Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6»
Обобщение опыта работы по теме:
«Организация работы МОУ СШ № 6
г. Переславля-Залесского Ярославской области
по подготовке обучающихся
к действиям в условиях террористических угроз
и противодействию террористической
и экстремистской деятельности»
г. Переславль-Залесский
декабрь 2016г.
«Убежден, единство страны - это главное условие
победы над террором, и без такого единства достичь этой
цели невозможно.
Борьба с террором - это общегосударственная задача, для
выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов…»
В.В. Путин
План:
Готовность по вопросам ГО и ЧС, противопожарной и антитеррористической защиты.
Наличие и оборудование класса (кабинета) ОБЖ, отвечающего современным требованиям к курсу, уровень эстетического оформления кабинета, план развития кабинета ОБЖ.
Обеспеченность обучающихся и постоянного состава школы простейшими средствами защиты органов дыхания (ВМП), изготовленными собственными силами, проведение практических занятий с обучающимися по разделам курса ОБЖ: «Безопасность и защита в ЧС», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Проведение учебных тренировок с обучающимися, в том числе 9-10 классов по отработке действий в условиях террористического акта.
Описание работы по подготовке учащихся-юношей к военной службе в школе, а также совместная работа с военным комиссариатом, представителями военных училищ и воинскими частями в этом направлении.
Готовность по вопросам ГО и ЧС, противопожарной и антитеррористической защиты.
Начальником ГО МОУ СШ № 6 является директор. Заместителем начальника штаба по приказу назначается учитель ОБЖ, (он же отвечает за допризывную подготовку юношей).
Структура ГО и ЧС:
Комиссия по чрезвычайным ситуациям
Группа оповещения и связи
Спасательная группа
Группа охраны общественного порядка
Группа противопожарная
Эвакуационная группа
Пункт первой медицинской помощи
При организации деятельности школа руководствуется:
приказами по школе:
«Об организации и проведении мероприятий гражданской обороны»
«О противопожарном режиме и назначении ответственных за пожарную безопасность»
«О создании комиссии пожарно-технического контроля»
«О назначении ответственных за проведение антитеррористических мероприятий в школе»
«О создании невоенизированных формирований из числа персонала и обучающихся школы по защите от чрезвычайных ситуаций»
локальным актом:
Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) объекта средней школы № 6»
Планом подготовки персонала школы № 6 к действиям в чрезвычайных ситуациях
Тематическим планом проведения занятий по вопросам ГО и ЧС с учителями, с формированиями ГО ЧС МОУ СШ № 6
Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
При подготовке персонала, согласно Плану подготовки персонала школы № 6 к действиям в чрезвычайных ситуациях, ежегодно, теоретически и практически изучаются следующие темы:
№ | Наименование тем | Дата проведения |
1. | Обязанности и действия персонала школы по защите учащихся от чрезвычайных ситуаций. | февраль |
2. | Оповещение о ЧС. Действия персонала по сигналу: «Внимание, всем!» и речевым информациям штабов ГО и ЧС. | март |
3. | Защита детей путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации. | апрель, октябрь |
4. | Взрывоопасные предметы. Поведение людей при угрозе и во время взрыва. | сентябрь |
5. | Освобождение людей из завалов. Первая медицинская помощь людям, оказавшимся в завалах. | сентябрь |
6. | Действия персонала школы при пожаре. Средства пожаротушения. Первая помощь при отравлении угарным газом и при ожогах. | апрель |
7. | Действия персонала школы при стихийных бедствиях. | октябрь |
8. | Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Применение ватно-марлевой повязки. | март |
9. | Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, кровотечениях, переломах. | март |
10. | Поведение людей при захвате заложников. Поведение в толпе. | сентябрь |
11. | Порядок организации экскурсий и походов. Первая помощь пострадавшим в походных условиях. Питьевой режим и питание. | май |
12. | Поведение людей при авариях с выбросом радиоактивных и ядовитых веществ. Повышение защитных свойств зданий. Защита продуктов питания и воды от заражения. | ноябрь |
С обучающимися МОУ СШ № 6 классными руководителями также проводится подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии со школьным Планом проведения обязательных инструктажей с обучающимися:
№ | Наименование тем | Дата проведения |
1. | Оповещение о ЧС. Действия обучающихся по сигналу: «Внимание, всем!» и речевым информациям штабов ГО и ЧС. | март |
2. | Эвакуация. Порядок проведения эвакуации. | апрель, октябрь |
3. | Взрывоопасные предметы. Поведение людей при угрозе и во время взрыва. | сентябрь |
4. | Действия обучающихся при пожаре. Средства пожаротушения. Первая помощь при отравлении угарным газом и при ожогах. | сентябрь |
5. | Действия обучающихся при стихийных бедствиях. | апрель |
6. | Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Применение ватно-марлевой повязки. | октябрь |
7. | Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, кровотечениях, переломах. | март |
8. | Поведение людей при захвате заложников. Поведение в толпе. | март |
9. | Правила поведения на экскурсиях и в походах. Первая помощь пострадавшим в походных условиях. Питьевой режим и питание. | сентябрь |
10. | Поведение людей при авариях с выбросом радиоактивных и ядовитых веществ. Повышение защитных свойств зданий. Защита продуктов питания и воды от заражения. | май |
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
Раздел 1.
