СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку(из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учитель рассказывает, как организует работу по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку(из опыта работы)»

Организация работы по подготовке обучающихся

к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленно обобщить, повторить материал, изученный в 5–9-х классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы, знать требования к сочинению и т.д. 

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Мы купили сборник «ЕГЭ по русскому языку 30 вариантов» (Егораева, Васильева).

Особо остановлюсь на следующем - обучающем- этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.

- Фонетика. Графика. Орфоэпия.

- Лексика. Фразеология.

- Морфемика. Фразеология.

- Морфология и культура речи.

- Синтаксис и культура речи.

- Орфография и пунктуация.

-Работа с частью С (написание сочинения).

Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры.


Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах различных лингвистических разминок (орфографических, пунктуационных, лексических, орфоэпических),содержащих задания ЕГЭ. Использую разные источники: демонстрационные тесты Минобразования РФ, методические пособия Волковой О.В., Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., С.В.Драбкиной, Д.И.Субботина.

Для повторения, закрепления использую ИКТ: видео-уроки, презентации и онлайн-тесты.


Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков (консультации).

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов.

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть С – написание сочинения-рассуждения. Особое внимание уделяю этой работе. Сочинение как творческая работа под силу единицам, сочинению же как связному высказыванию научить можно. 

С среднего класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. 


К счастью, в 11 классе уделен час элективного курса по русскому языку, который я посвятила теме « Сочинение- рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности». Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (части С) по русскому языку в 11 классе. 


В рабочих тетрадях мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов.
При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических. 


Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,

затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:

- вступление,

- формулирование проблемы,

- комментарий к проблеме,

- позиция автора текста,

- позиция автора сочинения,

- первое доказательство своей позиции (из литературы),

- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),

- вывод.

Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.

Использую готовые памятки- схемы в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. 

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен; если повезет, единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.


Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов, работа над ошибками.

В заключение хочу добавить, что успех сдачи выпускного экзамена во многом зависит от постоянной работы учителя над качеством обучения учащихся.