3
Организация самостоятельной работы на уроках немецкого языка с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Урок немецкого языка
„Der Sommer, ade!“
(второй год обучения)
Учитель немецкого языка
ГОУ гимназии №11
Василеостровского района
Санкт -Петербурга
Макаренко Алла Петровна
Чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях часто ведёт к торможению в восприятии учащихся. Поэтому одна из основных задач учителя - воспитать определённую культуру самостоятельной работы. Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным.
Самостоятельная работа учащихся — это деятельность ребёнка, предполагающая его максимальную активность по отношению к предмету, в данном случае к немецкому языку, к осваиваемому материалу, что обеспечивает его прочное усвоение. Задача учителя — создать условия, при которых учащиеся «выходят навстречу знаниям», ибо получаемое в готовом виде часто скользит мимо их сознания и не оседает в памяти. Кроме того, самостоятельная работа имеет ещё одно достоинство: она носит индивидуализированный характер. Каждый учащийся использует источник информации, в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своём темпе, чтобы прийти к нужному результату. Это свойство самостоятельной работы придаёт ей гибкий характер, способствует повышению ответственности каждого ученика и, как следствие, улучшению его успеваемости.
Благодаря внедрению новых информационных технологий у учителей появилась возможность организовать самостоятельную работу учащихся на уроке. Для этого учителю необходимо научится самому готовить уроки с использованием ИКТ. Овладев этими знаниями и умениями, можно экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал, вынесенный в презентацию, можно использовать неоднократно (в отличие от наглядности на бумажных носителях) да и дорабатывать после проведенного урока, учитывая опыт проведенного занятия. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока.
Для внедрения вышесказанных технологий в учебный процесс мною были подготовлены повторительно-обобщающие уроки по немецкому языку для второго года обучения. Так как с 2005 года у нас появился новый учебник в преподавании немецкого языка „Alles klar“, то я столкнулась с проблемой, как организовать повторение пройденных тем, так чтобы было интересно моим ученикам и в то же время давало им возможность самостоятельно работать над закреплением грамматики и лексики. Учеников часто утомляет переписывание предложений и иногда это сводится к простой подстановке пропущенного слова в предложении, что экономит время, но не устраивает учителя, т.к. не способствует запоминанию изучаемой темы. Тесты и раздаточный материал рассчитан не на конкретный учебник, а являются универсальными пособиями для всех учебников. Это приводит к тому, что учителю приходится корректировать тесты и при этом теряется много времени.
Проанализировав все готовые тесты, имеющиеся в продаже, я пришла к выводу, что тесты проще подготовить на компьютере самостоятельно к упражнениям на закрепление темы и задействовать различные виды деятельности. Начало урока это обычно диалог учеников и учителя по картинке с использованием лексики урока.
Картинки подобраны так, чтобы максимально можно было использовать лексику полученную в этой теме. Поэтому ребятам предлагаются две картинки для описания – солнечный летний день и гроза. Работа с картинкой настраивает учащихся на урок и на общение.


Далее учащиеся постепенно переходят к самостоятельной работе. Учитель при этом координирует их действия, объясняет правила выполнения упражнения и следит за ходом этапов урока.
Учащиеся должны путем постановки флажков в квадратики выбрать те выражения, которые относятся к теме «Лето».
Ребятам предлагается вписать свои ассоциации в облачка, которые у них возникают с выражением «Услышать лето».
Таких ассоциативных схем может быть несколько, здесь приводится пример только одной.





В данной теме изучаются возвратные глаголы, поэтому, следующее упражнение направлено на закрепление грамматики. Здесь ученикам предлагается в квадратики вписать необходимое возвратное местоимение.

