Организация работы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на 2016/2017 учебный год
В 2016/2017 школе обучается 11% (59 человек) детей со статусом «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий в школе для их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Самое главное, когда в школу приходит ребенок с ОВЗ, мы создаем общий настрой — одноклассников, учителей, администрации школы. К такому ребенку все относятся как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), такое отношение передается и одноклассникам ребенка. В школе сама ситуация постоянного контакта с учащимися несет в себе возможность прививать им необходимые навыки саморегуляции, самообладания, рациональных способов общения. Для этого для детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей разработана и реализуется программа коррекционной работы, которая выявляет и удовлетворяетособые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Через психолого-педагогические исследования специалистов служб сопровожденияна каждого ребенка с ОВЗ с учетом возрастных потребностей и выявленных отклонений в развитии, медицинских диагнозов, рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии составляется карта индивидуального образовательного маршрута (далее – ИКОМ). В такой карте всеми специалистами служб сопровождения и медицинскими работниками даются практические рекомендации педагогам по обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ, выбираются оптимальные методы и приемы по развитию коммуникативной компетенции. К таким методам относятся: метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения; метод коммуникативного тренинга, метод творческого поиска (проектная деятельность, КТД), приемы развития речевой и письменной коммуникации.
На школьном психолого-педагогическом консилиуме обсуждаются проблемы реализации индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута (ИКОМ), определяются пути решения, вносятся коррректировки.
Коррекционно-развивающая работа предусматривает индивидуальную и групповую форму работы с детьми ОВЗ с ЗПР. Для детей с ОВЗ, которые интегрированы в общеобразовательные классы, проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия 2 раза в неделю по 20 минут, направленные на коррекцию отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах ребенка, групповые занятия 1 раз в неделю по 40 минут.
Для успешного обучения и развития учащихся с ОВЗ реализуется программа коррекционной работы, которая предусматривает рациональное распределение нагрузок, объем заданий с учетом работоспособности и объема внимания ребенка, отслеживание психоэмоционального самочувствия ребенка в начале и в конце занятия.
Для профилактики астенических состояний и школьных стрессов дети посещают комнату психологической разгрузки, где применяются методы: музыкотерапии, свет терапии, ароматерапии, песочной арт-терапии.
В течение года сотрудничаем со специалистами «Центра социальной помощи семье и детям «Домашний очаг». По графику с детьми с ОВЗ проводятся лечебно-профилактические мероприятия: физиотерапия, фитотерапия, механический и ручной массаж.
Для детей с ОВЗ с девиантным поведением, состоящих на различных видах учета (6 учащихся) в нашей школе создана система работы по профилактике правонарушений и преступлений, по формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению и другим направлениям, которые отражены в индивидуальных программах реабилитации (ИПР), разрабатываемых службой сопровождения школы.
Программа предоставляет ребенку возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в коллективно-творческих делах, играх-викторинах, проектной деятельности, в соревнованиях, конкурсах и т.д.), почувствовать себя востребованным, дополнительно организуются занятия по физическому воспитанию. Каждый из таких детей во время перемен или на учебном занятии по желанию может посещать комнату эмоциональной разгрузки, тренажерный или спортивный зал. Это дает детям возможность уравновесить свой эмоциональный фон, получить помощь от педагогов при возникших проблемах.
Системная работа в данном направлении помогла стабилизировать эмоционально-волевую регуляцию детей с ОВЗ с девиантным поведением (по результатам диагностики наблюдается рост показателя благоприятного эмоционально-психологического комфорта с 38% до 96%), в результате чего 5 учащиеся (90%) были сняты с различных видов учета.
В перспективе развития системной работы в следующем учебном году мы планируем:
- активно вовлекать обучающихся с ОВЗ во внеурочную деятельность;
- организовывать индивидуальные (авторские) выставки достижений, работ детей с ОВЗ;
- повышение квалификации 100% педагогов школы по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ.