СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной деятельности в процессе производственного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи:

– первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;  – вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной деятельности в процессе производственного обучения»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого мастера производственного обучения. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся.

Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи:

– первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; 
– вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. 

Но чаще всего обучающиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. И в этом случае мастер может выступать в качестве консультанта (тьютера). Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при самостоятельных действиях обучающихся, проявляются не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо обучающимся для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии мастера испытывают не только слабые ученики. Мастер действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность группы, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания обучающихся, их добровольность и самостоятельность.

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.  Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления самостоятельной работой обучающихся: 

1) дифференцированный подход к обучающимся с соблюдением посильности учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление мастера и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля мастера к самоконтролю.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют:

– принцип доступности и систематичности;
– связь теории с практикой;
– принцип постепенности в нарастании трудностей;
– принцип творческой активности;
– принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача мастера заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе обучающихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к мастеру. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

 В настоящее время особое значение приобретают формирование в единстве и взаимосвязи профессиональных умений и навыков и развитие личности будущего квалифицированного рабочего, т.е. политехнический кругозор, свободная ориентация в различных системах производства, профессиональная самостоятельность, умение рационально планировать и организовывать свой труд, осуществлять самоконтроль, изготовлять продукцию высокого качества и т.п.

        Процесс обучения – сложное структурное образование. Он состоит из целого ряда подсистем (целей, содержания, учебных пособий, средств, организационных форм, методов, а главное – деятельности мастера, учителя и обучающихся), находящихся в единстве, целостности всесторонней связи.

        Ещё совсем недавно и в практике подготовки квалифицированных рабочих, да и в методике производственного обучения признавалось достаточным обучение обучающихся лишь конкретным видам труда. В связи с этим отдельные элементы урока (групповой инструктаж, показ приёмов работы, упражнения,  самостоятельные работы и т.д.), звенья учебно-производственного процесса (объяснение приёмов, упражнения по усвоению системы знаний, их применение и др.) часто рассматривались не комплексно, не в логической взаимосвязи, а изолированно. Недостаточно уделялось внимания обучению  общетрудовым  умениям и навыкам ( планированию, организации труда, самоконтролю).

        Обучение надо рассматривать как своеобразный процесс познания обучающимися под руководством мастера предметов, явлений и процессов, как движение обучающихся от незнания к знанию, от менее полных знаний к более полным и точным. Такой подход к обучению позволяет более глубоко понять единство всех его сторон. Именно этому служит системный подход, который заключается в том, что изучаемые явления не изолируются друг от друга, а рассматривается во взаимодействии и связях друг с другом как нечто целое.

        При организации производственного обучения мы имеем дело с системой, состоящей их трёх основных компонентов: предмета труда, средств труда и субъекта обучающегося.

        Учебно-производственный процесс – это не просто результат сложения действий мастера и обучающихся, а сложный комплекс взаимосвязанных, объединённых общими целями усилий обучаемого и обучающего, направленных на расширение поставленных задач. Учебно-производственный процесс характеризуется комплексностью всех его составляющих, управляемостью, целенаправленностью и последовательность. Он состоит из относительно самостоятельных компонентов: системы занятий, системы знаний, умений и навыков, системы учебно-производственных работ, учебного материала (содержания), системы методов обучения и воспитания,  отдельно взятого урока, его элементов и др. В соответствии с принципами усвоения знаний, овладения профессиональными умениями  и навыками учебный материал и перечень учебно-производственных работ выступают перед обучающимися как дидактические задачи, требующие для своего решения воспроизводящих и творческих способов деятельности.

        Кроме того, у производственного обучения есть и внешняя система  - связи со средой и внешними объектами (общеобразовательными и общетехническими предметами, специальной технологией и др.), с организацией и способами производства определённой отрасли, наконец, с науками, составляющими её теоретические основы (профессиональная педагогика, психология трудового обучения, возрастная физиология и т.д.). Важнейший компонент этой высшей системы – содержание производственного обучения, которое может быть отнесено к категории системы, поскольку состоит из упорядоченного множества взаимосвязанных элементов: знаний, умений, навыков, объединённых общей целью обучения, будучи однако целостным единством, подлежащим изучению всеми обучающимися.

        Следовательно, учебно-производственный процесс можно рассматривать как систему дидактических задач: овладения операционными и комплексными способами работы, обработочными и аналитическими умениями и навыками, необходимыми квалифицированному рабочему. Главная дидактическая задача – это разработка системообразующей части каждого занятия, объединяющей и связывающей все компоненты процесса производственного обучения.

