СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы с одаренными детьми                                                                                                                                                              

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми»

Одаренность бывает ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов: интеллектуальная творческая СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности: музыкальная артистическая математическая лингвистическая спортивная техническая и т.п.

Одаренность бывает

  • ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов:
  • интеллектуальная
  • творческая
  • СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности:
  • музыкальная
  • артистическая
  • математическая
  • лингвистическая
  • спортивная
  • техническая и т.п.
Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.  Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка.

Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей.

  • Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка.

Направления работы с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по интересам; Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; Развитие умений самостоятельно работать; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; Обучение творческим методам работы; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

Направления работы с одаренными детьми:

  • Вовлечение детей в деятельность по интересам;
  • Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
  • Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
  • Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
  • Развитие умений самостоятельно работать;
  • Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
  • Обучение творческим методам работы;
  • Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
  • Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
исследования Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются

исследования

  • Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА  Основная задача при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы своевременно оказывать грамотное педагогическое сопровождение, направленное на формирование и развитие в ребенке стремления к саморазвитию и самопознанию. Обучение детей ни в коей мере не должно сопровождаться простой передачей определенного объема знаний. Учителям необходимо создавать такие условия, в которых у обучающихся будет формироваться устойчивое стремление к получению и развитию индивидуальных знаний. В работе представлен опыт организации исследовательской деятельности одаренных школьников с применением концентрической технологии развития знаний.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Основная задача при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы своевременно оказывать грамотное педагогическое сопровождение, направленное на формирование и развитие в ребенке стремления к саморазвитию и самопознанию. Обучение детей ни в коей мере не должно сопровождаться простой передачей определенного объема знаний. Учителям необходимо создавать такие условия, в которых у обучающихся будет формироваться устойчивое стремление к получению и развитию индивидуальных знаний. В работе представлен опыт организации исследовательской деятельности одаренных школьников с применением концентрической технологии развития знаний.

Формы работы выделить несколько стратегий обучения одаренных детей Создание различных типов программ (обычные, с обогащением, специализированные). Использование четырех взаимосвязанных стратегий: - ускорение, дающих возможность детям с сильным опережением в интеллектуальном развитии обучаться по стандартным программам в темпе, соответствующим их индивидуальным возможностям; - обогащение, предусматривающее расширение и углубление содержания изучаемого материала; - группирование, которое предполагает объединение одаренных детей в группы по интересам для обучения по различным учебным планам и программам;

Формы работы

  • выделить несколько стратегий обучения одаренных детей
  • Создание различных типов программ (обычные, с обогащением, специализированные).
  • Использование четырех взаимосвязанных стратегий:
  • - ускорение, дающих возможность детям с сильным опережением в интеллектуальном развитии обучаться по стандартным программам в темпе, соответствующим их индивидуальным возможностям;
  • - обогащение, предусматривающее расширение и углубление содержания изучаемого материала;
  • - группирование, которое предполагает объединение одаренных детей в группы по интересам для обучения по различным учебным планам и программам;
Формы работы - углубление, предполагающее более глубокое изучение тем, дисциплин, или областей знаний учениками. Применение схемы «трехкольцевой модели одаренности» Рензулли, включающей в себя три основных компонента: высокий уровень интеллекта, креативность (творческие способности) и увлеченность задачей (усиленную мотивацию). В связи с этим обучающиеся не ограничиваются приобретением навыков интеллектуальной деятельности, но также имеют возможность вести самостоятельную исследовательскую работу, или работу в больших или малых группах по интересам.

Формы работы

  • - углубление, предполагающее более глубокое изучение тем, дисциплин, или областей знаний учениками.
  • Применение схемы «трехкольцевой модели одаренности» Рензулли, включающей в себя три основных компонента: высокий уровень интеллекта, креативность (творческие способности) и увлеченность задачей (усиленную мотивацию). В связи с этим обучающиеся не ограничиваются приобретением навыков интеллектуальной деятельности, но также имеют возможность вести самостоятельную исследовательскую работу, или работу в больших или малых группах по интересам.
Одаренные дети  Опыт работы с одаренными детьми показывает, что главной задачей учителя является создание условий, в которых одаренный ребенок сможет развиваться сам, то есть оказывать ему всестороннюю педагогическую поддержку в деле изучения и развития его потенциальных возможностей. Так как одаренные дети отличаются творческим потенциалом, любознательностью и большой трудоспособностью, то им необходимо предоставлять возможность быть субъектами своей деятельности, в результате которой они имеют возможность накапливать свой индивидуальный познавательный опыт.

