СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самоуправления в классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об опыте работы по организации самоуправления в классе. 

Работа ведётся поэтапно: дежурство , работа в паре, работа по группам, работа в коллективе класса.  Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.  Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. 

 

Просмотр содержимого документа
«организация самоуправления в классе.»

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений.

Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества. 

Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей. 
Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. 
Научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека – обязанность каждого учителя. Чтобы добиться этого, стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом. Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.             С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта. В первом классе используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу.. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями, с дома приносят настольные игры и организуют игры в классе. Это могут быть и шашки, шахматы, хабылык, хаамыска( заранее изготовленные родителями), бумажные игры. Во втором классе организую пары. Дети в парах организуют взаимопроверки по содержанию тетрадей, книг, выполнение домашнего задания, проверки чистоты тела и одежды. Таким образом они овладевают техникой выполнения обязанностей любого члена актива класса. Начиная с третьего класса учащимся даются отдельные обязанности, которые меняются по неделям. И класс уже называется командой, которой руководит командир. Его обязанности:

- проверка и организация дежурства учащихся класса по кабинету. 
- управление над организацией игры на перемене. 
- Контроль за работой класса. 
- Распределение обязанностей при проведении КТД. 
- Контроль внешнего вида. 
- Организация питания класса в столовой.

Далее выбираются Знайка, Затейник, Мойдодыр, Цветовод, Книголюб.


Знайка проверяет подготовленность к урокам, следит за выполнением дневников, выставляет оценки и организует помощь отстающим, даёт домашнее задание отсутствующим в классе.

Затейник организует игры на перемене, проводит физкультминутки, разучивает комплексы утренней зарядки.

Мойдодыр следит за чистотой класса, в неделю 1 раз проверяет чистоту учащихся, заполняет тетрадь.

Цветовод следит за ухаживанием цветов класса, которые приносят сами дети.

Книголюб организует коллективные чтения в классе, следит за заполнением «Дневников чтения», за своевременным возвратом книг библиотек класса и школы.

На этом этапе организации самоуправления учащихся учитель помогает заполнения документов( тетрадей), управлении классом. Каждый член актива помогает в нахождении материалов для уголка класса по своей линии.

В четвёртом классе село превращается в «Республику Мальчиков и девочек» . Республикой управляет президент , который избирается открытым голосованием. А члены актива – Министры: Министр образования, Министр здоровья, Министр культуры, Министр сообщения, Министр экологии.

Соответственно обязанности усложняются.

Президент управляет всеми министрами, вводит в жизнь указания учителя, является центром телефонной горячей линии.

Министр образования наряду с ранее изложенными обязанностями, может выполнять некоторые обязанности учителя ( проверять дневники, тетради, иногда выставлять оценки).

Министр здоровья раздаёт витамины, проводят профилактические работы при гриппе, следит за умыванием рук в столовой, за ношением масок.

Министр культуры находит стихи, песни, музыки, разучивает танцы, сценки.

Министр экологии следит за чистотой и проветриванием класса. Следит за проведением физкультминуток, за ухаживанием цветов, температурным режимом класса и сообщает учителю. Держит связь с организаторами мероприятий.

Министр сообщения пишет объявления, руководит выпуском стенгазеты, за громким чтением газеты «Кэскил» 1 раз в неделю, организует участие учащихся на конкурсах рисунков и др.

Министр спорта проводит утреннюю зарядку, рассказывает о выдающихся спортсменах, видах спорта, проводит записи в секциях, следит за наличием и чистотой спортивного костюма.

В классном уголке находятся фотографии учеников класса, к каждой фотографии прикреплён красивый кармашек. Каждый ученик украшает кармашек так, как ему хочется. В каждый кармашек учитель и одноклассники кладут свои пожелания, просьбы и вопросы ученикам. Сам ученик тоже иногда кладёт в свой кармашек вопрос учителю, который он не может задать вслух. Такая форма работы позволяет учить детей смотреть на себя глазами других ребят и делает их ответственнее и увереннее.

            На протяжении четырёх лет обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе..  Цель наших традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Такими традициями у нас стали:             - помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют, у кого малообеспеченная семья;             - поздравление учащихся класса с днём рождения;             -посещение сельской и школьной библиотек школьного;             -сезонные экскурсии в лес;             -праздники для мам и пап;             -высказывание комплиментов друг другу;            -ежечетвертная генеральная уборка класса; - приношение цветов и ухаживание за ними;             - проведение отчётов о проделанной работе: Так постепенно дети научились обслуживать себя. Класс полностью перешёл на самоуправление. Реализуя свою потребность быть личностью, дети показали себя в конкретной деятельности, благодаря которой раскрывались их способности, развивались наклонности каждого. Жизнь коллектива класса стала осознанной, интересной, значимой.

            Дети проводят большую часть сутки в школе. Там и радости , там и горести. Всё это можно легко перенести только в коллективе.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!