Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и адаптации в МБОУ «Макушинская СОШ №1».
Организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ проводиться в соответствии с требованиями ст. 42 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ;
Конвенции о правах ребенка;
№124-ФЗ от 24.07.1998г «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
№120-ФЗ от 24.06.1999г «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-Устава школы;
-Положениями:
-о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
- о Совете Коррекции поведения обучающихся;
- о правилах постановки учащихся на внутришкольный учет.
Данная работа включает в себя следующие составляющие: Консилиум (психолого-педагогическая помощь); Совет Коррекции; медицинское сопровождение образовательного процесса, работа классных руководителей, учителей-предметников.
В школе издан приказ «О создании консилиума» № 69/9 от 31.08.2016г. в целях организации взаимодействия специалистов школы, выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку. В состав консилиума включены: заместитель директора по УВР Дрюченко Т.Н.- председатель консилиума, педагог-психолог Леонтьева Е.В., социальный педагог Чагина Е.Ю., учитель-логопед Бердникова С.В., Мезенцева А.С.-руководитель МО.
Составлен план работы психолого- медико- педагогического консилиума на 2016-2017 учебный год. Запланировано 8 плановых заседаний и заседания по необходимости. Предусмотрены тематика заседаний; консультации для родителей (законных представителей). В наличии анализ работы за прошлые года, из результатов работы ставятся задачи на следующий учебный год.
Всего заседаний консилиума прошло - 4, на которых рассмотрены следующие вопросы: адаптация 1,5,10 классов; сопровождение детей, испытывающих трудности в обучении и воспитании; динамика развития обучающихся по адаптированным программам.
В соответствии с решением ПМПК и предоставленными справками на индивидуальное сопровождение взято 11 обучающихся, из них по причине возникновения трудности в процессе обучения-5, по решению оказания помощи обучающимся психологом, логопедом-6 обучающихся. В отношении каждого несовершеннолетнего разработаны конкретные мероприятия с целью оказания помощи со стороны педагогов. Отражена работа, проводимая с группами, требующими пристального педагогического внимания.
На обучающихся, взятых на сопровождение составлены характеристики, где указано отношение к учебе, уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, интересы. При проведении работы по сопровождению несовершеннолетних подводятся промежуточные итоги, в планах отражены рекомендации по проведению дальнейшей работы.
В наличии согласия родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение детей и на обработку персональных данных обучающегося и родителей (законных представителей).
На каждого ребенка ведется карта психолого-педагогического сопровождения учащегося (дневник наблюдения) , которая включает в себя следующие разделы:
- условия жизни ребенка в семье;
-техника чтения (учитель русского языка и литературы, классным руководителем или учителем, осуществляющий надомное обучение);
-математический счет;
-характеристика уровня обучаемости ребенка;
-наблюдение за учебной деятельностью;
-итоговые оценки за год;
-история физического развития (медработник);
-особенности психического развития на начало обучения в школе (педагог-психолог);
-система оценки достижения планируемых результатов;
-динамика психологического развития ученика в процессе обучения;
-особенности речевого развития на начало обучения в школе (учитель-логопед);
-содержание характеристики, предоставляемой учителем на конец года (классный руководитель)
- наблюдение и планирование (педагоги): отражается проблемы по итогам работы ежемесячно и индивидуальное планирование с учетом рекомендаций специалистов. (обучается в 8 классе –ОВЗ, ребенок-инвалид, с 2012 года дневник наблюдения ведется; также-9класс)
Особое внимание уделено просвещению родителей. Педагогом –психологом Леонтьевой Е.В. разработан план мероприятий родительского всеобуча, тематика выступлений на МО классных руководителей, психологические классные часы.
В школе издан приказ «О создании Совета коррекции поведения обучающихся» №1/5 от 09.01.2017г с целью координации работы школы по профилактике правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, осуществления мер по защите прав и интересов несовершеннолетних, предупреждения конфликтных ситуаций среди подростков, для принятия административно-общественных мер к родителям, не выполняющих своих родительских обязанностей.