1
. Freust du auf die Winterferien
2
. Wir befinden jetzt bei ihrer Tante.
3. Ich ärgere über das schlechte Wetter.
4
. Anna interessiert für Sport.
5. Die Stadt befindet am Schwarzen Meer.
Упражнение на составление предложений – закрепление порядка слов в предложении. Из набора слов учащиеся должны правильно составить предложение и вписать его в предложенную рамочку.
1. Heute/unser/ist/Thema/der Winter.
Unser Tehma ist heute der Winter.
2. Wie/ beschreibt/den/ Herbst/Dichter/ein!
Beschreibt den Herbst wie ein Dichter!
3. Man/ kann/ Frühling/ den/ schmecken?
Kann man den Frühling schmecken?
4. Der/ auf/ Wiese/ man/ sieht/ bunte/ Blumen.
Auf der Wiese sieht man viele Blumen.
5. Schmetterlinge/ auf/ die/sitzt/ Blümchen/ dem.
Die Schmetterlinge sitzt auf dem Blümchen.
По ходу урока учитель может проверять задания, выполненные учениками, возвращать их к тому месту, где сделана ошибка или оставить проверку упражнений до окончания урока.
Компьютерный тест на контроль лексики и грамматики, который очень удобный в использовании. В тестовой оболочке набирается необходимое учителю количество вопросов и несколько вариантов ответа, один из которых правильный. Далее после загрузки теста, ученик вводит свою фамилию и класс и начинает выполнять тест. У каждого ученика на рабочем столе появляется свой вариант вопросов, компьютер сам перемешает последовательность вопросов и одновременно ни у одного ученика не будет одинаковых вопросов для ответа. После выполнения этого теста сам компьютер выставляет оценку ученику, и нет обид со стороны ученика на предвзятое к нему отношение учителя.
Учитель после прохождения теста учениками у себя на компьютере видит оценки, которые ученик изменить не может.
Примерный вариант теста:
1. Ich (einkaufen) Butter und Wurst.
a) Ich kaufe Butter und Wurst ein.
b) Ich einkaufe Butter und Wurst.
c) Ich kaufe ein Butter und Wurst.
d) Ich kaufen Butter und Wurst ein.
2. Peter (mitbringen) seinen kleinen Bruder.
a) Peter bringt seinen kleinen Bruder mit.
b) Peter mitbringt seinen kleinen Bruder.
c) Peter bringen seinen kleinen Bruder mit.
d) Peter bringt mit seinen kleinen Bruder.
3. Heute (aufstehen) du um 7 Uhr.
a) Heute stehst du um 7 Uhr auf.
b) Heute steht du um 7 Uhr auf.
c) Heute stehst du auf um 7 Uhr.
d) Heute aufstehst du um 7 Uhr.
4. Warum setzt du ... an diesen Tisch?
a) dich
b) mich
c) sich
d) uns
5. Wann trefft ihr …?
a) euch
b) sich
c) uns
d) mich
6. Mein Vater erholt ... im Sanatorium.
a) sich
b) eich
c) uns
d) dich
7. Глагол "passen" требует приставки:
a) auf
b) ab
c) ein
d) mit
8. Глагол "bereiten" требует приставки:
a) vor
b) mit
c) ab
d) auf
9. Глагол "laden" требует приставки:
a) ein
b) vor
c) weg
d) auf
10. Глагол "schreiben" требует приставки:
a) ab
b) weg
c) mit
d) ein
Обобщение лексического материала – кроссворд.
Кроссворд.
Waagerecht:
Was beendet am 31. Dezember?
Das ist ein … Papier. Auf dem Baum ist auch ein … .
D
ie Raupe (гусеница) wird der … .
Die Beere.
Die Lieblingsjahreszeit allen Kinder.
Warum braucht man die Kinderfrau?
Es donnert und es … .
Sie ist weiß und weich. Sie befindet im Himmel.
Dieser Mensch arbeitet wie eine … .
Das Unwetter.
Auf der Wiese singt eine … .
Die Wespe (оса) … weh tun.
Senkrecht:
Der Sommer, der Herbst, der Winter, der Frühling sind das … .
4. Die Kinder sammeln die Beere im … .
13. Zum Geburtstag … die Gäste.
| | | | | | | 1. | | | | | | | | | | | |
| | d | | | | 1. | J | a | h | r | | | | | | | | |
| | l | | 2. | B | l | a | t | t | | | | | | | | | |
| | a | | 3. | S | c | h | m | e | t | t | e | r | l | i | n | g | |
| 4. | W | a | l | d | e | r | d | b | e | e | r | e | 13 | | | | |
| | 5. | S | o | m | m | e | r | | | | | i | | | | | |
| 6. | a | u | f | p | a | s | s | e | n | | | n | | | | | |
| | 7. | b | l | i | t | z | t | | | | | l | | | | | |
| | 8. | W | o | l | k | e | | | | | | a | | | | | |
| | | | | 9. | B | i | e | n | e | | | d | | | | | |
| | 10. | G | e | w | i | t | t | e | r | | | e | | | | | |
| | | | | 11 | L | e | r | c | h | e | | n | | | | | |
12 | s | t | e | c | h | e | n | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Выставление оценок за работу на уроке – оценки могут быть выставлены за устную работу на уроке, за выполненные упражнения и третья оценка будет поставлена компьютером после прохождения теста. Среднее арифметическое трёх и будет окончательной оценкой. Каждый учитель может сам варьировать принцип выставления оценок в конце урока. Те задания, которые ученики выполняли в Power Point, сохраняются в папке под фамилией ученика на рабочем столе и позже проверяются учителем
