СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебной экологической тропы на территории школы и близлежайших парков (лесных массивов, аллей)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как организовать экологическую тропу и сделать экскурсию на природу более деятельностной и интересной для учащихся. На основе разработки можно организовать урок изо, окружающего мира, природоведения и даже физкультуры. А так же интересное внеклассное мероприятие, которое дети запомнят надолго. Количество контрольных точек можно либо сократить либо добавить. Содержание материала так же варьируется в зависимости от уровня класса (от 1 до 11). А для исследовательской работы учащихся - это просто настоящий клад!

Просмотр содержимого документа
«Организация учебной экологической тропы на территории школы и близлежайших парков (лесных массивов, аллей)»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Городская экологическая тропа «Из России в Канаду»


Россия, Пермь, Орджоникидзевский р-он, м-н Чапаевский

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 88»


Составили и разработали учителя школы:

Ушакова Наталья Александровна

Замахаева Екатерина Николаевна


Цель проекта: создание учебно-экологической тропы на территории микрорайона, аналога уже существующей городской («Чапаевская» и «Романовское поле»). Новая тропа должна находиться недалеко от территории школы и быть более доступной для младших школьников, включать такие растения и экосистемы, которые нельзя увидеть на городской тропе (березовая роща, лиственный лес, кленовая роща).


Задачи проекта:

  1. определить маршрут экологической тропы;

  2. провести обследование территории, выделить основные биотопы в пределах экотропы, выявить и картировать интересные экскурсионные объекты;

  3. разработать проект экологической тропы для разных целевых групп;

  4. создать виртуальную модель экологической тропы;

  5. подготовить и установить информационные аншлаги на территории тропы, маркировочные знаки, пробные площадки с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц и др.;

  6. повысить экологическую культуру учащихся, педагогов, родителей.

Местонахождение тропы: пришкольная территория МБОУ «СОШ№88»(первая обзорная точка) и территория м-на Чапаевский


Описание: весь маршрут протяженностью 1-1,5 км рассчитан на 1,5 - 2 часа с учетом времени работы экскурсовода и группы (по 15 минут на точке)


  1. Начало маршрут на пришкольной территории – инструктаж, вводная беседа.

  2. Первая остановка через 100м - «Зеленые захватчики» (сорняки)

  3. Вторая через 100м – «7 братьев» (отдельно стоящая сосна)

  4. Третья через 180м – «Парад невест» (березовая роща)

  5. Четвертая через 200м – «Лесная аптека»

  6. Пятая через 70м –«Звуки леса»

  7. Шестая через 100м – «Привет из Канада» (кленовая роща)

  8. Седьмая станция 150м – «След человека» (свалка)


Дата защиты: 28 сентября 2017г.


Класс и количество человек: 5 «А», 9 человек


Ответственные: Замахаева Е.Н., Ушакова Н.А.


Режим использования тропы: в течение всего года.

В теплое время года (весна, лето, осень) – экскурсии-наблюдения за сезонными изменениями в природе, расчистка от мусора, уход за кормушками, возможность проведения уроков географии, биологии, окружающего мира, изобразительного искусства и литературного чтения. В зимний период организация лыжня, так же для наблюдения за особенностями зимнего лиственного леса и его обитателями.


Допустимая нагрузка на тропу: 1 экскурсии в неделю, 4 экскурсии в месяц.


Описание экскурсионных объектов.


  1. Начало маршрут

  • В классе экскурсовод предлагает ребятам рассмотреть политическую карту мира (либо настенную либо на интерактивную – важно, чтобы карта была цветная) и найти на ней РФ. Затем отыскать Канаду и рассказать, что ребята знают об этой стране. После чего экскурсовод задает вопрос: Как вы думаете, сможем ли мы за 2 часа пересечь океан и оказаться в этой стране? (выслушиваются варианты и обсуждаются)

  • Инструктаж по ТБ поведения на экскурсиях, в лесу, на проезжей части. Расписывание в журнале ТБ. При проведении экскурсии в весеннее летний период сбор разрешений от родителей.

  • Выход на пришкольную территорию, обработка репелентами, разбивка по парам, назначение ответственных.

Деятельность: слушание ТБ, обсуждение.

Материалы: ярко-желтые ЖИЛЕТЫ со светоотражателями для передвижения по тропе, карта мира, журнал ТБ.

  1. Первая остановка через 100м - «Зеленые захватчики»

  • Ребята посмотрите вокруг, что вы видите на пришкольной территории? А откуда здесь столько травы? Кто её посадил?