        Следующая задача – подбор учебного материала в разнообразных его формах (перечни учебных работ, учебные материалы), представляющего собой содержательную часть учебно-производственного процесса: методы процесса производственного обучения, взаимодействие мастера и обучающихся , учёт, контроль, регулирование и анализ результатов. Наиболее важны следующие пути совершенствования процесса производственного обучения:

 нтеграция дидактических задач, т.е. решение в процессе производственной деятельности обучающихся систем задач. Мастера учат на уроках не только обработочным умениям и навыкам, но и применению теоретических знаний на практике, рациональной организации рабочего места, планированию личного труда, контролю и самоконтролю, а также формируют оптимальный темп работы, воспитывают самостоятельность, профессиональную часть (привычку и потребность изготавливать изделия только высокого качества, с первого предъявления и т.д.).  Путь интеграции дидактических задач способствует интенсификации труда мастеров и обучающихся, отвечает требованиям системного подхода;

дифференциация – подача учебного материала на уроках для удобства усвоения отдельными порциями. В этих случаях инструктаж и показ приёмов работы также проводятся по частям. Такой подход к производственному обучению (использование на одном уроке различных видов учебных работ, последовательное их изучение) повышает работоспособность обучающихся и качество освоения умений и навыков. Однако чрезмерная регламентация действий сдерживает формирование самостоятельных действий обучающихся, поэтому она оправдана лишь на первом этапе обучения. По мере продвижения обучающихся, накопления или определённого фонда знаний и умений им следует предоставлять больше возможностей для проявления самостоятельности, творческого мышления;

усиление педагогической направленности производственной деятельности обучающихся в процессе обучения предполагает организацию производственного обучения на таких деталях, изделиях и заказах, изготовление которых на практических занятиях не только имеет экономическое значение, но и создаёт благоприятные возможности для формирования у обучающихся необходимых качеств современного рабочего. Это прежде всего ответственность за порученное дело, любознательность, творческое отношение к порученному делу, чувство взаимопомощи, любовь к своей профессии, высокое чувство принадлежности к рабочему классу и т.д.; повышение эффективности обучения обучающихся познавательной и практической самостоятельности может быть достигнуто только при правильной организации занятий. Большую роль в этом призваны сыграть разнообразные дидактические средства письменного инструктирования (учебные карты, карты самоконтроля и т.п.), проблемное обучение и т.п. для этого требуется обеспечить системный подход к формированию операционных умений и навыков выполнения тех или иных приёмов, действий, чтобы они были органически связаны друг с другом, чтобы одни упражнения создавали определённые условия для успешного выполнения последующих.

        Изучение и оценка производственного обучения и его составляющих помогут оценить полученные результаты,  способы работы обучающихся, определить достигнутый уровень их самостоятельности, позволяет раскрыть не только механизм обучения, но и проанализировать сам  процесс учения. Для правильного решения педагогических задач урока важно, чтобы успешно работала система «мастер – обучающиеся», существовала взаимная согласованность обучения и учения. Поэтому при  подготовке к занятию мастер определяет его цель, дидактические задачи, содержание, формы и методы обучения, организацию самостоятельной работы обучающихся. Таким образом, организация и обучение обучающихся самостоятельным работам органически связаны в целом с постановкой производственного обучения, его содержанием, методами, организационными формами.

        Воспитание активности и самостоятельности обучающихся в изучении основ наук, овладении профессией, современного квалифицированного рабочего является одной из важнейших задач.

        Развитие самостоятельности обучающихся продолжительное время рассматривалось односторонне. Уделялось большое внимание усвоению обучающимися той суммы знаний, которая определяется учебными программами, необходимыми для поступления в высшие учебные заведения. А задача развития самостоятельности, обучение приёмам и способам умственных работ отодвигались на задний план.

        Самостоятельная работа обучающихся это сложный комплекс взаимодействий мастера и обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Это, по существу, две системы: деятельность мастера производственного обучения,  его методы руководства; способы деятельности обучающихся по овладению навыками самостоятельной работы.

        Выполнение обучающимися самостоятельных работ непосредственно связано не только с деятельностью рук – физической нагрузкой, но и с умственной, аналитико-расчётной деятельностью. Причём деятельность мастера носит внешний характер (организационные и обучающие функции), а деятельность обучающихся – внутренний, т.е. скрытый, связанный с познавательными функциями (процессами мышления, памяти, внимания). Следует иметь в виду, что самостоятельный работы  предстают перед обучающимися как система познавательных и практических задач, которые они должны решить. Вместе с тем каждая из задач, является как бы звеном в познавательной деятельности обучающихся, и решив её они продвигаются в выполнении самостоятельной работы в целом. Отсюда следует, что самостоятельные работы обучающихся носят психолого-педагогический характер, а организация  и проведение их требуют особой подготовки мастера и обучающихся.

