СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении наук естественно-математического цикла

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"  расчитана на 102 часа.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении наук естественно-математического цикла»

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»  Каплиной Галины Вениаминовны  МБОУ СОШ №109 г. Новосибирск На тему: Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении наук естественно- математического цикла  102 часа

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Каплиной Галины Вениаминовны

МБОУ СОШ №109 г. Новосибирск

На тему: Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении наук естественно- математического цикла

102 часа

Как учитель физики я понимаю важность естественно- научных дисциплин в формировании умений учащихся наблюдать, понимать и объяснять природные и социальные явления, замечать возникающие проблемы, искать пути их решения, бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам, уметь планировать свою деятельность. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности стремлюсь организовать исследовательскую и проектную работу учащихся. Особенно интересные исследования проходят на стыке дисциплин естественно- математического цикла, они сопровождаются математической обработкой результатов, оценкой погрешности измерения. На уроках это- фронтальные исследовательские задания в небольших группах, во внеурочное время- индивидуальные или парные проекты.  Мои ученики в ходе исследования изготавливают демонстрационные установки, макеты, приборы и поясняют их принцип действия, проводят различные измерения, выявляя действия факторов на объект.
  • Как учитель физики я понимаю важность естественно- научных дисциплин в формировании умений учащихся наблюдать, понимать и объяснять природные и социальные явления, замечать возникающие проблемы, искать пути их решения, бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам, уметь планировать свою деятельность.
  • Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности стремлюсь организовать исследовательскую и проектную работу учащихся. Особенно интересные исследования проходят на стыке дисциплин естественно- математического цикла, они сопровождаются математической обработкой результатов, оценкой погрешности измерения. На уроках это- фронтальные исследовательские задания в небольших группах, во внеурочное время- индивидуальные или парные проекты.

Мои ученики в ходе исследования изготавливают демонстрационные установки, макеты, приборы и поясняют их принцип действия, проводят различные измерения, выявляя действия факторов на объект.

 Проектно- исследовательская деятельность - прекрасный способ формирования универсальных учебных действий так же и во внеурочной деятельности учащихся. Вместе мы планируем и готовим выступление, номера в концертах, капустниках. Прослушав данный курс и получив новые знания хочу продолжить работу на более высоком методическом уровне. Свою программу « Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении наук естественно- математического цикла» предложу на методическом объединении нашей школы коллегам.
  • Проектно- исследовательская деятельность - прекрасный способ формирования универсальных учебных действий так же и во внеурочной деятельности учащихся. Вместе мы планируем и готовим выступление, номера в концертах, капустниках.

Прослушав данный курс и получив новые знания хочу продолжить работу на более высоком методическом уровне. Свою программу « Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при изучении наук естественно- математического цикла» предложу на методическом объединении нашей школы коллегам.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ:   Закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010г № 1897; Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17. 05. 2012г № 413; Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г № 1726-р; План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015г № 729-р

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010г № 1897;
  • Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17. 05. 2012г № 413;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г № 1726-р;
  • План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015г № 729-р
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Успешность человека в настоящее время во многом определяется умением планировать свою деятельность, ставить перед собой высокие кратковременные и перспективные цели, вносить коррективы по мере необходимости и упорно трудиться по достижению данных целей, отслеживая промежуточные результаты. Именно проектная и исследовательская деятельности позволяют сформировать навыки целеполагания и рефлексии, навыки работы с информацией, способствуют воспитанию самостоятельности, ответственности, поиску различных вариантов решения и выбору лучшего из них. В процессе такой деятельности человек мотивирован в получении знаний, развивает в себе такие качества как: уверенность, способность к самоорганизации, публичному выступлению, критическому отношению к знанию и жизненному опыту.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успешность человека в настоящее время во многом определяется умением планировать свою деятельность, ставить перед собой высокие кратковременные и перспективные цели, вносить коррективы по мере необходимости и упорно трудиться по достижению данных целей, отслеживая промежуточные результаты. Именно проектная и исследовательская деятельности позволяют сформировать навыки целеполагания и рефлексии, навыки работы с информацией, способствуют воспитанию самостоятельности, ответственности, поиску различных вариантов решения и выбору лучшего из них. В процессе такой деятельности человек мотивирован в получении знаний, развивает в себе такие качества как: уверенность, способность к самоорганизации, публичному выступлению, критическому отношению к знанию и жизненному опыту.