А) Характеристика школы и краткая оценка возможной обстановки, которая может сложиться в школе и вблизи её территории.
Б) Возможности школы по защите учащихся и постоянного состава.
Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций).
А) Организация укрытия в защитных сооружениях.
Б) Организация эвакуационных мероприятий.
В) При радиоактивном загрязнении.
Г) При аварии на химически опасном объекте.
Д) При пожаре в школе или на объекте, находящемся по соседству.
Е) При угрозе взрыва в школе.
Ж) Обеспечение мероприятий ГО и ЧС.
Раздел 3. Выполнение мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника.
План гражданской обороны школы
Раздел 1.
А) Характеристика школы и краткая оценка возможной обстановки, которая может сложиться в школе и вблизи её территории
МОУ СШ № 6 - типовое трехэтажное кирпичное здание.
Она является Пунктом предварительного сбора граждан ПП (СГ) № 117 базы проведения мобилизации отдела ВК ЯО по г. Переславлю-Залесскому Ярославской области, а также Участком оповещения 117 (УО) базы проведения мобилизации отдела ВК ЯО по Переславлю-Залесскому Ярославской области.
Расположена в границах города. Она обеспечена теплом, газом, водой и электричеством. При нарушении правил эксплуатации возможно возникновение пожаров и взрывов. Наиболее опасными являются кабинеты химии, физики, трудового воспитания и столовая с её газовыми плитами.
По территории города, вблизи от школы, проходят автомобильная магистраль «Москва – Архангельск», на расстоянии около 2км расположен ОАО «Славич», на территории которого находятся отдельные небольшие предприятия, в том числе и химически опасные.
Б) Возможности школы по защите учащихся и постоянного состава
На период учебного процесса за школой закреплено защитное сооружение РЭУ, расположение по адресу: микрорайон Чкаловский, 53.
Школа имеет: противогазов фильтрующих (ГП-5) 80 шт. детских противогазов ПДФ-Ш, ПДФ-2Ш ___ шт. респираторов (тип) 50 шт. ватно-марлевых повязок 120 шт. приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (перечислить типы и количество): ВПРХ с индикаторными трубками – 1 шт., дозиметр ИД-1 – 1 шт., ГП-7 – 4 шт.
Раздел 2.
Мероприятия при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций)
А) Организация укрытия в защитных сооружениях.
С получением сообщения о воздушной опасности в течение 10-12 минут укрыть в закреплённом убежище всех учащихся и постоянный состав. В убежище следовать по классам (группам) во главе с классным руководителем или ведущим урок учителем. В убежище строго выполнять требования его администрации.
Б) Организация эвакуационных мероприятий.
В соответствии с требованиями положения об эвакуационных мероприятиях учащиеся распускаются по домам и эвакуируются совместно с родителями.
Постоянный состав школы и члены их семей эвакуируются в районы, предназначенные для их размещения по планам эвакуации. Каждый человек должен знать, куда он эвакуируется.
Вместе с тем, решением органа местного управления, школа может эвакуироваться самостоятельно своим основным составом.
Эвакомероприятия проводятся по расчёту, а расквартирование - согласно приложению.
Эвакогруппа должна иметь списки эвакуируемых отдельно для каждого вида эвакуации. Для подготовки эвакуации и погрузки учебно-наглядных пособий (имущество школы не вывозится) создается специальная группа.
Продовольственное, материально-техническое и другие виды обеспечения в безопасной зоне - согласно решению местных органов власти.
В) При радиоактивном загрязнении. С получением сообщения об угрозе или выпадении радиоактивных осадков выполняются соответствующие пункты календарного плана. С введением вышестоящим органом управления по делам ГО и ЧС режима защиты населения получить указания по учебному процессу в управлении образования города.
Г) При аварии на химически опасном объекте. С получением сообщения об аварии на химически опасном объекте выполняются соответствующие пункты календарного плана.
Штабу по делам ГО и ЧС, учителям (преподавателям, воспитателям) в течение 30 минут после ликвидации очага заражения проветрить помещения, провести контроль химического заражения и только после этого разрешить входить в них учащимся.
Д) При пожаре в школе или на объекте, находящемся по соседству. При возникновении загорания в зданиях школы прекращается учебный процесс и учащихся выводятся в безопасный район, вызывается пожарная команда по городской телефонной сети "01".
При возникновении пожара на объекте по соседству и угрозе перехода пламени на здание школы учащихся выводятся в безопасное место. Выполняются соответствующие пункты календарного плана.
