СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проведения социально-психологического тестирования среди обучающихся общеобразовательных учреждений

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье детей - это дело государственной важности.Сегодня государство прелагает в помощь еще один способ противодействия употреблению психоактивных веществ - социально-психологическое тестирование.

Просмотр содержимого документа
«Организация проведения социально-психологического тестирования среди обучающихся общеобразовательных учреждений»

Проведение психологического тестирования  для обучающихся в  МБОУ «Тигильская СОШ» Подготовила социальный педагог МБОУ «Тигильская СОШ» Кутова Наталья Анатольевна

Проведение психологического тестирования для обучающихся в МБОУ «Тигильская СОШ»

Подготовила

социальный педагог МБОУ «Тигильская СОШ» Кутова Наталья Анатольевна

Здоровье детей - это дело государственной важности. Сегодня государство предлагает в помощь еще один способ противодействия употреблению психоактивных веществ (ПАВ) - социально-психологическое тестирование.

Здоровье детей - это дело государственной важности. Сегодня государство предлагает в помощь еще один способ противодействия употреблению психоактивных веществ (ПАВ) - социально-психологическое тестирование.

Все мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление психоактивных веществ. Тестирование направлено на выявление обучающихся, входящих в так называемую группу риска, и является одним из инструментов оценки эффективности профилактической работы, его задача - корректировка профилактической работы в образовательных учреждениях и оказание своевременной психолого-педагогической помощи обучающимся.

Все мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление психоактивных веществ. Тестирование направлено на выявление обучающихся, входящих в так называемую группу риска, и является одним из инструментов оценки эффективности профилактической работы, его задача - корректировка профилактической работы в образовательных учреждениях и оказание своевременной психолого-педагогической помощи обучающимся.

Социально-психологическое тестирование не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза. Задача тестирования – выявить у подростков и молодых людей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ и организовать соответствующую деятельность специалистов, осуществляющих воспитательную и профилактическую, психолого-педагогическую и социальную помощь обучающимся.

Социально-психологическое тестирование не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза. Задача тестирования – выявить у подростков и молодых людей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ и организовать соответствующую деятельность специалистов, осуществляющих воспитательную и профилактическую, психолого-педагогическую и социальную помощь обучающимся.

Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Цель социально-психологического тестирования  Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ определена Федеральным законом от 07.06.2013 N120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Цель социально-психологического тестирования

Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ определена Федеральным законом от 07.06.2013 N120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Задачи социально-психологического тестирования  оценка наличия скрытого контингента из группы риска и уровня латентности правонарушений, связанных с девиантным поведением; изучение эффективности профилактической и реабилитационной работы среди лиц из группы риска; выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся; корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

Задачи социально-психологического тестирования

  • оценка наличия скрытого контингента из группы риска и уровня латентности правонарушений, связанных с девиантным поведением;
  • изучение эффективности профилактической и реабилитационной работы среди лиц из группы риска;
  • выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся;
  • корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

Принципы социально-психологического тестирования  1. Принцип добровольности. Социально-психологическое тестирование проводится только при наличии информационных согласий в письменной форме об участии в тестировании от обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, и информационного согласия одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

Принципы социально-психологического тестирования

1. Принцип добровольности.

Социально-психологическое тестирование проводится только при наличии информационных согласий в письменной форме об участии в тестировании от обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, и информационного согласия одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

Принципы социально-психологического тестирования  2. Принцип конфиденциальности. Результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично учащемуся, прошедшему обследование, или родителям (законным представителям) при условии его несовершеннолетия.

Принципы социально-психологического тестирования

2. Принцип конфиденциальности.

Результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично учащемуся, прошедшему обследование, или родителям (законным представителям) при условии его несовершеннолетия.

Принципы социально-психологического тестирования  3. Принцип ненаказуемости. Результаты не могут являться основанием для применения мер дисциплинарного наказания.

Принципы социально-психологического тестирования

3. Принцип ненаказуемости.

Результаты не могут являться основанием для применения мер дисциплинарного наказания.

Этапы социально-психологического тестирования 1. Подготовительный этап.  Основная функция по подготовке к проведению процедуры тестирования возлагается на директора Учреждения. Директор образовательного учреждения обязан: создать комиссию по обеспечению организационно-технического сопровождения тестирования. Состав комиссии формируется из числа работников образовательной организации, количественный состав комиссии определяется руководителем; организовать сбор добровольно-информированного согласия в письменной форме от обучающихся, достигших возраста 15 лет, и согласия одного из родителей или (законного представителя) несовершеннолетних, не достигших 15 лет; утвердить поименные списки обучающихся, давших письменное согласие на социально-психологическое тестирование, и обеспечить соблюдение  конфиденциальности при проведении процедуры.

Этапы социально-психологического тестирования

1. Подготовительный этап. Основная функция по подготовке к проведению процедуры тестирования возлагается на директора Учреждения.