ПРОГРАММА «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАУК ЕСТЕСТВЕННО- МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА» Предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, направлена на формирование организационных и деятельностных качеств учащихся, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Программа позволяет  получить знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; о структуре и правилах оформления исследовательской и проектной работы, овладеть методикой проведения и оценивания проектной и исследовательской работы.                                        

ПРОГРАММА «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАУК ЕСТЕСТВЕННО- МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

  • Предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, направлена на формирование организационных и деятельностных качеств учащихся, умения поставить цель и организовать ее достижение, а также гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
  • Программа позволяет  получить знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; о структуре и правилах оформления исследовательской и проектной работы, овладеть методикой проведения и оценивания проектной и исследовательской работы.

                                       

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: Формирование грамотности учащихся (информационной, рефлексивной, технологической, социальной, ценностной, познавательной, математической, коммуникативной компетентностей) для решения конкретных практических задач. Развитие личностных качеств обучающихся (сформированность мотивации к обучению, комплексное применение знаний, умений и навыков, готовность к саморазвитию и самоопределению, формирование системы значимых ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, формирование культуры проектной и исследовательской деятельности.)

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование грамотности учащихся (информационной, рефлексивной, технологической, социальной, ценностной, познавательной, математической, коммуникативной компетентностей) для решения конкретных практических задач.
  • Развитие личностных качеств обучающихся (сформированность мотивации к обучению, комплексное применение знаний, умений и навыков, готовность к саморазвитию и самоопределению, формирование системы значимых ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, формирование культуры проектной и исследовательской деятельности.)
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ : Программа способствует повышению мотивации и результативности учебной деятельности, воспитанию ответственности и инициативности учащихся, развитию исследовательских и творческих способностей личности. Позволяет учить школьника в ходе исследования или выполнения проекта прорабатывать несколько вариантов решений, и, используя знания нескольких предметов, искать наиболее приемлемое решение. Развивает умения постановки цели и планирования хода работы, поиска и представления информации различными способами, умение описывать и обобщать результаты своей работы и ее публичной защиты. При работе в группе формирование умений вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности, создавать ситуации комфортного межличностного взаимодействия. Способствует формированию навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

  • Программа способствует повышению мотивации и результативности учебной деятельности, воспитанию ответственности и инициативности учащихся, развитию исследовательских и творческих способностей личности.
  • Позволяет учить школьника в ходе исследования или выполнения проекта прорабатывать несколько вариантов решений, и, используя знания нескольких предметов, искать наиболее приемлемое решение.
  • Развивает умения постановки цели и планирования хода работы, поиска и представления информации различными способами, умение описывать и обобщать результаты своей работы и ее публичной защиты.
  • При работе в группе формирование умений вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности, создавать ситуации комфортного межличностного взаимодействия.
  • Способствует формированию навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Введение (2 ч.)  Правила организации занятий и их специфика. Типология работ и их краткая характеристика. Правила техники безопасности. 2. Структура проектной, исследовательской деятельности (10 ч ).  Теоретическая подготовка: Цель и задачи  учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет   исследования. Этапы исследовательского цикла. Научный факт, гипотеза, исследование, обработка результатов исследования, выводы. Практическая работа в парах (группах) по составлению плана проекта.  3. Основные этапы подготовки проектной (исследовательской) деятельности (38 ч). Поиск необходимой информации. Теоретический анализ литературы по выбранной проблеме .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение (2 ч.)  Правила организации занятий и их специфика. Типология работ и их краткая характеристика. Правила техники безопасности.

2. Структура проектной, исследовательской деятельности (10 ч ).

Теоретическая подготовка: Цель и задачи  учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет   исследования. Этапы исследовательского цикла. Научный факт, гипотеза, исследование, обработка результатов исследования, выводы. Практическая работа в парах (группах) по составлению плана проекта.

3. Основные этапы подготовки проектной (исследовательской) деятельности (38 ч).

Поиск необходимой информации. Теоретический анализ литературы по выбранной проблеме .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, справочники, энциклопедии, словари. Поиск по оглавлению, тематическим или алфавитным указателям. Поиск информации в Интернет. Поиск адреса необходимого сайта.  Практическая   работа: подбор необходимой информации, составление списка литературы. Организация и проведение исследования.  Виды методов исследования : методы эмпирического уровня (анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, счет фотографирование), методы экспериментально-теоретического уровня ( эксперимент, материальное моделирование) и теоретического уровня (абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция и другие).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, справочники, энциклопедии, словари. Поиск по оглавлению, тематическим или алфавитным указателям. Поиск информации в Интернет. Поиск адреса необходимого сайта. Практическая   работа: подбор необходимой информации, составление списка литературы.
  • Организация и проведение исследования. Виды методов исследования : методы эмпирического уровня (анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, счет фотографирование), методы экспериментально-теоретического уровня ( эксперимент, материальное моделирование) и теоретического уровня (абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция и другие).
СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ Математическая обработка результата ( составление таблиц, графиков и диаграмм, вычисление абсолютной и/или относительной погрешности в ходе эксперимента). Практическая работа: составление плана экспериментальной части учебно-исследовательской работы.  4.Проведение исследования и формы отчетности (52ч) .  Формы отчетности: дневник наблюдений учебно-исследовательской работы, тезисы, диаграммы, таблицы, макеты, устройства, приборы, мультимедийная презентация, сценарий выступления и т.д. Отзыв. Рецензия.  Практическая работа: проведение исследования, обработка данных. В отчете – описание работы с анализом полученных результатов и выводами. Презентация результатов проектной, исследовательской деятельности. Стендовый доклад, мультимедийная презентация, разъяснение принципа устройства и работы прибора, макета, т.е. публичное выступление.  Итоговый контроль: защита проектов, докладов, презентаций