В случае чрезвычайной ситуации жителей оповещают сирены, по радиотрансляционной и телевизионным сетям передается сигнал "Внимание всем!" и далее следует текст:
"Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС города. Граждане! Произошла авария на (таком-то объекте) с выбросом химически опасного вещества ... Облако заражённого воздуха распространяется в направлении... Всем, находящимся в районе, немедленно покинуть жилые дома, организации, учреждения, учебные заведения, детские сады и ясли и выйти в район... (Может быть указано где, когда и кому укрыться, что выполнить, а кому оставаться на месте).
Е) При угрозе взрыва в школе. Выполняется соответствующий пункт календарного плана.
Ж) Обеспечение мероприятий ГОиЧС
1) Противорадиационная и противохимическая защита.
Учащиеся и постоянный состав школы обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, которые имеются в школе в соответствии с расчётом потребности.
Начальник службы РХЗ обеспечивает пост РХН средствами индивидуальной защиты и приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Контроль облучения организуется по классам (группам).
Сведения о дозах облучения представляются в управление по делам ГО ЧС и управление образования города к 8.00 и 20.00 ежедневно.
2) Медицинская защита.
В сроки, установленные медицинской службой города, проводится иммунизация школьников и постоянного состава от особо опасных инфекций. Ответственный за организацию иммунизации школьный врач. Медицинская помощь организуется силами санитарного поста и медработниками городской поликлиники.
В течение "Ч"+1 часа из запасов школы выдаются индивидуальные аптечки АИ-2, йодистый препарат и индивидуальные перевязочные пакеты.
3) Организация управления, оповещения и связи.
Излагается порядок оповещения постоянного состава школы и учащихся в рабочее и нерабочее время, как в городе, так и безопасной зоне.
Уточняется порядок управления в ходе выполнения эвакуационных мероприятий. Излагается порядок обеспечения связи с вышестоящими органами. Определяется порядок информирования и предоставления донесений.
Раздел 3.
Выполнение мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника
При организации и проведение мероприятий по сигналам о воздушной опасности ("Воздушная тревога!") действия осуществляются в соответствии с пунктами календарного плана.
Б. При организации и проведении мероприятий по сигналу «Отбой воздушной тревоги" действия осуществляются в соответствии с пунктами календарного плана.
Примечание: календарный план прилагается (Приложение № 1)
Наличие и оборудование класса (кабинета) ОБЖ, отвечающего современным требованиям к курсу, уровень эстетического оформления кабинета, план развития кабинета ОБЖ.
Кабинет основ безопасности жизнедеятельности – это помещение площадью 55 м2, пол покрыт линолеумом, стены окрашены акриловой краской, три деревянных окна с решетками, имеется локальная сеть, в кабинет проведен Интернет, ученическая мебель: 15 ученических двухместных столов, 30 стульев, стол для преподавателя-организатора курса ОБЖ и классная доска.
Оборудован стендами с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения, набором натуральных и печатных пособий, имеется лаборантская комната, в ней имеется сейф, где хранится оружие.
В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодых людей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Оборудование кабинета ОБЖ:
Учебно-методическая литература
Нормативно- правовые документы
Конституция Российской Федерации
Правила дорожного движения Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности российской Федерации до 2020г
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон « О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Федеральный закон « О противодействии экстремистской деятельности»
2. Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Цифровая видеокамера
Цифровая фотокамера
Мультимедиапроектор
Экран настенный
3. Средства программного обучения и контроля знаний
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
4. Тренажеры
6. Стенды, плакаты
Стенды
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Безопасность на улицах и дорогах
Правила оказания медицинской помощи
Типы терроризма и элементы террористической акции
Плакаты
Безопасность дорожного движения
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
7. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
Средства защиты кожи
Средства медицинской защиты
8. Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы и презентации
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Действия населения при химически опасных авариях
Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения
Стихийные бедствия
Пожарная безопасность
Учебные наглядные и учебно-методические пособия
автомат АК – 74 (разборная модель) – 1
пневматические винтовки – 5 штук
модели противотанковых мин – 2
модели ручных гранат (РГО, Ф-1) – 2
противопехотная мина – 1
Интернет-ресурсы
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
| |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
План развития кабинета ОБЖ в 2017г.:
Косметический ремонт кабинета (окраска стен).
Приобретение наглядных и учебно-методических пособий:
стационарные стенды: «Структура Вооруженных сил РФ», «Воинские звания и знаки различия», «Строевая подготовка».
брошюры: «Боевые традиции вооруженных сил», «Символы воинской части», «Огневая подготовка», «Самоспасение без снаряжения», «Школа выживания. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях».
плакаты: «Компьютер и безопасность».
таблицы демонстрационные: «Здоровый образ жизни», «Гигиена», «Основы воинской службы».
электрифицированный стенд-тренажер: «Травматизм и меры оказания первой помощи».
Обеспеченность обучающихся и постоянного состава школы простейшими средствами защиты органов дыхания (ВМП), изготовленными собственными силами, проведение практических занятий с обучающимися по разделам курса ОБЖ: «Безопасность и защита в ЧС», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Школа имеет: противогазов фильтрующих (ГП-5) 80 шт. детских противогазов ПДФ-Ш, ПДФ-2Ш 4 шт. респираторов 50 шт. ватно-марлевых повязок 320 шт. приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля: ВПРХ с индикаторными трубками – 1 шт., дозиметр ИД-1 – 1 шт., ГП-7 – 4 шт., индикатор радиоактивности «НЕЙВА ИР-004».
