СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с предметным портфолио по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Организация работы с предметным портфолио по русскому языку"- моя тема по самообразованию, работаю над ней 2 год. 

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с предметным портфолио по русскому языку»

С.В.Беляева,

МОУ «Лентьевская школа»



«Организация работы с предметным портфолио по русскому языку»



Обзор современной литературы, посвященной портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нем нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собрание работ.

Тема «портфолио» связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные типы потфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними. Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам и уровням обучения.

Мы будем говорить о предметном портфолио по русскому языку, с которым мы начали работать в 5 классе. Предметное портфолио служит и как инструмент самого обучения, и как способ развития оценочной и самооценочной деятельности учащихся.

Портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства.

Предметное портфолио по русскому языку - это:

- собрание работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения учащихся;

- форма целенаправленной систематизации и непрерывной самооценки, коррекции результатов и достижений, технологию саморазвития и самосовершенствования;

- средство для мотивации, стимулирования, презентации мониторинга, диагностики и оценки.

Основная роль учителя (при работе с портфолио)- создать условия для организации учебной деятельности на всех этапах урока через контрольно-оценочную самостоятельную деятельность учащихся, а не дать готовый образец для выполнения.

Цель учащегося: отслеживание своего личностного роста на основе листов самоконтроля, накопленных достижений и выполненных работ разных направлений и уровней в рамках учебной деятельности для объективного самооценивания, определения границ своих предметных «знаний-незнаний» и личностно-значимых для себя задач, построения индивидуальных траекторий движения в учебном материале.

Портфолио позволяет ученику показать то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, а также дает прекрасную возможность не столько для оценки его достижений, сколько для самооценки. Портфолио также позволяет взглянуть на ученика с разных сторон и способствует активной внеклассной деятельности.

На наш взгляд, основная цель введения портфолио - это формирование ключевых компетенций личности через рефлексию и анализ своей деятельности.



Данная тема выбрана мной, как тема по самообразованию. Я работаю над ней первый год. Почему выбрана именно эта тема? Во-первых, контрольно-оценочная самостоятельная деятельность учащихся –это сложная работа, но необходимо важная в условиях перехода на ФГОС ООО. Учить этому надо. Портфолио – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания и учения, новую культуру учения. Так понятая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения.

Важнейшей целью портфолио является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению, самостоятельности в организации процесса учения (т.е. движение в сторону самообучения) и участие в процессе оценивания качества результатов учения.

Портфолио не есть самоцель. Формирование портфолио должно иметь смысл в контексте учения. Поэтому исходный пункт работы с портфолио - это постановка вопроса, открытой, комплексной задачи, формулировка проблемы.

Модель (структура) предметного портфолио:


Разделы по каждой теме

Содержание разделов

1.

Карта знаний (маршрутный лист)

Карта по общей теме

2.

Мои открытия

-модели теоретических понятий;

- словесные определения;

- способ действия;

3.

Важные работы

-стартовая работа;

-к/р; творческие работы;

-проекты;

-карточка для одноклассника.

4.

Листы самоконтроля

-работы над ошибками;

-листы самоконтроля;

5.

Достижения

- результаты участия в предметных конкурсах;

- динамика результатов обучения (графики);

- отзывы (одноклассников, учителя, родителей).

6.

Диагностика

-диагностика сформированности компонентов учебной деятельности (учитель, обучающийся)

Работа над предметным портфолио должна быть систематическая.

О чем стоит подумать учителю, прежде чем приступать к работе над портфолио:

-Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все необходимо будет делать в спешке?

-Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной?

- Есть ли у меня возможность так распланировать свое время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио?

-Какие материалы из курса русского языка могут быть отобраны для портфолио?

-Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?

-Когда запланировать время для обратной связи, беседы и презентации портфолио?

-Через какую форму презентации можно представить свою работу? Может ли быть сделана выставка или устроены чтения и т.п.? Кого можно/следует пригласить (родителей, учителей, учащихся других классов)?

Кто работает с портфолио, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения – более зримыми.





Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Но вместе с тем портфолио дает новый толчок развитию проблемы оценки,

показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в

конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения. Мы убеждены, что портфолио со временем действительно станет формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов деятельности обучающихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!