МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
«Организация учебно-воспитательной
деятельности младших школьников
через активные формы обучения»
Учитель: Куликова Н. В.
2017 год
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только памятью». Л. Н. Толстой
Актуальной целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Современная школа не призвана «наполнять сосуды знаниями», ее миссия – развивать мыслительную деятельность учащихся, их инициативу, умение критически относиться к получаемой информации, а так же формировать целостную картину мира. Для решения этих задач каждый педагог просто обязан искать для себя и своей деятельности такие методы и технологии обучения, которые позволят действительно работать «на результат». Традиционное репродуктивное обучение, пассивная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
При всех существующих ныне положительных тенденциях (вариативности педагогических подходов к обучению младших школьников, свободы для творческого поиска, возможности выбирать педагогическую систему) остаётся главная проблема - проблема активности личности в обучении.
А.Вербицкий интерпретирует сущность понятия активные методы обучения следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М.Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия: | Активные стратегии или методы кругового воздействия: |
одностороннее, линейное взаимодействие | круговое воздействие |
- учитель - центральная фигура, он источник информации; - учитель распределяет время, работу; - учитель много контролирует | учитель и остается центральной фигурой |
- ученик - пассивный объект воздействия; - нет активного творчества учащихся | - ученик не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности; - обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают |
- нет алгоритма взаимодействия друг с другом; - нет инициативы учащихся, самостоятельности | - темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения |
- ученики не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий | - наличие творческих заданий |
- обратная связь на уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. | - общение в системе ученик-учитель |
- ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника | - демократический стиль обучения; - источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники |
- нетрудоемкая подготовка урока; - возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Основные методы это лекция, чтение, опрос. | - нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации. - основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. |
Активные стратегии помогают определить, что характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой. Положительная энергетика урока с применением активных методов обучения дает заряд бодрости и обучающимся, и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, их инициативу, творчество, возможность провести командную игру, соревнование, включить в урок разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.
Я убеждена, что главным направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
По данным психологических исследований мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Исходя их этого, я убеждена, что при помощи активных методов обучения можно развить интеллектуальные, познавательные и творческие способности младших школьников, выявить задатки, склонности, интересы. Поэтому при обучении детей особое внимание уделяю использовании активных форм работы и на уроках, и во внеурочное время.
Выбор конкретного активного метода обучения определяется дидактической задачей урока.
Дидактические цели занятия | Метод активного обучения |
Обобщение ранее изученного материала | Тематическая дискуссия, мозговой штурм |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала | Мозговой штурм, деловые игры |
Развитие способности к самообучению | Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций |
Повышение учебной мотивации | Деловые игры, ролевые игры, обучение с использованием компьютерных обучающих программ |
Отработка изучаемого материала | Тренинги |
Применение знаний, умений и навыков | Анализ практических ситуаций |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала | Тематическая дискуссия |
Моделирование учебной или профессиональной деятельности | Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций |
Обучение навыкам межличностного общения | Ролевые игры |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта | Метод проектов |
Развитие навыков работы в группе | Метод проектов |
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции | Анализ практических ситуаций |
Развитие навыков принятия решений | Анализ практических ситуаций |
Развитие навыков активного слушания | Тематическая дискуссия |
К активным методам обучения относятся и проблемные ситуации, обучение через деятельность, а также групповая и парная работа, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, метод проектов, методы успеха, диалога и т.д. В зависимости от цели урока можно использовать как один из методов активного обучения, так и их сочетание.
В основе активных заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями, а не изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение. Поэтому в своей практике я организую работу так, чтобы на уроке учебный материал становился предметом активных интеллектуальных действий ученика.
Апробировав различные УМК, передо мной встала проблема: какие наиболее эффективные формы и методы активного обучения применять, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?
Я поставила перед собой цель: повысить эффективность учебной деятельности через применение активных методов обучения.
Исходя из цели моей педагогической деятельности, появились следующие задачи:
создавать условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения
учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся;
разработать систему упражнений, активизирующих познавательную деятельность младших школьников.
Ученики младшей школы очень эмоциональны, поэтому каждый свой урок я начинаю с просьбы «Улыбнитесь друг другу» или «Пожелайте дуг другу удачи». Этот момент помогает ребятам настроиться не только на рабочий лад, но и наладить доброжелательные отношения, преодолеть страх сделать или ответить неправильно. Часто на этапе развития умения применять новые знания пользуюсь интерактивной технологией. Ведущий ее метод – общение. Организационная форма – работа в парах, группах (иначе в классе мы называем «работа в домиках») – организация совместных действий ведет к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникативному общению и создаёт благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому при адекватности мышления и визуальности восприятия не могут совладать со своими эмоциями, и, как правило, на уроках создается допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. В данной ситуации учителю необходимо не только направлять работу в нужное русло, но и быть терпимым.
Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. И эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой — лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя нетрадиционный урок, я учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности обучающихся. При подборе заданий для нестандартного урока я стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для основной массы учащихся. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки,
основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т.д.).
На уроках в начальной школе для активизации познавательных процессов
а) использую:
- различные игровые ситуации (включая разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок);
- инсценирование песен, стихов, сказок;
- анаграммы;
б) стараюсь обеспечивать постоянный интерес детей к речевой деятельности на уроках;
в) каждый урок начинаю по-разному.
Интересным и запоминающимся становится урок, когда в гости к детям приходят сказочные персонажи проводят свои упражнения. Активизировать познавательную деятельность помогают такие задания как «Засели аквариум», «Продолжи счёт», «Доскажи словечко», «Составьте слова», «Назови одним словом», «Словарные прятки», «Расселите животных по домикам» и др… Игровая ситуация позволит вызвать нужные мотивационные состояния (стремление первому правильно ответить на вопрос, желание вникнуть в изучаемый материал, желание проявить самостоятельность при работе на уроке).
Я считаю, что цель урока может быть достигнута через исследовательскую деятельность, которая не только включает активные формы и методы работы, но и сама является таким методом. Метод проектов, который широко применяется в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, помогает ученикам показать свои личностные, познавательные, коммуникативные возможности, впоследствии развивать их.
В своей работе я применяю такие активные методы обучения как:
1) Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
2) Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:
• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);
• проведение заключительного заседания, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).
3) Деловые и ролевые игры — метод организации активной работы учащихся, моделирующий профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
4) Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.
5) Тематическая дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Конечно, необходимым условием являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Тематическая дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
6) Мозговой штурм. Это широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Большие возможности применения активных методов обучения в процессе обучения математики. Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, а с загадки, проблемы. Применение активных методов обучения не только развивает интеллект мышления у младшего школьника, но и дает ему почувствовать удивление и любопытство, позволяет повторить путь человечества в познании.
Каждая текстовая задача, да и другие упражнения в учебнике, есть своего рода проблема, над решением которой ученик должен задуматься. Нельзя поиск решения проблемы превращать в чисто тренировочную работу, связанную по готовому, данному учителем образцу. Только исследовательская работа в обучении математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Дидактическая игра на уроке математики также является эффективной формой активизации учебной деятельности. Так, при изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь на уроке отвести 5—10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан
ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т.п. Этому виду учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке, ведь, как заметил А.Франс: «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Вместе с тем игра, являясь хорошим средством раскрепощения, активизации умственной деятельности
ребенка, не должна подменять собой серьезную исследовательскую работу на уроке. Прав К.Ушинский, считавший, что «сделать учебную работу насколько
возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву — это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». Поэтому большую роль на уроке я отвожу глубине понимания детьми изучаемой темы, научности
подачи материала, не допуская небрежности в употреблении математических терминов и понятий, требуя этого и от учеников. Очень увлекают ребят логические задачи, которые наряду с заданиями творческого характера дают
возможность раскрыть умственные способности школьников; поэтому я стараюсь использовать их на каждом уроке. Но, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу
решению задач. При этом важно подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия;
очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок — интересную задачу.
Курс литературного чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании и развитии. К огромному сожалению, сегодня большую долю информации дети получают в «готовом» виде не из книги. а из других источников – телевидении, Интернете. Увы, компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение. В тоже время требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Стараюсь организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, чтобы читательский «круг» не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. Осознав, что интерес рождает стремление к познанию, я пересмотрела свои подходы к организации учебной деятельности на уроках литературного чтения, разнообразив их занимательным и «затруднительным» материалом. Привлекаю учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, этнография слов, головоломки и т.д.
Изучение русского языка – важнейший фактор развития умственных способностей младших школьников, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Применение активных форм и методов обучения помогает успешно справиться с трудными заданиями в изучении языка. Активный подход к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность. Особенно важен в данном случае принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовывать активность учащихся необходимо на уроках изучения нового материала, так и закреплении и повторении изученного.
Активизировать и разнообразить, сделать работу интересной помогают следующие задания:
- «Выбери три слова» (для проверки орфографического навыка) . Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем: «Звонкие и глухие согласные», «Разделительный твердый и мягкий знак» и др. На 9 карточках записываются девять слов:
1-й набор: варенье, рыбка, вьюга, чулок, дубки, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: клад, подъезд, склад, ворона, град, съемка, ворота, подъем, воробей.
