Голова Людмила Дмитриевна,
заместитель директора по учебно-методической работе,
Каледина Алла Анатольевна,
заместитель директора по учебной работе,
Лосицкая Людмила Васильевна,
Заведующая заочным отделением, прподаватель
ГБОУ СПО «Волгоградский техникум энергетики и связи», г.Волгоград
организация самостоятельной работы студентов
в аспекте педагогического совета
Всякое настоящее образование добывается
только путем самообразования.
Рубакин Н. А.
Успешность реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) определяется рядом факторов. Один из них - повышение методической грамотности педагога путём включения его в систему коллективного взаимодействия в рамках образовательной организации. В совместном поиске, в процессе изучения и обмена опытом формируется системный подход к организации учебно-воспитательного процесса.
Согласно ФГОС эффективность реализации компетентностного подхода, качество формирования общих и професиональных компетенций обучающихся определяются использованием активных и интерактивных форм проведения занятий [1, с.30] в сочетании с внеаудиторной работой, что предполагает формирование системного подхода к проблеме организации самостоятельной работы студентов. Одним из путей решения поставленной задачи для нас явилось проведение тематического педагогического совета, соответствующего следующей структуре и содержанию:
Основной доклад - «Аналитические основы и пути реализации системного подхода к организации самостоятельной работы».
Содержание и организация самостоятельной работы – одно из ключевых направлений образовательного процесса [2, с.41]. Особенно остро этот вопрос обозначился в свете требований ФГОС. Пункт 7.1. ФГОС СПО обязывает ОУ обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения» [3, с.63].
На современном этапе задачей самостоятельной работы является формирование готовности студентов к управлению собственной познавательной деятельностью. Инновационные подходы преподавания предполагают побуждение к творчеству личности, ориентированной на самообразование и саморазвитие. Но нужно помнить, что самостоятельная работа только тогда даёт положительный результат, когда она должным образом организована [4, с.42].
В докладе раскрываются особенности, признаки самостоятельной работы.
Акцентируется внимание на разделении аудиторной (не регламентированную учебным планом) и внеаудиторной(регламентированную) самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов - вид учебной деятельности, который соответствует конкретной дидактической цели и задаче. По дидактической цели можно выделить четыре типа самостоятельных работ.
Формирование у студентов умений выявлять то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания.
Формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи.
Формирование у обучаемых знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации. В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.
К формам самостоятельной работы относятся: устная работа с источником, заучивание текста наизусть, решение задач, составление алгоритма решения задачи, сообщение, доклад в устной и письменной форме, сочинение, эссе, реферат, исследовательская работа, составление кроссворда, конспект, составление контрольных вопросов по конспекту, аннотация, написание плана, составление опорного конспекта, составление теста, заполнение таблицы, составление или изучение глоссария, понятийного словаря, написание отчета, составление схемы, проведение опросов, составление дерева понятий, целей, наблюдение за объектами, процессами, оформление газеты, презентация, компьютерное моделирование, изготовление макетов, изготовление учебных пособий, заполнение рабочих тетрадей, ведение дневников наблюдения, составление списка литературных, электронных источников, создание рекламных продуктов, инсценирование событий, процессов и мн.др.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер. При этом следует разработать критерии оценки выполненной работы.
Формой учета внеаудиторной работы студента может быть отметка с обязательным оценочным комментарием преподавателя или сумма баллов, набранных студентом в процессе выполнения заданий. Сумма баллов, набранных студентом, может накапливаться и влиять на оценку практического или теоретического занятия по дисциплине. Итог внеаудиторной самостоятельной работы студента подводится в виде оценки, которая может быть выставлена в журнал.
Успешность с/р обеспечивается двумя группами факторов: организационными и методическими. К организационным факторам отнесём бюджет времени, планирование, управление с/р, учебно-лабораторную базу. К методическим: задания, методические рекомендации по выполнению и оформлению результатов самообразования [4, с.42]. По каждой УД, МДК целесообразно разработать кейс-с/р, который может содержать в себе разделы: технологическая карта, перечень источников информации, методические рекомендации по самостоятельному изучению УД и МДК, практические задания, образцы решения задач, ситуаций, упражнений, Примерная тематика рефератов, планы деловых игр, семинарских занятий и др.
Содоклады: «Формирование электронных образовательных ресурсов как эффективная форма организации самостоятельной работы студентов»; «Разработка учебно-методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов».
Рефлексия.
В
качестве обобщения опыта в части используемых форм организации с/р коллегам предложено участие в деловой игре «Строим дом – нам жить в нём». На ватмане изображено задние, фундаментом которого обозначены аудиторные занятия, кирпичной кладкой – с/р, крышей ОК и ПК. Педагоги вписывают в «кирпичики» применяемые ими формы с/р и вклеивают их в основную часть «сооружения».
В дальнейшем полученный продукт может служить методическим пособием при методическом кабинете образовательной организации.
Проект решения
Утвердить рассмотренные рекомендации по составлению учебно-методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов.
По УД и МДК разработать кейсы самостоятельных работ в соответствии с рассмотренной структурой.
Разработать электронный контент по УД и МДК и разместить его в электронном каталоге библиотеки техникума.
Активизировать работу по использованию рассмотренных форм организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Литература:
Набатова, Л.Б. [Текст]: Основные факторы перехода на ФГОС в профессиональной школе / Методист, 4/2014. с.30 ([1]).
Дьякова, Т.М. [Текст]: Реализация требований ФГОС к организации самостоятельной работы обучающихся / Методист,2/2014. с.41 ([2], [4], [5]).
ФГОС СПО п.7.1([3]).