В состав совета входят: Фалькова С.Н.-заместитель директорапо воспитательной работе, Чагина Е.Ю.-социальный педагог, Леонтьева Е.В.-педагог-психолог, Евсеев А.В.- председатель совета отцов (по согласованию), Иванова С.А.-секретарь комиссии по делам несовершеннолетних, Никитина О.А.- методист отдела образования, Окорокова ЕА.-инспектор ПДН. Председатель – заместитель директора по ВР –Фалькова С.Н., секретарь-социальный педагог Чагина Е.Ю.
Ежегодно составляется план работы совета коррекция. На заседаниях рассматриваются проблемы обучающихся в рамках ОУ, определяются причины возникновения проблем в поведении и успеваемости, пропусков занятий без уважительной причин, неадекватное поведение по отношению к одноклассниками, учителями. В наличии протоколы заседаний совета коррекции.
Оформлена папка с информационно-аналитическими материалами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Папка содержит различную ин- формацию, справки, отчеты, выступления.
Выделены целевые группы профилактической деятельности: «группы риска» ; дети, оставшиеся без попечения родителей; девиантные дети.
Определены направления деятельности различных групп преподавателей с детьми «группы риска»: классного руководителя, педагога-психолога; педагогического совета; административных совещаний; общешкольных и классных родительских комитетов; совета коррекции, ученических органов самоуправления.
Составлена программа работы с детьми «группы риска»; перечень мероприятий по работе школы с обучающимися, у которых имеются проблемы в обучении, поведении, воспитании.
Составлены и утверждены:
- план основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений;
-план работы социального педагога по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
- план работы Совета коррекции.
Представлены совместные планы работы
- с КДН и ПДН;
- с районным советом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В этом учебном году проведено 4 заседания, на которых рассматривались вопросы поведения, пропусков без уважительных причин, неуспеваемость обучающихся. По каждому отдельному обучающемуся принимаются решения и рекомендации для классного руководителя, родителям (законным представителям), медработкику (по согласованию)
Создан социальный паспорт школы, каждого класса. В социальном паспорте указано количество малообеспеченных, неполных семей, семей находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации.
Имеются:
- банк данных семей, состоящих а районном банке как семьи, находящиеся в СОП;
-банк неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном контроле-23;
-банк обучающихся, не проживающих с родителями-15 обучающихся
- банк обучающихся , состоящих на внутришкольном контроле -13 обучающихся.
-банк детей «группы риска»-12 В этих видах банков значатся в основном одни и те же обучающиеся, семьи.
Социальный педагог ежегодно совместно с классными руководителями проводит осмотр условий проживания обучающихся, состоящие на учетах разного уровня. Перед зимними каникулами проводит с неблагополучными семьями инструктажи по правилам соблюдения противопожарных норм и наличие дров для отопления в зимний период. По каждой ситуации, которая требует особого контроля, сообщает в КДН.
На учете в МО МВД России «Макушинский» в подразделении по делам несовершеннолетних- 6 об-ся. В основном причина - общественное опасное деяние, но освобождены от уголовной ответственности как не достигшие возраста.
На каждого обучающегося, которые состоят на учетах разных уровнях социальный педагог и педагог-психолог составляют карту сопровождения, которая включает в себя характеристику, психолого-педагогическая карта об-ся; информация о работе с обучающимся /семей «группы риска»; карточка учета «трудного» ребенка; индивидуально-психологические особенности личности учащегося; ходатайства; заявление на постановку на ВШК учет (классный руководитель); карта наблюдений; акты обследования семей; выписки из протоколов.
На административных совещаниях, педсоветах с педколлетивом изучаются нормативно-правовые документы.