Два ребёнка берут по очереди карточки, группируют слова, определяют, где встречается одинаковая орфограмма;
- «Найди лишнее слово» (для проверки непроверяемых безударных гласных в корне слова): мак, астра, тюльпан, кошка, лук, собака, синица, коза, липа, смородина, осина, рысь, волк, медведь;
- «Распредели слова по столбикам по группам » (для закрепления умения подбирать проверочное слово, расширить словарный запас, развивать фонематический слух). Среди детей выбирается почтальон, который раздает группе детей (по 4–5 человек) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Даны столбики слов.
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
цве-ки бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка прово-ка ло-ки тетра-ка сли-ки па-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы розе-ка
- «Расшифруй слова, выбери лишнее» (при изучении фонетики):
аалтрек, кнооплн, униацпс, ооколкл (тарелка, половник, супница, колокол); нплтюьа, аиёклсв, ипла, слиаглдоу (тюльпан, василёк, липа, гладиолус); омсксс, здзеав, отрбиа, ктвцео (космос, звезда, орбита, цветок);
- составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: (пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д.);
- составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
- включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют);
- составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание загадок, проведение конкурсов, викторин.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, и что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Этот предмет интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, физики, химии, экологии. В основе методики преподавания курса проблемно-поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач, направленный на развитие интеллектуальных способностей школьников.
Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении помогает и проектная деятельность. Метод проектов - система активного обучения, при которой учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий. Проект – это союз теории и практики, к выполнению которого ученик подходит творчески, где не только ставит определённую умственную задачу, но и практическое её выполнение.
Моя роль как учителя - показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Я могу подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. В современных учебниках, соответствующих требованиям новых образовательных стандартов II поколения, ставятся проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для ребенка, для решения которых ему необходимо приложить полученные и новые, самостоятельно добытые знания. Способ решения проектной проблемы – носит активный практический характер, имеет важное прикладное значение.
Работа над проектом помогает формировать такие умственные действия, как:
- умение вести аналитическую работу;
- формировать алгоритм сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- находить и выделять общий способ действий;
- переносить общий способ действий на другие учебные задачи.
Формируются и другие универсальные учебные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
Нельзя не отметить развивающиеся у младших школьников презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Внедряя на уроках активные формы и методы деятельности, необходимо помнить о дифференцированном подходе к детям, подбирать задания с учётом сформированности знаний, умений и навыков.
Неотъемлемой частью использования активных методов обучения является проведение уроков с использованием информационных технологий, что оказывает высокое эмоциональное воздействие на учеников при изучении различных тем учебной программы, что вкупе с использованием активных методов обучения способствует созданию атмосферы радости, успеха, активности и дружелюбия у учащихся. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, что способствует развитию интереса к обучению. Владея информационными, мультимедийными технологиями, цифровыми ресурсами и успешно реализую их в работе, используя контролирующие и обучающие программы, разрабатываю компьютерные презентации и видеоролики по предметам.
Внедрение активных методов в учебную деятельность позволило мне сделать вывод о том, что активное обучение – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний, позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими активизацию познавательной деятельности и развитие только умственных способностей детей. Словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
Сохранение физического и психологического здоровья школьников одна из главных задач всего учебно-воспитательного процесса. В воспитательный работу я включила ряд мероприятий направленных на здоровьесбережение. Это классный час по правовой тематике, по теме «Если хочешь быть здоров.», психологический тренинг «Учимся общаться без агрессии». При проведении работы я использую интерактивные формы, приглашаю школьного библиотекаря, медицинскую сестру, родителей.
Благодаря новым формам, методам работы с детьми, то есть инновациям, учащиеся активно включаются в решение социальных вопросов, проблем района, в выполнение целого комплекса социально значимых дел, а значит, готовятся к успешной социализации в обществе.
Активные формы и методы обучения и воспитания являются инновационным примером, системообразующим фактором познавательной деятельности детей, направленным на формирование гражданской и нравственной позиций, освоение культурного наследия, пробуждение интереса к знаниям как к самостоятельной ценности.
Активные формы и методы в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.
Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Они помогают обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения вовлечённости и заинтересованности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учеников, родителей, общества.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций, чем больше будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты будут ученики.
Список литературы
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,
2001.
2. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.,
2003.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
4. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов - на – Дону. 2002.
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
6. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
7. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
8. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.
9. Яковлев И.М. Методика и техника урока. –М., 2003.
10. Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М.,
2008.