Начальные теоретические и практические знания по разделам курса ОБЖ: «Безопасность и защита в ЧС», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» обучающиеся получают:
В 7 классе:
1 модуль: «Основы безопасности общества и государства(28 часов)
Раздел1: Основы комплексной безопасности (16 часов)
Раздел2: Защита населения РФ от ЧС . (8 часов)
Раздел3: Основы противодействию терроризму (8 часов)
2 модуль: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10часов)
Раздел 4: Основы здорового образа жизни (3 часа)
Раздел 5: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4часа)
ИТОГО: 1 час в неделю, всего 35 часов
В 8 классе:
1 модуль: Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 часов)
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
2 модуль: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 часов)
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)
ИТОГО: 1час в неделю, всего 35 часов.
В 9 классе:
1 модуль: Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч)
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС (7ч)
Раздел 3 Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)
2 модуль: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч)
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)
ИТОГО: 1 час в неделю, 35 часов.
в 10 классе – «ГО – составная часть обороноспособности страны» (7 часов).
Практические занятия с обучающимися по разделам курса ОБЖ: «Безопасность и защита в ЧС», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Перечень практических занятий согласно учебному плану предмета ОБЖ:
Тема «Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности государства». Цель работы: Научиться различать индивидуальные средства защиты по их применению. Приобрести практические навыки использования средств индивидуальной защиты. Перечень используемого оборудования: Противогаз общевойсковой и гражданский ГП – 5.
Раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания». Тема «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера». Цель работы: Научиться правильно, действовать в различных ситуациях криминогенного характера. Перечень используемого материала: Плакаты.
Раздел « Безопасность и защита человека в среде обитания». Тема «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера». Цель работы: Научиться правильно, действовать в различных ЧС. Перечень используемого материала: плакаты, схемы, таблицы.
Раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания». Тема «Законодательные и нормативные правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства». Цель работы: Знать нормативные документы регламентирующие безопасность РФ и применение их в практических действиях. Перечень используемого материалы: Сборник законодательных и нормативных актов РФ в области безопасности личности, общества и государства.
Раздел «Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности государства». Тема: « Современные средства поражения и их поражающие факторы». Цель работы: Закрепить теоретические знания в практической деятельности. Перечень используемого материала: Плакаты.
Раздел «Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи». Тема «Правила наложения стерильных повязок». Цель работы: Освоить правила наложения стерильных повязок. Научиться накладывать стерильные повязки при различных видах ранений. Перечень используемого оборудования: Раздаточные таблицы «Виды ран», стерильные повязки, бинты.
Раздел «Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи». Тема «Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца». Цель работы: Изучить способы проведения искусственного дыхания и непрямого дыхания сердца. Научится методике проведения, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Правильно определять точку надавливания на сердечную мышцу. Перечень используемого оборудования: Раздаточный материал, тренажер для отработки реанимационных действий, кинофильм «Реанимация».
Раздел «Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи». Тема «Изготовление ватно-марлевых повязок». Цель работы: Знать основные приемы по использованию ватно-марлевой повязки. Научиться делать ватно-марлевые повязки. Перечень используемого оборудования: Вата, марля, ножницы.
Проведение учебных тренировок с обучающимися, в том числе 9-10 классов по отработке действий в условиях террористического акта.
Учебные тренировки с обучающимися 1-4х, 5-11х классов по отработке действий в условиях террористического акта проводятся ежегодно в соответствии с Планом ГО и ЧС школы во 2 полугодии, в апреле.
Учебные тренировки с обучающимися 10-11х классов по отработке действий в условиях террористического акта проводятся дополнительно на уроках ОБЖ согласно тематическому плану.
Описание работы по подготовке учащихся-юношей к военной службе в школе, а также совместная работа с военным комиссариатом, представителями военных училищ и воинскими частями в этом направлении.
Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач гражданско-патриотической работы школы.
Основной целью изучения данного раздела является формирование у учащихся внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, возрождение престижа военной службы и гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1) Формировать у юношей морально-психологические и физические качества, необходимые для прохождения военной службы.
2) Развивать способность осознанно определить свое отношение к военной службе и военным профессиям.
3) Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, основными задачами Вооруженных Сил, предназначением видов и родов войск, а также способствовать уяснению роли воинской службы в гражданском, нравственном и физическом становлении личности.
4) Обеспечить учащихся правовыми знаниями о военной службе, их правах и обязанностях как будущих воинов, об ответственности за нарушение воинских законов, что способствует быстрой адаптации к условиям военной среды.
5) Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, войскового товарищества, ответственности за выполнение конституционного долга по защите Отечества.
К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относятся:
гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах Конституции РФ, воинских уставах;
воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
профессионализм - степень овладения, военных специальностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.