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Математическая обработка результата ( составление таблиц, графиков и диаграмм, вычисление абсолютной и/или относительной погрешности в ходе эксперимента). Практическая работа: составление плана экспериментальной части учебно-исследовательской работы.

4.Проведение исследования и формы отчетности (52ч) .

  • Формы отчетности: дневник наблюдений учебно-исследовательской работы, тезисы, диаграммы, таблицы, макеты, устройства, приборы, мультимедийная презентация, сценарий выступления и т.д. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа: проведение исследования, обработка данных. В отчете – описание работы с анализом полученных результатов и выводами.

  • Презентация результатов проектной, исследовательской деятельности. Стендовый доклад, мультимедийная презентация, разъяснение принципа устройства и работы прибора, макета, т.е. публичное выступление.

Итоговый контроль: защита проектов, докладов, презентаций

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ: Постановка цели, обоснование проблемы исследования.  Выдвинутые версии (гипотезы). Планирование путей достижения цели. Соответствие темы работы и ее содержания поставленным цели и задачам. Соответствие выбранных методов цели и содержанию работы. Наличие собственного исследовательского материала и авторской позиции. Глубина раскрытия темы (наличие литературного обзора, умение давать определения понятиям, структурировать материал, наблюдать, овладение навыками проведения эксперимента, анализа результатов исследований и соответствие вывода полученным результатам, оригинальность решений). Качество проведения презентации, проектного продукта. Культура оформления материала. Личный интерес автора, его отношение к работе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

  • Постановка цели, обоснование проблемы исследования.

Выдвинутые версии (гипотезы). Планирование путей достижения цели. Соответствие темы работы и ее содержания поставленным цели и задачам.

  • Соответствие выбранных методов цели и содержанию работы. Наличие собственного исследовательского материала и авторской позиции.
  • Глубина раскрытия темы (наличие литературного обзора, умение давать определения понятиям, структурировать материал, наблюдать, овладение навыками проведения эксперимента, анализа результатов исследований и соответствие вывода полученным результатам, оригинальность решений).
  • Качество проведения презентации, проектного продукта.
  • Культура оформления материала.
  • Личный интерес автора, его отношение к работе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН: № п/п Наименование разделов плана 1 2 теория Введение. Правила техники безопасности. Структура проектной, исследовательской деятельности 1 практика 3 1 Основные этапы подготовки проектной (исследовательской) деятельности Общее количество часов 8 4 Проведение исследования и формы отчетности 2 12 2 26 10 12 Всего: 38 40 52 102

УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

п/п

Наименование разделов плана

1

2

теория

Введение. Правила техники безопасности.

Структура проектной, исследовательской деятельности

1

практика

3

1

Основные этапы подготовки проектной (исследовательской) деятельности

Общее количество часов

8

4

Проведение исследования и формы отчетности

2

12

2

26

10

12

Всего:

38

40

52

102

ЛИТЕРАТУРА Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников» М. «Вако» 2014г. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66. Савенков А.И. « Методика исследовательского обучения младших школьников» «Федоров» 2011 Ступницкая М.А. «Что такое учебный проект?» М.: 1 сентября.-2010г 44с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа М. «Просвещение» 2011г. сост. Е.С.Савинов http://psylab.info http://www.researcher.ru/ http://irsh.redu.ru/ http://portfolio.1september.ru/  

ЛИТЕРАТУРА

  • Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  • Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников» М. «Вако» 2014г.
  • Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
  • Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
  • Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.
  • Савенков А.И. « Методика исследовательского обучения младших школьников» «Федоров» 2011
  • Ступницкая М.А. «Что такое учебный проект?» М.: 1 сентября.-2010г 44с.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа М. «Просвещение» 2011г. сост. Е.С.Савинов
  • http://psylab.info
  • http://www.researcher.ru/
  • http://irsh.redu.ru/
  • http://portfolio.1september.ru/