ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
УЧИТЕЛЯ МОУ СОШ № 127
Селюковой Екатерины Игоревны
Актуальность темы и проблемы воспитания
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основные направления развития личности:
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
Научные основы школьного самоуправления
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей.
При организации деятельности органов школьного
самоуправления предлагается руководствоваться следующими принципами:
- принципом равноправия ;
- принципом выборности ;
- принципом обновляемости и преемственности ;
- принципом открытости и гласности ;
- принципом демократии ;
- принципом свободы и самодеятельности;
- принципом отчетности
Основы классного самоуправления
«Школа» - это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс - это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта «отцов» и «детей», поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей.
Тема педагогической концепции воспитания : «Организация самоуправления в классном коллективе» .
Основная цель концепции - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности;
- стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
- воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);
- организация эффективного функционирования учебной группы;
- воспитание достойных творческих лидеров.
Гипотеза исследования: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности, умеющей принимать и реализовывать решения для достижения общественно-значимых целей. Этапы исследования (2012-2019 гг.):
- этап «Зарождение» (2012-2014 гг.)
- этап «Становление» (2014-2016 гг.)
- этап «Самосовершенствование» (2016-2019 гг.)
Предполагаемые результаты:
В результате решения вышеупомянутых задач происходит формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности школьника, который:
- самостоятельно решает задачи, поставленные перед коллективом;
- имеет возможность влиять на деятельность класса, школы, участвует в школьной жизни, соуправляя ее жизнедеятельностью;
- организует дела для своего класса, школы, а значит, для себя;
- может почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Структура и организация практической работы
Формирование классного коллектива и развитие ученического самоуправления
Законы коллектива
- Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
- Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
- Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
- Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
- Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
- Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
- Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
- Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
- Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
- Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку» (Д. Уэбстер); «Коллектив - … это богатство индивидуальностей» (В.А. Сухомлинский).
Мы живем замечательно, потому что вместе учимся прощать и любить друг друга! Мы – СКИТЛЗ!
Родительские собрания и совместные мероприятия в классе
Контроль реализации концепции
Уровень вовлеченности учащихся в самоуправленческую деятельность
Уровень ответственности за результаты совместной работы в классе
ВЫВОДЫ
Ученическое самоуправление не только позволяет включить всех учащихся в коллективную деятельность, оно дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе, организуемой его товарищами.