Основные направления деятельности:
№ | Направление деятельности | Категория обучающихся | Ответственные |
1 | Анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения, наличия военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной службе); | 9-11 классы | школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, совместно с представителями военкомата |
2 | Формирование психологической готовности к военной службе; | 5-11 классы | школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель |
3 | Формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военной деятельности (решается посредством военно-патриотического воспитания и социального просвещения); | 5-11 классы | школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, социальный педагог |
4 | Информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и гражданскими специальностями; | 8-11 классы | учитель ОБЖ |
5 | Помощь в профессиональном определении (формирование психологической готовности к военной службе по призыву, поступлению в военные учебные заведения, занятие военно-прикладными видами спорта); | 9-11 классы | классный руководитель, учитель ОБЖ, представители военных училищ |
6 | Определение способов преодоления препятствий, осложняющих формирование позитивного мировоззрения относительно военно-профессиональной деятельности (психологическая диагностика, профессиональное консультирование, информирование и пропаганда); | 9-11 классы | школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, представители военкомата |
7 | Помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной цели (оказывается через взаимодействие с районным военным комиссариатом). | 10-11 классы | школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, представители военкомата |
Получение начальных знаний об основах военного дела на уроках, при изучении учебных предметов:
Начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности, учащиеся получают на уроках ОБЖ:
в 10 классе – «ВС РФ – защитники нашего Отечества» (6 часов), «Боевые традиции ВС России» (3 часа), «Символы воинской чести» (3 часа);
в 11 классе: «Воинская обязанность» (10 часов), «Особенности воинской службы» (8 часов), «Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил» (4 часа), «ВУЗы Вооруженных сил» (2 часа).
В соответствии с разрабатываемым тематическим планом изучения раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» раскрываются следующие темы: «Организационная структура вооруженных Сил», «Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение», «Воинская обязанность и воинский учет», «Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе», «Прохождение военной службы по призыву и по контракту, альтернативная служба». «Как стать офицером Российской Армии».
При проведении занятий по указанным темам учитель ОБЖ обращает внимание учащихся на многообразие военных профессий, проводит аналогии между военными и гражданскими специальностями.
В соответствии с учебным планом школы учителя по предметам также включают в темы уроков материал, способствующий подготовке обучающихся к военной службе.
Организация совместной работы с военными комиссариатами воинскими частями по подготовке учащихся-юношей к военной службе.
Преподаватель-организатор ОБЖ согласно своим должностным обязанностям:
своевременно составляет и передает в военный комиссариат списки учащихся-юношей (разных возрастных групп) для первоначальной постановки на воинский учет;
сопровождает учащихся в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
изучает, анализирует данные о физической подготовке юношей-призывников и передает в военкомат (по необходимости);
организует прохождение призывниками медкомиссии.
Организация учебных сборов с обучающимися 10 классов:
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в качестве обязательной подготовки к военной службе в разделе программы «Основы военной службы» предусматривается в течение последнего года обучения в образовательной организации проведение с обучающимися учебных сборов.
Учебные пятидневные сборы с обучающимися 10-х классов проводятся согласно:
ФЗ «О воинской обязанности» от 28. 03. 1998 г. №53-ФЗ;
Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
Писем Министерства образования РФ «О порядке проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) и общего образования по курсу ОБЖ».
Целями сборов являются:
- подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества;
- закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе (гимназиях), приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;
- воспитание у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
Сборы проводятся на базе воинской части г. Переславля-Залесского (учебно-полевые военные сборы), а также в школе: в спортивном зале школы, на школьном стадионе, в кабинетах, оборудованных интерактивной техникой, в школьном подвале, оборудованном под тир (тренировки по стрельбам) согласно учебно-тематическому плану (См. приложение № 2).
Организация учебных сборов на базе школы:
Программа учебных сборов для юношей – десятиклассников рассчитана на 35 часов. В соответствии с учебным планом проведения учебных сборов с обучающимися занятия проводятся по:
1. Физической подготовке, в ходе которых обучающиеся изучают комплекс утренней гимнастики, физические качества, которые необходимо развивать военнослужащим, принципы развития физических качеств. Также, на занятиях физической подготовки обучающиеся развивают такие физические качества, как: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Занятия проходят на свежем воздухе, используется оборудование спортивных залов школы. В комплекс обязательных упражнений входят: бег, подтягивание, отжимание, приседания и др. Проводятся соревнования, как одиночные, так и командные.
2. Строевой подготовке. На занятиях строевой подготовкой обучающиеся отрабатывают выполнение различных команд в строю: «на-лево», «на-право», «кругом», «в две шеренги становись», «в одну шеренгу становись», «на месте шагом марш», «вперед шагом марш», «песню запевай», а также походный шаг, парадный шаг. Обучающиеся изучают основы Строевого устава Вооруженных сил РФ: элементы строя, команды, подаваемые в строю и вне строя.