Вопросы сопровождения несовершеннолетних, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развития и социальной адаптации рассматривались на заседаниях совета коррекции,
административных совещаниях при заместителях директора (занятость детей « группы риска» во внеурочной деятельности ; работа учителей по организации помощи детям, имеющим пробелы в знаниях, слабые способности и низкую мотивацию к обучению(6б, 9б,8б классы); работа учителей-предметников с неуспевающими; внеурочная деятельность обучающихся);
при директоре (посещаемость занятий обучающимися; состояние работы с детьми «группы риска»; работа с детьми «группы риска» и стоящими на учете, занятость детей во внеурочное время; эффективность форм и методов работы с детьми «группы риска» -посещаемость, успеваемость-выступающий социальный педагог; уровень знаний обучающихся по русскому языку, математике ; в профильных классах, в выпускных классах- заместители директора;
на заседании УС: основные направления работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся; о работе школы с неблагополучными семьями и детьми , неуспевающими и нарушающие дисциплину;
на педсоветах: «Формы и виды работ с неуспевающими и слабоуспевающими»; «Организация дополнительной занятости детей как важное условие профилактики правонарушений среди подростков»; итоги по четвертям, полугодиям.
На совещаниях при заместителях директора рассматривались вопросы: «Организация индивидуального обучения учащихся, инклюзивного обучения»; «Организация обучения на дому»
На педсовете: Инклюзивное обучение.
На совете отцов рассматривались вопросы поведения обучающихся
На совещаниях, заседаниях МО, педсоветах рассматриваются вопросы успеваемости обучающихся по итогам четверти, полугодия, года; предлагается анализ всех видов контрольных работ контрольных работ с выводами и рекомендациями для учителей-предметников, классных руководителей, социально-психологической службе
Медицинское сопровождение обеспечено наличием медицинского кабинета (лицензия) и медработниками (по согласования) – 2 медсестры (1,5 ст.): медсестры имеют среднее специальное образование, все сертификаты по допуску для работы в детском коллективе. Одна из них контролирует деятельность столовой: осуществляет контроль приготовления пищи, ведет бракеражный журнал, контролирует прохождения медосмотров всеми работниками школы и обучающимися; ведет журнал обращения обучающихся за медицинской помощью, в котором указывается какая проблема, первичный осмотр обучающегося и какая помощь оказывается, присутствует на всех внеклассных мероприятиях, следит за состоянием обучающихся, при необходимости оказывает первую помощь.
Медработники проводят профилактическую работу с обучающимися по заболеваемости, санитарно-гигиенически вопросы, личная гигиена девушек; оформляют уголок Здоровья, выступают на родительских собраниях. Приглашаются на заседания совета коррекции и консилиума. Нужно отметить, что дети «группы риска» в поведении и в обучении часто обращаются к медработникам с целью, что бы уйти с уроков по уважительной причине. Поэтому медработники ставят в известность классных руководителей или дежурного администратора, социального педагога в случае отказа освобождения от уроков или наоборот. Также все педагоги школы прошли курсы по оказанию первой доврачебной помощи.
В школе составлен план работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, план работы по психологической подготовке участников образовательного процесса к ЕГЭ, ОГЭ.
Педагоги школы ведут работу с несовершеннолетними, которые имеют проблемы в обучении, воспитании. Каждый классный руководитель имеет план работы по ВР, в котором отражены направления работы и мероприятия, которые проводятся в классе и в школе по предупреждению безнадзорности и профилактике употребления ПАВ.
По итогам четвертей, полугодия каждый учитель-предметник составляет план работы с неуспевающими, выполнение которого отслеживается при посещении уроков администрацией. Учителями-предметниками проводятся курсы по выбору, элективные курсы, дополнительные консультации для обучающихся, ИГЗ.
Учителя-предметники, которые работают в выпускных классах (4, 9,11) составляют планы работы с обучающимися, которые могут не сдать экзамены и ВПР. Эти же дети приглашались на совет коррекции вместе с родителями (законными представителями) для беседы по итогам проведенных пробников, проводились родительские собрания, на которых учителя-предметники выступили с анализом работ.
Без взаимодействия всего педагогического коллектива и родителей (законных представителей) невозможно решить проблемы в обучении, воспитании, которые возникают у несовершеннолетних школы.