        Характерные особенности самостоятельных работ при производственном обучении как учебных заданий обучающихся.

        Самостоятельные работы должны:

  1. Содержать определённый комплекс новых заданий, умений и навыков, которые обучающиеся должны усвоить;

  2. Базироваться на педагогических принципах доступности, последовательности, идейной направленности и подбираться с учётом периодов обучения;

  3. Иметь определённую структуру в виде нескольких взаимосвязанных частей, программирующих умственные процессы и практическую деятельность обучающихся, включая организацию планирования и самоконтроля;

  4. Иметь конкретную цель, активизирующую познавательную деятельность обучающихся и способствующую возникновению у обучающихся акцептора  действий;

  5. Выполняться с применением практических действий, частично известных или совсем неизвестных обучающимся, которые им предстоит самостоятельно найти, правильно применить;

  6. Дать возможность мастеру или преподавателю получить информацию об умственных операциях обучающегося и качества выполняемой работы;

  7. Обеспечивается средствами самоконтроля, с тем, чтобы обучающийся перед сдачей их мастеру мог самостоятельно проверить правильность их выполнения;

  8. Представлять собой частичное или полное воспроизведение какого-либо метода;

  9. Опираться на определённый запас знаний, умений и навыков обучающихся.

Организация самостоятельных работ с учётом их особенностей позволит мастерам и преподавателям лучше использовать их эффективность целенаправленнее руководить обучением и воспитанием обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся представляет собой многообразные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, осуществляемой ими в учебных мастерских, во внеклассных занятиях и дома по заданиям, без непосредственного участия мастера, преподавателя. Выполнение этих заданий требует от обучающихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач. Познавательная активность зависит не от количества самостоятельных работ и времени на их выполнение, а от характера этой работы, от того, насколько она требует от обучающихся самостоятельности в суждениях и практических действиях. Она протекает по-разному, в зависимости от уровня её организации, характера мыслительных задач. Первый уровень познавательной активности  - решение упражнений с предварительным разбором их с мастером. Второй уровень- самостоятельное выполнение работ по инструкционным картам, образцам; третий уровень – выполнение работы по собственным планам, самостоятельно.

        Педагогическая эффективность самостоятельных работ  в немалой степени зависит от качества руководства со стороны мастера.

        Самостоятельность в воспроизводящей деятельности выступает как первичная форма. Уровень самостоятельности определяется не только типом решаемой задачи, но и её сложностью. Одна из наиболее простых форм творческой самостоятельности  - это деятельность с комбинированным ранее заданных по отдельности дидактических средств. Более высокий уровень самостоятельности проявляется тогда, когда обучающийся начинает перестраивать данный ему для изучения материал, например, составляет план, несколько отличных от изложения в стандартном пособии, в указаниях мастера, привлекает дополнительный материал, вносит новые приёмы работы.

        Ещё более высокий уровень творческой самостоятельности отличается тогда, когда обучающийся, решая поставленные перед ним задачи, без помощи мастера овладевает новыми для себя знаниями, вырабатывает новые умения, самостоятельно овладевает упражнением, способом изготовления продукции. Наиболее высокий уровень самостоятельности – это стремление к самостоятельной подготовке проблем и их решение. Овладение знаниями, умениями и навыками постепенно вырабатывает умение проводить сравнение, сопоставление, анализ. Важно подчеркнуть, что подлинная самостоятельность в обучении прежде всего является совокупностью этих приёмов, другими словами, - результатом развития мышления.

        Наиболее распространённые виды самостоятельной работы – работа с учебником, учебными пособиями или первоисточниками, самостоятельные наблюдения, опытническая работа, конструирование, моделирование, выполнение трудовых заданий. Перед началом работы обучающийся осмысливает её цель – представляет конечный результат, условия и способы выполнения. Для этого он должен уметь читать чертежи, технологическую документацию, принимать необходимые решения для преодоления производственных трудностей, рационально организовывать рабочее место, правильно подбирать материал, инструмент для предстоящей работы, планировать свой труд, осуществлять контроль и самоконтроль за правильностью его выполнения и проявлять самостоятельность в достижении поставленной цели. В ходе работы обучающийся контролирует приёмы и способы её выполнения, промежуточный результат, чтобы установить, правильно ли осуществляется обработка и есть ли отклонения от образца.

        Степень самостоятельности обучающихся в учении и мера руководства этой деятельностью, её регламентация со стороны мастера, поощрение и развитие инициативы обучающихся – задача непростая. Но её решить надо. Необходимо так организовывать процесс обучения, чтобы он протекал под непосредственным руководством мастера, но с полной мобилизацией возможностей и сил обучающихся.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!