3. Тактической подготовке. В ходе проведения занятий по тактической подготовке обучающиеся изучают команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения, приемы и способы использования рельефа местности при поражении противником с воздуха, маскировки, в том числе и светомаскировки, способы отражения атаки нападения противника, способы и приемы атаки противника.
4. Огневой подготовке. Занятия по огневой подготовке проводятся в школьном подвале, оборудованном под тир. Обучающиеся знакомятся с устройством автомата Калашникова, с работой частей и механизмов автоматов, чисткой, смазкой и хранением автомата. Отрабатывают навыки сбора – разбора автомата Калашникова, стрельбы, ведения огня из автомата меры безопасности при стрельбе.
5. Медицинской подготовке. На занятиях обучающиеся изучают способы остановки различных видов кровотечения, а также комплекс мероприятий при проникающих и огнестрельных ранениях живота. Отрабатывают навыки оказания само- и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя. Отрабатываются навыки оказания реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца).
6. Радиационной, химической и биологической защите. На занятиях обучающиеся знакомятся с видами современного оружия массового поражения, находящемся на вооружении в ВС РФ, поражающими факторами от них, а также историей создания и развития химического и радиоактивного оружия. Также изучаются средства индивидуальной и коллективной защиты.
7. На экскурсии в воинской части обучающиеся получают возможность ознакомиться с размещением и бытом военнослужащих, распорядком дня; с опасными факторами военной службы и организацией обеспечения безопасных условий в повседневной деятельности, назначением и составом суточного наряда войсковой части, а также организацией караульной службы и обязанностями часового.
В ходе военных сборов учитель знакомит учащихся с практической деятельностью воинской части, жизнью и бытом военнослужащих. В период учебных сборов на базе воинской части осуществляется изучение таких тем: «Размещение и быт военнослужащих. Распорядок дня», «Организация внутренней и караульной службы. Внутренний наряд и караул. Обязанности часового», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка», «Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий военной техникой».
Приложение 1:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
основных мероприятий ГО и ЧС МОУ СШ № 6 г. Переславля-Залесского
№ п/п | Мероприятия | Сроки Проведения | Ответственные за выполнение |
1 | 2 | 3 | 4 |
ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГО И ЧС В ШКОЛЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ |
А. При аварии на радиационно опасном объекте (радиоактивном загрязнении): |
1. | Осуществить сбор руководящего и преподавательского состава, должностных лиц ГО и ЧС школы для доведения обстановки и постановки задач. | "Ч"+0,5 ч в нераб. Время | Директор - начальник ГО школы, звено связи и оповещения |
2. | Запретить выход из помещений (без крайней необходимости) учащихся и постоянного состава до получения указаний по режиму защиты. | "Ч"+0,5 ч | Начальник штаба ГО и ЧС, учителя, классные руководители |
3. | Загерметизировать окна и двери, отключить приточную вентиляцию. | "Ч"+1,5ч | Заместитель НТО по МТО. Помошник НШ, учителя, классные руководители |
4. | Выставить пост радиационного и химического наблюдения. | "Ч"+0,S ч | Помошник НШ ГО и ЧС школы, начальник поста РХК |
5 | Организовать изготовление учащимися ватно-марлевых повязок и накидок из плёночных материалов. | "Ч"+2 ч | Учителя, классные руководители |
6. | Раздать йодистый препарат постоянному составу. | "Ч"+2,5 ч | Заместитель НГО по МТО |
7. | Разместить учащихся младших классов в оборудованном подвальном помещении. | "Ч"+1,5ч | Заместитель НШ ГО и ЧС, учителя, классные руководители |
8. | Выполнить мероприятия по режиму защиты, который будет объявлен. | Согласно рекомендациям | НШ ГО и ЧС школы |
Б. При аварии на химически опасном объекте (химическом заражении) |
9. | Оповестить весь коллектив школы о химическом заражении путём передачи речевой информации. До получения указаний о выходе из района заражения: - собрать всех учащихся в здании школы. - Загерметизировать окна, двери. | "Ч"+0,3 | Директор - начальник ГО, штаб ГО и ЧС, учителя, классные руководители |
10. | Организовать пропитку ватно-марлевых повязок для постоянного состава и учащихся 2% -м раствором соды при хлоре и 5% -м раствором лимонной (борной) кислоты при аммиаке. Надевать по команде директора. | "Ч"+0,5 ч | Заместитель НГО по МТО, учителя, классные руководители |
