружка может строиться по предмету с включением проектной деятельности учащихся. При этом темы проектов должны быть интересными для младших школьников, доступными, опираться на их жизненный опыт и вместе с тем способствовать углублению знаний предмета, полученных на уроках. Хорошо продуманная программа кружка по предмету – половина успеха.
Список использованной литературы:
1.Белобородов, Н.В. Основы организации внеурочной работы в школе. - М: Аркти, 2006. – 123с.
2.Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. - М.: 2000. – 188-190с.
3.Новикова, Т.Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №7. – С-43-46.
Белобородов, Н.В. Основы организации внеурочной работы в школе. - М: Аркти, 2006. – 123с.
Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. - М.: 2000. – 188-1190с.