Одаренные дети

  • Опыт работы с одаренными детьми показывает, что главной задачей учителя является создание условий, в которых одаренный ребенок сможет развиваться сам, то есть оказывать ему всестороннюю педагогическую поддержку в деле изучения и развития его потенциальных возможностей. Так как одаренные дети отличаются творческим потенциалом, любознательностью и большой трудоспособностью, то им необходимо предоставлять возможность быть субъектами своей деятельности, в результате которой они имеют возможность накапливать свой индивидуальный познавательный опыт.
КОНТРАЗ

КОНТРАЗ

КОНТРАЗ

КОНТРАЗ

КОНТРАЗ

  • Комментарии:
  • 1. Первая схема показывает взаимосвязь и надстройку знаний, умений и навыков обучающихся, согласно требованиям, предъявляемым к Государственному стандарту образования.
  • 2. Вторая схема направлена на расширение знаний, умений и навыков, а также развитие способов умственной деятельности, которыми могут овладеть учащиеся, согласно их интересам, способностям, трудолюбию и творческому потенциалу.
  • 3. Размер шрифта показывает, что далеко не каждый обучающийся, двигаясь по дороге расширения своих знаний, достигнет максимального их развития.
  • 4. Задача учителя заключается в том, чтобы нацелить каждого ребенка на достижение, во-первых, обязательного и, во-вторых, нужного ему уровня развития своей интеллектуальной сферы.
  • Учитель, опираясь на те знания, которыми обладают дети, строит новые. Отправной точкой для «надстройки» знаний являются задания, побуждающие детей к активной познавательной деятельности (интересные задачи, викторины, проблемные, интегрированные или занимательные вопросы и т.д., - то есть такие задания, которые способны заинтересовать максимальное количество участников образовательного процесса). Школьник должен сделать для себя вывод «Стоит знать».
КОНТРАЗ  После этого начинается следующий этап: самообразование «Сам узнаю», если же школьнику требуется помощь, или появляется желание проверить или блеснуть своими новыми познаниями, то он отправляется в соответствующую исследовательскую мастерскую, где ему «Помогут узнать», или он сам поможет кому-то, а также развить его индивидуальные знания. После этого учащийся переходит на высший – творческий уровень «Создам», определяется с направлением, темой и становится на путь ученого – исследователя. Такое обучение представляет собой и процесс и развитие. А предложенная система работы дает позитивные результаты потому, что в основе ее лежит диалог, который реализуется на уроках в ходе эвристической беседы и углубление знаний за счет индивидуального или группового поиска решений на интересующие вопросы в процессе самостоятельной работы во внеурочное время.

КОНТРАЗ

  • После этого начинается следующий этап: самообразование «Сам узнаю», если же школьнику требуется помощь, или появляется желание проверить или блеснуть своими новыми познаниями, то он отправляется в соответствующую исследовательскую мастерскую, где ему «Помогут узнать», или он сам поможет кому-то, а также развить его индивидуальные знания. После этого учащийся переходит на высший – творческий уровень «Создам», определяется с направлением, темой и становится на путь ученого – исследователя. Такое обучение представляет собой и процесс и развитие. А предложенная система работы дает позитивные результаты потому, что в основе ее лежит диалог, который реализуется на уроках в ходе эвристической беседы и углубление знаний за счет индивидуального или группового поиска решений на интересующие вопросы в процессе самостоятельной работы во внеурочное время.