11. | Организовать взаимодействие с управлением по делам ГО и ЧС города (района) и управлением образования по вопросам действий в случае заражения, а также с медицинскими учреждениями по организации медпомощи поражённым. | "Ч"+1ч | НШ ГО и ЧС |
12. | Выставить пост радиационного и химического наблюдения, привести в готовность спасательную группу и звено охраны общественного порядка. | " Ч"+1,5ч | Помошник НШ ГО и ЧС |
13. | Организовать вывод учащихся в безопасный район по указанию управления ГО и ЧС города и управления образования. | " Ч"+0,5ч | НГО, штаб по делам ГО и ЧС, учителя и классные руководители |
14. | Обеспечить оказание медицинской помощи пострадавшим при выходе из заражённого района. | " Ч"+0,5 ч | Помощник НШ ГО и ЧС, спасательная группа |
15. | Обеспечить организованное возвращение в школу. | После ликвидации очага заражения | НГО, штаб по делам ГО и ЧС, учителя, классные руководители учит.. классн. руководители |
В. При пожаре в школе или на объекте, находящемся по соседству |
16. | Вывести учащихся из здания в безопасное место. | "Ч"+0,3 ч | НГО, штаб по делам ГО и ЧС, учителя, классные руководители |
17. | Организовать работу противопожарного звена по наблюдению за пожарной обстановкой и ликвидацией отдельных загораний с помощью огнетушителей. | "Ч"+0,5 ч | Помощник НШ ГО и ЧС, командир противопожарного звена |
18. | Привести в готовность спасательную группу и санитарный пост для оказания помощи пострадавшим от угарного газа и ожогов. | "Ч"+0,5 ч | Заместитель НШ ГО и ЧС , командир спасательной группы |
19. | Проветрить учебные классы и возобновить учебный процесс. | После ликвидации пожара | НГО, учителя, классные руководители |
А. С введением первоочередных мероприятий ГО 1-й группы |
20. | Собрать руководящий состав, довести обстановку, поставить задачи. | "Ч"+0,5-2ч | НГО, звено связи и оповещения |
21. | Уточнить план гражданской обороны, расчёты по защите и порядок заполнения защитного сооружения (станции метрополитена). | "Ч"+2 ч | Штаб по делам ГО и ЧС |
22. | Развернуть пункт выдачи СИЗ. | "Ч"+10 ч | Заместитель НТО по МТО, командир спасательной группы |
23. | Укомплектовать формирования учителями и учащимися старших классов. | "Ч"+2 ч | Помощник НШ ГО и ЧС, командиры формирований |
24. | Провести подготовительные мероприятия по усилению охраны общественного порядка и противопожарной безопасности. | "Ч"+2 ч | Помощник НШ ГО и ЧС, командиры формирований ООП и противопожарной безопасности |
25. | Привести в готовность пункт управления ГО школы, проверить средства связи и оповещения. | "Ч"+3 ч | Заместитель НШ ГО и ЧС, командир звена связи и оповещения |
26. | Организовать круглосуточное дежурство педагогического состава на пункте управления (ПУ). | "Ч"+2 ч | НШ ГО и ЧС |
27. | Подготовить инструменты и материалы для строительства щелей во дворе (в школах, не имеющих закреплённых защитных сооружений). | "Ч"+2 ч | Заместитель НГО по МТО, командир спасательной группы |
28. | Проверить работоспособность приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля после их получения. | "Ч"+2 ч | НШ ГО и ЧС, начальник поста РХН |
29. | На уроках труда подготовить ватно-марлевые повязки и накидки из пленочных материалов. | В течение учебного процесса | Учителя, классные руководители |
Б. С введением первоочередных мероприятий ГО 2-й группы |
30. | Привести в готовность школьный радиоузел и другие средства связи и оповещения. | "Ч"+2 ч | Заместитель НШ ГО ЧС, командир звена связи и оповещения |
31. | Получить недостающие приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. | "Ч"+15ч | НШ ГО и ЧС |
32 | Проверить готовность убежища. Уточнить порядок размещения. | " Ч"+5 ч | Штаб по делам ГО и ЧС, командир звена по обслуживанию защитных сооружений |
33. | Уточнить порядок получения продовольствия, медикаментов и медицинского имущества для закладки в защитные сооружения. | " Ч"+3 ч | Заместитель НТО по МТО |
34. | Выставить пост радиационного и химического наблюдения. | " Ч"+2 ч | Помощник НШ ГО и ЧС, начальник ПРХН |
35. | Готовить к вывозу в загородную зону наглядные пособия и другое имущество школы. | "Ч"+10 ч | Заместитель НГО по МТО, учителя |
36. | Изготовить простейшие средства индивидуальной защиты на уроках труда (плёночные накидки, ватно-марлевые повязки). | В течение учебного процесса | Заместитель НГО по МТО, учителя, классные руководители |
37. | Уточнить в РЭУ порядок передачи помещения школы и остающегося имущества. | "Ч"+12 ч | Заместитель НГО по МТО |
В. С введением общей готовности ГО |
38. | Ввести в действие план ГО и установить круглосуточное дежурство. | "Ч"+0,5 ч | НГО, штаб ГО и ЧС |
39. | Подготовить под укрытие подвальную часть здания. | "Ч"+12ч | НШ ГО и ЧС, командир спасательной группы |