Директор образовательного учреждения обязан:

  • создать комиссию по обеспечению организационно-технического сопровождения тестирования. Состав комиссии формируется из числа работников образовательной организации, количественный состав комиссии определяется руководителем;
  • организовать сбор добровольно-информированного согласия в письменной форме от обучающихся, достигших возраста 15 лет, и согласия одного из родителей или (законного представителя) несовершеннолетних, не достигших 15 лет;
  • утвердить поименные списки обучающихся, давших письменное согласие на социально-психологическое тестирование, и обеспечить соблюдение конфиденциальности при проведении процедуры.

Этапы социально-психологического тестирования 2. Этап добровольного анонимного социально-психологического тестирования обучающихся. Процедура тестирования обучающихся проводится на базе МБОУ «Тигильская СОШ» членами комиссии, утвержденными приказом директором Учреждения. Процедура тестирования проводится в срок, установленный Министерством образования и науки Камчатского края. При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии. Также допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании. Перед началом тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и о его продолжительности.

Этапы социально-психологического тестирования

2. Этап добровольного анонимного социально-психологического тестирования обучающихся.

Процедура тестирования обучающихся проводится на базе МБОУ «Тигильская СОШ» членами комиссии, утвержденными приказом директором Учреждения.

Процедура тестирования проводится в срок, установленный Министерством образования и науки Камчатского края.

При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии. Также допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

Перед началом тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информируют об условиях тестирования и о его продолжительности.

Этапы социально-психологического тестирования 2. Этап добровольного анонимного социально-психологического тестирования обучающихся.  С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования члены комиссии следят за исполнением следующих пунктов: бланки тестирования не подписываются; во время тестирования не допускается свободное общение между обучающимися; не допускается перемещение по классу (аудитории); все возникающие вопросы у несовершеннолетних, проходящих тестирование, разбираются в индивидуальном порядке.

Этапы социально-психологического тестирования

2. Этап добровольного анонимного социально-психологического тестирования обучающихся.

С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования члены комиссии следят за исполнением следующих пунктов:

  • бланки тестирования не подписываются;
  • во время тестирования не допускается свободное общение между обучающимися;
  • не допускается перемещение по классу (аудитории);
  • все возникающие вопросы у несовершеннолетних, проходящих тестирование, разбираются в индивидуальном порядке.

Этапы социально-психологического тестирования 3. Завершающий этап По завершению тестирования члены Комиссии собирают заполненные обучающимися бланки анкет, подсчитывают их количество. Проверяют, чтобы количество анкет соответствовало числу обучающихся, принявших участие в тестировании. Далее бланки анкет группируются по возрасту обучающихся (не достигших 15 лет и достигших 15 лет и старше), упаковываются в отдельные пакеты. На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указывается: наименование и адрес образовательной организации, проводящей тестирование; возраст и количество обучающихся, принявших участие в тестировании; дата и время проведения тестирования; ставятся подписи всех членов комиссии с расшифровкой.

Этапы социально-психологического тестирования

3. Завершающий этап

По завершению тестирования члены Комиссии собирают заполненные обучающимися бланки анкет, подсчитывают их количество. Проверяют, чтобы количество анкет соответствовало числу обучающихся, принявших участие в тестировании. Далее бланки анкет группируются по возрасту обучающихся (не достигших 15 лет и достигших 15 лет и старше), упаковываются в отдельные пакеты. На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указывается:

  • наименование и адрес образовательной организации, проводящей тестирование;
  • возраст и количество обучающихся, принявших участие в тестировании;
  • дата и время проведения тестирования;
  • ставятся подписи всех членов комиссии с расшифровкой.

Этапы социально-психологического тестирования 3. Завершающий этап Директор Учреждения, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление бланков с сопроводительным актом передачи результатов тестирования (в том числе отправкой почтой России) в краевое государственное бюджетное учреждение «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», ответственное за организацию социально-психологического тестирования, для централизованной отправки в Министерство образования и науки Камчатского края. Директор Учреждения обеспечивает хранение в течение года добровольно-информированных согласий в условиях, гарантирующих, конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

Этапы социально-психологического тестирования

3. Завершающий этап

Директор Учреждения, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление бланков с сопроводительным актом передачи результатов тестирования (в том числе отправкой почтой России) в краевое государственное бюджетное учреждение «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», ответственное за организацию социально-психологического тестирования, для централизованной отправки в Министерство образования и науки Камчатского края.

Директор Учреждения обеспечивает хранение в течение года добровольно-информированных согласий в условиях, гарантирующих, конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

 Опросник  «Группа риска наркозависимости» (ГРН)   Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой. Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия. Предлагаемая методика представляет собой опросник для обучающихся. Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования. Методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики. Опрос проводится анонимно. На процедуру уходит  примерно 30 минут.

Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН)

Методика разработана 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном и кандидатом психологических наук Ю.А. Тюменевой.

Борис Иосифович Хасан - психолог, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО г. Красноярск, Россия.

Предлагаемая методика представляет собой опросник для обучающихся.

Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования. Методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики.

Опрос проводится анонимно. На процедуру уходит примерно 30 минут.

 Общая характеристика  опросника ГРН   Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам.  Шкала «Поведение в ситуации риска» (6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска: нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение - избегающая или преодолевающая стратегия.

Общая характеристика опросника ГРН

Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам.

  • Шкала «Поведение в ситуации риска»

(6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска:

  • нормальное, адекватное поведение;
  • неадекватное поведение - избегающая или преодолевающая стратегия.

 Общая характеристика  опросника ГРН   2. Шкала «Интерес к наркотикам» (6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого-то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес». Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленнойт пробы.

Общая характеристика опросника ГРН

2. Шкала «Интерес к наркотикам»

(6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого-то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес».

Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленнойт пробы.

 Общая характеристика  опросника ГРН   3. Шкала «Социальные установки»  (10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

Общая характеристика опросника ГРН

3. Шкала «Социальные установки»

(10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

Опросник ГРН

Опросник ГРН

Опросник ГРН

Опросник ГРН

Опросник ГРН

Опросник ГРН

Опросник ГРН

Опросник ГРН

 Группы риска по результатам  опросника ГРН   Группа «не рискующие» 1 группа риска («потенциально готовые к пробе») - подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения. 2 группа риска - подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения и осуществившие как минимум однократную пробу. 3 группа риска - подростки с аддиктивной формой поведения.

Группы риска по результатам опросника ГРН

  • Группа «не рискующие»
  • 1 группа риска («потенциально готовые к пробе») - подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения.
  • 2 группа риска - подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения и осуществившие как минимум однократную пробу.
  • 3 группа риска - подростки с аддиктивной формой поведения.

 Группы риска по результатам  опросника ГРН   Аддиктивное поведение - это многократное употребление психоактивных веществ, но без признаков психической или физиологической зависимости, является переходной стадией к наркомании и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения. Степень риска увеличивается от первой к третьей группе. С помощью опросника определяются «напряженные места в школе, но ни в коем случае не «ставится диагноз» конкретному  ребенку.

Группы риска по результатам опросника ГРН

Аддиктивное поведение - это многократное употребление психоактивных веществ, но без признаков психической или физиологической зависимости, является переходной стадией к наркомании и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения.

Степень риска увеличивается от первой к третьей группе.

С помощью опросника определяются «напряженные места в школе, но ни в коем случае не «ставится диагноз» конкретному ребенку.

 Симптомы употребления подростками психоактивных веществ.   Определить, употребляет ваш ребенок психоактивные вещества или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет ПАВ периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются разные виды признаков.

Симптомы употребления подростками психоактивных веществ.

Определить, употребляет ваш ребенок психоактивные вещества или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет ПАВ периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются разные виды признаков.

 Физиологические признаки:   бледность или покраснение кожи; расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; несвязная, замедленная или ускоренная речь; потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; хронический кашель; плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); резкие скачки артериального давления; расстройство желудочно-кишечного тракта

Физиологические признаки:

  • бледность или покраснение кожи;
  • расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
  • несвязная, замедленная или ускоренная речь;
  • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
  • хронический кашель;
  • плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
  • резкие скачки артериального давления;
  • расстройство желудочно-кишечного тракта

 Поведенческие признаки:   беспричинное возбуждение, вялость; нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам: трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; бессонница или сонливость; болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения: избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки: снижение успеваемости в школе; постоянные просьбы дать денег: пропажа из дома ценностей; частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры: самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны; частое вранье, изворотливость, лживость; уход от ответов на прямые вопросы склонность сочинять   небылицы;,

Поведенческие признаки:

  • беспричинное возбуждение, вялость;
  • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
  • уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам:
  • трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
  • бессонница или сонливость;
  • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения:
  • избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки:
  • снижение успеваемости в школе;
  • постоянные просьбы дать денег:
  • пропажа из дома ценностей;
  • частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры:
  • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
  • частое вранье, изворотливость, лживость;
  • уход от ответов на прямые вопросы склонность сочинять небылицы;,

 Очевидные признаки:   следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки; бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки; закопченные ложки, фольга; капсулы, пузырьки, жестяные банки; пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; папиросы в пачках из-под сигарет .

Очевидные признаки:

  • следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
  • бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
  • закопченные ложки, фольга;
  • капсулы, пузырьки, жестяные банки;
  • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
  • папиросы в пачках из-под сигарет .

Название презентации

Название презентации

Название презентации

Название презентации