Использование информационно-коммуникативных технологий
в преподавании истории:
Урок-исследование «Холодная война – кто виноват?»
Учитель: Макаренко А.П.
Интересными, на мой взгляд, являются уроки-презентации нового материала или уроки-исследования по определённой теме. Для работы на уроках я использую ИКТ в исследовании проблемных вопросов истории. В качестве примера можно привести исследование по теме ««Холодная» война – кто виноват?»
Цель исследования была – выявить истоки «холодной» войны.
Дидактические цели:
Сформировать умения самостоятельной работы с информацией.
Развивать умения работать в группах.
Сформировать умения намечать пути решения проблемы.
Методические цели:
Сформировать представления о развитии международных отношений после второй мировой войны.
Раскрыть проблемы «холодной войны» на примере Берлинского кризиса.
Научить представлять результаты труда с использованием ИКТ.
Задачи, которые решались, в ходе исследования:
Определить события, относящиеся к периоду «холодной воны»
Выявить политические причины противостояния двух систем
На примере одного из конфликтов показать истоки этого кризиса
Сделать вывод о значении этого события в мировой истории
Оценить способы разрешения конфликта
Этапы и сроки проведения исследования:
Формулирование тем исследований учащихся – 1урок, 20 мин.
Формирование групп для проведения исследований – 1 урок, 10 мин.
Выбор творческого названия проекта – 2 урок, 10 мин.
Обсуждение плана работы учащихся – 2 урок, 20 мин
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 3 урок, 10 мин.
Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 15 мин.
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 4, 5, 6 уроки.
Подготовка учащимися презентации по отчёту о проделанной работе – 7 урок, 15 мин.
Защита полученных результатов и выводов – 8 урок, 20 мин.
Как мы работали над темой?
Поиск информации в Интернет
Работа с исторической и политической литературой
Использование заметок из старых газет и журналов в библиотеке
Политические деятели о «холодной войне» в период 1946 – 1990 годы
Поиск фотографий
Обобщение полученной информации, вывод
Конфликты в истории «холодной войны»
Берлинская стена
События в Венгрии
Суэцкий кризис
Война в Корее
Война во Вьетнаме
Карибский кризис
Чехословакия 1968 год
В форме презентации был освещён вопрос о конфликтах «холодной» войны на примере Берлинского кризиса.
Причины возведения Берлинской стены.
Одной из основных целей советской дипломатии 40-60х годов была:
стабилизация ситуации в Европе;
решение немецкой проблемы – Берлинский кризис
международное признание ГДР

Значение берлинского вопроса на международной арене.
Военное противоборство
Экономическое противостояние
Социально-культурное различие
Борьба между двумя идеологиями (западной и восточной)
Падение Берлинской стены и влияние этого события на жизнь людей в Германии.
Командно-административная экономика,
тайная полиция,
всевластие партии,
жесткая цензура и изоляция от Запада стали причиной растущего отчуждения между населением и правящим аппаратом

Феномен Берлинской стены в человеческом измерении.

Выводы.
Конфликт был разрешён демократическим путём
Благодаря невмешательству СССР удалось избежать гражданской войны
Воссоединение германского народа и образование единого государства
Таким путем можно рассмотреть суть всех кризисов «холодной войны».
В результате такой работы, ученики обучаются работать в группе, грамотно вести обсуждение проблемы, приходить к общим выводам, что очень сплачивает коллектив и повышает интерес к исследовательской работе, в которой используются ресурсы Интернет, публикации в газетах и фотографии.
Чтобы заинтересовать остальных учеников некоторые группы могут подготовить электронную газету или буклет, используя программу Publisher.
В
заключении хочется сказать о том, что информационно-коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование ИКТ в учебном процессе способствует его интенсификации и индивидуализации, росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения знаниями, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.