Организация работы пришкольного лагеря детей с ОВЗ
(из опыта работы МОУ «СОШ №9» г. Воскресенск)
Москотельникова Н.В.
заместитель директора по УВР
В МОУ «СОШ №9» 29 классов, где обучается 403 учащихся, из них 192 – это дети с ограниченными возможностями здоровья, 10 человек дети-инвалиды. Социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
С 2010 года школа сотрудничает с Государственным социально-гуманитарным университетом (бывший Коломенский педагогический институт) по направлениям:
1) научное сопровождение экспериментальной работы по теме «Технология социальной адаптации детей в классах коррекции»;
2) преподавание в профильных социально-педагогических классах школы.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
С 2014 год в школе реализуется Государственная программа «Доступная среда». В рамках данной программы было получено оборудование:
Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушением речи, ОПА (ДЦП), слабовидящих и слабослышащих,
Комплект оборудования для кабинетов психолога и психомоторной коррекции,
Комплект оборудования для сенсорной комнаты,
Комплект индивидуальной учебной мебели.
В нашей школе уже смонтированы кнопка вызова для подачи подъёмника, пути движения внутри здания, подъёмник для передвижения по лестницам, санитарно-гигиенические помещения, модернизированы медицинский блок и логопедический кабинет.
Комплексная социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья продолжается и по окончании учебного года в пришкольном летнем оздоровительном лагере «Звёздный». Лагерь дает возможность раскрыться детям разного возраста, пола и уровня развития, а так же является пространством для оздоровления, развития художественного и социального творчества.
Одной из задач лагеря является содействие психологической реабилитации, социализации и интеграции детей с ОВЗ. Программа лагеря даёт возможность разностороннего реабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями, которое складывается из следующих составляющих:
– оздоровление: (игротерапия, арттерапия, режим, питание, витаминизация, мероприятия на свежем воздухе, уроки «БОС - Здоровье»);
– социально-коммуникативная реабилитация: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп; изменение социальной роли);
– социально - средовая реабилитация: (овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания);
– социально - психологическая реабилитация: (социальная активизация в процессе занятий: наблюдение за успехами других детей с ограниченными возможностями, трансформация мировоззрения (изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений), повышение собственной самооценки);
– социально - культурная реабилитация: (концерты, конкурсы, выствавки).
Дети с ограниченными возможностями здоровья вовлекаются в коллектив, создается атмосфера эмоционального комфорта, формируются взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.
Пришкольный лагерь предусматривает отдых детей с ОВЗ детей классов норма. В кадровый состав работников лагеря входят воспитатели, музыкальный руководитель, организатор по спортивной работе, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования. Кроме педагогов в работе лагеря принимают участие ученики 10-го социально-педагогического класса. Из их числа формируется отряд волонтёров, который выполняет функции тьюторов для детей с ОВЗ: сопровождают ребят на занятия в кружки, в столовую, помогают подготовиться к участию в творческих мероприятиях. Данная работа организуется в рамках курса «Социальный практикум».
Форма организации деятельности построена в виде игры «Большое космическое путешествие», где каждый отряд – это «космический корабль». Каждый день ребята отправляются в путешествие на новую планету: планета Встреч, планета Добра, планета Экологов, планета Сказок, планета Спорта, планета Рекордов, планета Героев и другие. (Слайд 17) При этом ребята могут самостоятельно строить маршрут своего путешествия, решая в каких делах принять участие. На линейке при подведении итогов дня ребёнок получает звезду в соответствии со своими достижениями. В конце смены все полученные звёзды учитываются при награждении детей по номинациям в различной деятельности.
Потенциал пришкольного оздоровительного лагеря способствует раскрытию разнообразных возможностей детей. Это кружки: ИЗОстудия «Радуга», «Мелкая пластика», «Праздничный калейдоскоп», «Футбол», «Шашки». Каждый выбирает занятие по своим возможностям и интересам.
В процессе психологической реабилитации активно используются возможности сенсорной комнаты, которая состоит из множества различного рода стимуляторов, воздействующие на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Оборудование сенсорной комнаты включает в себя: ) сухой бассейн, сенсорные дорожки, сухой дождь, мягкие пазлы, столик для рисования песком, мягкие модули, панно «Рыбки», панно «звёздное небо», воздушно-пузырьковая колонна, игровой комплект «Пертра», набор психолога.
В 2012 году приобретено уникальное оборудование класс-комплект «Кабинет здоровья - БОС». В школе действует инновационная площадка «Сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе технологии биологической обратной связи».
Проводятся занятия «БОС-Здоровье». Они предназначены:
Для лечения дефектов речи,
Для выработки навыков, которые позволяют без труда контролировать своё психоэмоциональное состояние,
Для восстановления, сохранения и укрепления здоровья путём выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания (дыхания по методу А.А. Сметанкина).
Таким образом, организация работа пришкольного лагеря позволяет достигнуть ожидаемого результата:
- общее оздоровление детского коллектива;
- возможность детей особенно для детей с ОВЗ проявить самостоятельность, почувствовать и попробовать свои силы в преодолении межличностных проблем, избавиться от ненужных страхов или навязчивых идей;
- формирование и развитие толерантного восприятия, патриотических и культурно-нравственных качеств личности;
- формирование активной жизненной позиции детей и детей-инвалидов, через систему социального роста ребенка;
- развитие творческих и коммуникативных способностей;
- развитие волонтерства.