40. | Оборудовать во дворе место (защитное сооружение) для поста радиационного и химического наблюдения. | "Ч"+12ч | НШ ГО и ЧС, начальник ПРХН |
41. | Доукомплектовать формирования ГО и оснастить имеющимися средствами защиты. | " Ч"+2 ч | Помощник НШ ГО и ЧС, заместитель НГО по МТО |
42. | Уточнить расчёты на проведение эвакомероприятий сотрудников и членов их семей. | " Ч"+б ч | Заместитель НГО по эвакуации, штаб по делам ГО и ЧС |
43. | Провести противопожарные и светомаскировочные мероприятия. | " Ч"+4 ч | НШ ГО и ЧС. заместитель. НГО по МТО, учителя, классные руководители |
44. | Подготовить к вывозу в загородную зону наглядные пособия и другое имущество по указанию управления образования города. | "Ч"+6 ч | Заместитель НГО по МТО, учителя |
С получением распоряжения на проведение эвакомероприятий |
45. | Объявить сбор учителей и остальных работников, поставить задачи на эвакуацию. | " Ч"+2 ч | НГО, штаб по делам ГО и ЧС |
46. | Прекратить занятия, всех учащихся отпустить домой. | " Ч"+3 ч | НГО |
47. | Решить вопросы с транспортом для вывоза в загородную зону наглядных пособий и другого имущества. Укомплектовать погрузочную команду. | "Ч"+4 ч | Заместитель НШ ГО и ЧС |
48. | Организовать передачу здания под охрану РЭУ и милиции. | " Ч"+12ч | Заместитель НГО по МТО |
49. | Развернуть работу эвакогруппы. организовать и поддерживать взаимодействие с районной эвакокомиссией. | " Ч"+6 ч | Заместитель НГО по эвакуации |
50. | С прибытием в безопасную зону рента вопросы трудоустройства и материально-технического обеспечения эвакуированных. | "Ч"+72ч | НТО |
ПРИ ВНЕЗАПНОМ НАПАДЕНИИ ПРОТИВНИКА |
А. По сообщению о "воздушной опасности" |
51. | Довести сигнал до всего личного состава школы. | "Ч"+3-5 мин | Командир звена оповещения, помощник НШ ГО и ЧС |
52. | Отключить источники электроэнергия, тепла в газоснабжения. | "Ч"+ 3 мин | Заместитель НГО по МТО |
53. | Выдать средства индивидуальной защиты (по возможности). | Ч"+15 мин | Зам. НТО по МТО |
54. | Укрыть школьников и постоянный состав в защитном сооружении, закреплённом за школой. | "Ч"+15мин | Штаб по делам ГО и ЧС, учителя, классные руководители |
55. | Обеспечить соблюдение порядка в защитном сооружении. | Весь период | Учителя, классные руководители |
Б. После нападения противника |
56. | Восстановить нарушенные управления, связь и оповещение. | До окончания восстановления ''Ч''+1,5 ч | Помощник НШ ГО и ЧС |
57. | Приступить к выполнению режима радиационной защиты (если он был введён управлением по делам ГО и ЧС города). | "Ч"+1,5 ч | Штаб по делам ГО и ЧС |
58. | Организовать дозиметрический и химический контроль. | Весь период | Помощник НШ ГО и ЧС, начальник ПРХН |
59. | Организовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы. | "Ч"+2 ч | Заместитель НШ ГО и ЧС, командир спасательной группы |
60. | Оказать первую медицинскую помощь поражённым. | "Ч"+1 ч | НШ ГО и ЧС, спасательная группа, санитраный пост |
| | | | |
Приложение 2:
Учебно-тематический план
проведения учебных сборов с учащимися-юношами МОУ СОШ № 6
Наименование тем | Содержание занятия | Кол-во часов | Место проведения | Вид занятий | Руководитель занятия | Материальное обеспечение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
14 мая |
Основы подготовки к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках | Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов со всеми участниками | 1 ч. | В кабинете ОБЖ | Рассказ, объяснение | Преподаватель организатор ОБЖ Зуев А.Ф. | Плакаты, уч. литература, раздаточный материал |
Размещение и быт военнослужащих .Основы безопасности военной службы | Размещение военнослужа- щих. Распорядок дня. Довести до обучаемых опасные факторы военной службы, обеспечение безопасных условий в повседневной деятельнос- ти | 2 ч. | В кабинете ОБЖ | Рассказ, практическое занятие | Преподаватель- организатор ОБЖ Зуев А.Ф. | Уставы ВС РФ, раздаточный материал |
Организация карауль- ной службы. Обязанности часового | Организация караульной службы | 1 ч. | В кабинете ОБЖ | Рассказ, практическое занятие | Преподаватель организатор ОБЖ Зуев А.Ф. | Уставы ВС РФ, раздаточный материал |
Стрелковая подготовка | Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата. Сборка, разборка автомата | 2 ч. | Кабинет ОБЖ | Рассказ. Практическое занятие | Преподаватель организатор ОБЖ Зуев А.Ф. | Макет АКМ, схемы, пла- каты |
Медицинская подготовка | Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах. | 1 ч. | Кабинет ОБЖ | Практическое занятие | Учитель биологии Сергеичева Г.А., преподаватель организатор ОБЖ Зуев А.Ф. | Материалы для наложе- ния повязки, перевязочный материал |