«Организация работы с текстовой информацией на уроках».
( памятки).
28.03.2016.
Заседание РМО.
г. Оренбург.
Домашнее путешествие.
(учебная статья).
Пробовал ли ты, дорогой читатель, путешествовать, не выходя из дома?
Открой карту России, и ты увидишь, как много разных названий можно обнаружить на ней. Большим кружком обозначена столица нашей Родины – Москва. Другие города: Санкт – Петербург, Волгоград, Орёл, Тула – обозначены на географической карте маленькими кружочками.
Голубые линии – это реки: Волга, Ока, Обь, лена, Енисей… На карте России можно увидеть и моря: Белое, Чёрное, Каспийское, Азовское… Всех не перечислить – так велика и богата наша Родина!..
( Т. Мишакина).
Выполни задания:
Подчеркни в тексте, как на географической карте обозначают города.
О карте какого государства говорится в тексте: Германии, России, Японии, Китая?
Выпиши из текста названия городов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из текста недостающие названия и подбери к ним общее понятие.
Волга, __________________________________, Обь, ______________________________. ___________________________________, Енисей – это ___________________________________.
Выпиши из текста названия морей, омывающих Россию. Расположи их по алфавиту.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допиши предложение:
Велика и богата наша Родина - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Собака яростно лаяла.
Собака яростно лаяла… Прямо перед ней сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно?
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
(По В. Осеевой)
Выполни задания:
Подчеркни в тексте, почему мальчики не отогнали собаку?
Определи смысл слова «яростно»: сильно, громко, зло.
Подчеркни, какие пословицы и поговорки подходят по смыслу к рассказу.
Урок не пошёл впрок.
Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.
И собака помнит, кто бьёт её, кто кормит.
Сократи первое и второе предложение рассказа до двух главных слов ( кто? что делает?)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из текста восклицательные предложения. Какой знак стоит в конце?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Переделай повествовательное предложение в вопросительное.
Утром дети спешат в школу учиться.
Куда _____________________________________________________________ ?
Кто ______________________________________________________________?
Зачем ____________________________________________________________?
Памятка "Лексический разбор слова".
1). Каково лексическое значение слова в данном предложении? Используя Толковый словарь, определите все значения данного слова. Определите: является ли слово однозначным или многозначным.
2). В прямом или переносном значении употреблено слово?
3). Какие синонимы и антонимы имеет слово?
4). Какова стилистическая характеристика слова:
- разговорное; - книжное; - стилистически нейтральное.
Какие пометы в словаре указывают на особенности употребления этого слова?
5). Придумайте и запишите предложения, употребляя слово в разных лексических значениях Образец лексического разбора слова.
Л.В. Щерба - выдающийся русский языковед.
Слово языковед однозначное, так как имеет одно лексическое значение: ученый - специалист по языковедению. Слово языковед употреблено в прямом значении. Имеет синоним - лингвист, слово языковед стилистически нейтральное слово, его чаще всего употребляют в среде лингвистов. Слово лингвист - заимствованное. Слово сложное: оно образовано от слияния двух слов - язык и ведать, языковед имеет два корня - язык и -вед, соединены корни при помощи соединительной гласной -о-. Например, Языковеды обсуждают новые преобразования в области языкознания.
Сайты.
Для индивидуальной и групповой работы можно использовать следующие ресурсы сети Интернет.
http://vedi.aesc.msu.ru/russian/index.php- система дистанционного обучения «Веди»-русский язык. Пособие предназначено для проверки и совершенствования знаний в правописании. Оно рассчитано на тех, кто хотел бы выяснить степень своей подготовленности, а при необходимости - быстро и эффективно усовершенствовать свои знания грамотности и умение ориентироваться в словарных возможностях русского языка. Специальным образом подобранная система упражнений довольно обширна и охватывает все возможные случаи написания в русском языке. В процессе выполнения упражнений система подстроится под ученика и предложит ему индивидуальный курс, рассчитанный на его уровень и скорость обучения.
http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/- справочно –информационный портал Gramota.ru - русский язык для всех. Интерактивные диктанты, орфоэпические, орфографические и пунктуационные диктанты. Сначала предлагаются правила правописания или пунктуации, сформулированные специально для легкого запоминания, а затем интерактивные упражнения для закрепления с проверкой. На этом сайте представлен «Учебник ГРАМОТЫ» – это электронный репетитор по правописанию, в нём предлагаются правила правописания, сформулированные специально для лёгкого и быстрого запоминания, а также интерактивные упражнения для закрепления знаний. Каждый ребёнок может пройти тестирование по определённым темам.
http://school-box.ru/nachalnaya-shkola/knigi-uchebniki-posobiya/1457-razbor-slova-po-sostavu-fedorova-2015.html - образовательный портал-для обучения в школе учителям и ученикам, на котором бесплатно предлагается большой выбор учебных материалов, необходимых в образовательной деятельности по основным школьным дисциплинам, в том числе учебные пособия для учителя начальных классов, и красочные презентации для начальной школы. Особое внимание можно обратить на школьный словарь – Разбор слов по составу Федоровой Т.Л., пособие для начальной школы по русскому языку- сборник заданий «Тренировочные примеры по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 4 класс» Кузнецовой М.И.
http://схемо.рф/shemy/ruskii-jazyk-i-literatura/ruskii-jazyk-v-nachalnoi-shkole-v-tablicah-drofa-2008-g - на данном портале представлены схемы правил, разборов по русскому языку, доступные для скачивания.