контраз

  • Урок химии в 8 классе. Тема урока «Растворы»
  • Повторение: ЗНАЮ (обучающиеся знают математические способы решения задач по теме «Смеси» и «Концентрация»).
  • Обучающий этап: НАДО ЗНАТЬ (разнообразие стандартных задач по теме «Растворы» и требования к их оформлению).
  • Расширяющий этап: ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ (значение растворов и их разнообразие).
  • Развивающий этап
  • СТОИТ ЗНАТЬ (разнообразие нестандартных задач по теме «Растворы») САМ УЗНАЮ (самостоятельный поиск решения) ПОМОГУТ УЗНАТЬ (представляется помощь в поиске решения задач в творческих мастерских – естественнонаучной и математической)
  • СТОИТ ЗНАТЬ (разнообразие нестандартных задач по теме «Растворы»)
  • САМ УЗНАЮ (самостоятельный поиск решения)
  • ПОМОГУТ УЗНАТЬ (представляется помощь в поиске решения задач в творческих мастерских – естественнонаучной и математической)
  • Творческий этап: СОЗДАМ (представляются или совместно разрабатываются оригинальные способы решения задач по теме «Растворы»)
  • Развивающий и творческий этапы разберем на примере задачи, решение которой находится за рамками школьной программы 8 класса.
  • Задача:
  • Определите массу медного купороса, необходимую для приготовления 45г 20% раствора сульфата меди.
  • Развивающий этап:
  • Учитель дает условие задачи, но не дает ее решения.
  • Учащиеся самостоятельно ищут решение задачи.
  • В исследовательской лаборатории учащимся предоставляется возможность не только показать найденное решение, но и приготовить раствор. Если никому из школьников не удалось найти решение, то учитель показывает направление поиска: дает подсказку: к решению этой задачи можно применить «Правило смешения» - математическая мастерская, или «Правило креста» - естественнонаучная. Получив подсказку, способный школьник может самостоятельно справиться с заданием (первый способ).
Первый способ:  M ( CuSO 4 *5 H 2 O ) = 250 г/моль  M ( CuSO 4) = 160 г/моль ω (вещества в кристаллогидрате) = 160/250 = 0,64 или 64%  64% 20  20% 45г  0% (вода) 44 45 : 64 = 0, 703125 0, 703125 * 20 = 14,0625 (г) медного купороса Второй способ решения был найден совместными усилиями в естественнонаучной мастерской. Второй способ: Массовая доля воды в медном купоросе составляет 36% или 0,36 Массовая доля сульфата меди составляет 64% или 0,64 m ( CuSO 4) = 45г * 0,2 = 9г. 9 г - 64% Хг - 36% m ( H 2 O ) = 5,0625 m (CuSO4 *5 H2O) = 9 + 5,0625 = 14,0625 ( г ) Третий способ решения был найден также в естественнонаучной мастерской с применением метода «Мозгового штурма». Кстати, стоит сказать, он оказался самым коротким. Третий способ: Массовая доля сульфата меди составляет 64% или 0,64 m ( CuSO 4) = 45г * 0,2 = 9г. 9 г - 64% Хг - 100% m ( CuSO 4 *5 H 2 O ) = 9 *100/64 = 14,0625 (г)
  • Первый способ:
  • M ( CuSO 4 *5 H 2 O ) = 250 г/моль
  • M ( CuSO 4) = 160 г/моль
  • ω (вещества в кристаллогидрате) = 160/250 = 0,64 или 64%
  • 64% 20
  • 20% 45г
  • 0% (вода) 44
  • 45 : 64 = 0, 703125
  • 0, 703125 * 20 = 14,0625 (г) медного купороса
  • Второй способ решения был найден совместными усилиями в естественнонаучной мастерской.
  • Второй способ:
  • Массовая доля воды в медном купоросе составляет 36% или 0,36
  • Массовая доля сульфата меди составляет 64% или 0,64
  • m ( CuSO 4) = 45г * 0,2 = 9г.
  • 9 г - 64%
  • Хг - 36%
  • m ( H 2 O ) = 5,0625
  • m (CuSO4 *5 H2O) = 9 + 5,0625 = 14,0625 ( г )
  • Третий способ решения был найден также в естественнонаучной мастерской с применением метода «Мозгового штурма». Кстати, стоит сказать, он оказался самым коротким.
  • Третий способ:
  • Массовая доля сульфата меди составляет 64% или 0,64
  • m ( CuSO 4) = 45г * 0,2 = 9г.
  • 9 г - 64%
  • Хг - 100%
  • m ( CuSO 4 *5 H 2 O ) = 9 *100/64 = 14,0625 (г)
Из какой белой краски можно получить красную? Как это сделать? Для изготовления клинков из сварочного булата арабы в 10 веке применяли довольно странную технологию: из прокованных железных криц делали опилки и подмешивали их в корм домашней птице, пропуская железо через пищеварительный тракт животных. Булат, полученный ковкой и сваркой такого порошка, обладал отличными свойствами. Каковы причины повышения его прочности, износоустойчивости и антикоррозийных свойств? Довольно давно сложился обычай: не есть рыбу и дичь при помощи ножа. На это имелись серьезные причины. Назовите эти причины. Насколько актуально это правило в настоящее время? За открытие какой кислоты Джозеф Пристли был удостоен золотой медали? Можно ли встретить в природе встретить «естественные заводы» по производству серной кислоты?
  • Из какой белой краски можно получить красную? Как это сделать?
  • Для изготовления клинков из сварочного булата арабы в 10 веке применяли довольно странную технологию: из прокованных железных криц делали опилки и подмешивали их в корм домашней птице, пропуская железо через пищеварительный тракт животных. Булат, полученный ковкой и сваркой такого порошка, обладал отличными свойствами. Каковы причины повышения его прочности, износоустойчивости и антикоррозийных свойств?
  • Довольно давно сложился обычай: не есть рыбу и дичь при помощи ножа. На это имелись серьезные причины. Назовите эти причины. Насколько актуально это правило в настоящее время?
  • За открытие какой кислоты Джозеф Пристли был удостоен золотой медали?
  • Можно ли встретить в природе встретить «естественные заводы» по производству серной кислоты?
Какие условия необходимы для прорастания семян? Прорастут ли семена в соленой воде, или в растворах тяжелых металлов? Как влияет сладкий раствор на прорастание семян? Как создать букет цветов маме на День рождения? Можно ли превратить листья растений в розы?
  • Какие условия необходимы для прорастания семян?
  • Прорастут ли семена в соленой воде, или в растворах тяжелых металлов?
  • Как влияет сладкий раствор на прорастание семян?
  • Как создать букет цветов маме на День рождения?
  • Можно ли превратить листья растений в розы?
Исследовательская лаборатория

Исследовательская лаборатория