Сорные растения имеют ряд биологических особенностей, благодаря которым они очень живучи и выносливы несмотря на активную борьбу человека с ними. Сорные растения менее требовательны, чем культурные, к состоянию основных факторов жизни - тепла, света, воды и питательных веществ. Они более морозоустойчивы и засухоустойчивы, менее болезненно переносят недостаток солнечной радиации. Многие сорняки имеют мощную корневую систему, что позволяет им легче переносить неблагоприятные периоды засухи и скудность запасов питательных веществ в почве. К тому же сорные растения очень хорошо размножаются. Одной из особенностей сорных растений является высокая плодовитость. Многие виды сорняков дают десятки и сотни тысяч семян с одного растения, Другой особенностью является наличие множества различных приспособлений для распространения семян на значительные расстояния (летучки, прицепки, завитки). Борьба с сорняками затрудняется из-за неравномерности их всходов. Неодновременное и растянутое во времени прорастание семян сорняков также является важной биологической особенностью. У сорняков семена могут сохраняться в почве, не теряя всхожести, многие годы и даже десятилетия. Всходы сорняков всегда появляются раньше. Сорняки очень быстро прорастаю, опережают в росте культурные растения и вытесняют их. Размножению сорняков способствует также то, что они легко осыпаются, свободно переносятся ветром на большие территории, а также то, что многие животные участвуют в распространении семян. Очагом распространения сорных растений часто служат пустыри, невозделываемые поля, обочины дорог, железнодорожные пути и др. Однако сорные растения служат человеку в качестве лекарственного и косметического сырья, продуктов питания и для других нужд.


Рассказ о крапиве, лопухе, мать-и-мачехи, осоте розовом, лебеде, одуванчике, клевере, тысячелистнике.

Деятельность: рассматривание через лупу семян и листьев крапивы.

Материалы: лупы, белые листы для семян.












  1. Вторая точка через 100м – «7 братьев» (отдельно стоящая сосна)

Легенда: было у матери семеро сыновей. И они все время стремились уйти из дома. Поискать счастья. В один из дней они собрались и решили покинуть родной дом. Плакала и умоляла мать не уходить. Ведь вместе вы — сила. Не послушали сыновья мать. Ушли. Поклонились ей в пояс и ушли. Мать вдогонку сказала, что они все — равно не найдут счастья на стороне. Долго шли вместе братья. Остановились отдохнуть. Решили, что пойдут они в семь разных сторон. Каждый в свою сторону. Отдохнули. А перед тем как отправиться дальше, стали в круг, обнялись, чтобы пожелать друг другу счастливого пути, да так и остались стоять в поле, превратившись в сосну. С тех пор стоит в поле одинокая сосна. Не один ствол у нее, а семь. Но срослись они вместе. Ничего не растет вокруг сосны в округе на пятьсот или более метров. Ведь сила у сосны огромная. Дарит она людям тепло и свет. Под шикарными раскидистыми ветвями можно и в жару укрыться и дождь не намочит. Усталость там у любого проходит. Ласковый ветерок потреплет ваши волосы. Такое ощущение, что руки матери прикоснулись к вам и по голове погладили…

Рассказ о применении древесины хвойных деревьев: среди лесов Пермского края встречаются и светлохвойные леса, среди них самое распространённое дерево – сосна. Сосны — вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные, реже мелкие, иногда почти кустарники. Побеги у сосны двух типов: длинные и укороченные. Листья на длинных побегах бурые и чешуйчатые. Шишки в степени зрелости опадающие целиком. Живет сосна 250—400 лет. Применение. Ткань. Вискозные волокна получают из древесной целлюлозы. Для этого на комбинатах древесина измельчается до состояния щепы, а затем отваривается в растворе щелочи. В результате этой процедуры получается целлюлозная масса серого цвета. Затем полученная масса отбеливается и прессуется в картонные листы, которые отправляют на комбинаты химического волокна, чтобы в дальнейшем их переработали и изготовили нити. Вискоза очень приятная и мягкая на ощупь, способна впитать много влаги (в два раза больше, чем хлопок), не электризуется, не вызывает аллергию. Так же древесина используется в промышленности, в столярных и плотницких работах, для изготовления шпона, фанеры, при строительстве домов. Из древесной целлюлозы изготавливают бумагу, которой все пользуются. На опилках фармацевтическая промышленность выращивает дрожжи, а из хвои вырабатывается витамин С. Корни сосны становятся крепкими и упругими при высыхании: из них изготавливают различную плетёную мебель, декоративные плетёные сосуды. В медицине почки применяют как дезинфицирующее, противокашлевое средство. Хвоя содержит до 1 % эфирного масла, до 0,2 % аскорбиновой кислоты, смолу, дубильные вещества. Из хвои, молодых побегов и шишек получают  масло, применяемых как противовоспалительные средство и при почечнокаменной болезни. Масло используют для ингаляций, при заболеваниях лёгких. Очищенная живица сосны — терпентин применяется для производства пластырей. В жизни человека.


Деятельность: рассматривание одежды, в составе которой есть вискоза, шишек из тропических стран, аромо-терапия маслом пихты, проба жвачки из живицы кедра сибирского.

Материалы: одежда или салфетки из вискозы, масло пихты, жвачка из живицы кедра сибирского, шишки и хвоинки разных деревьев (ель, сосна, пихта, лиственница).




  1. Третья через 180м – «Парад невест» (березовая роща)


Беседа о символе России – березке, прослушивание песни «От чего так в России березы шумят». Лечебные свойства березового веника. Использование березовой коры и почек, правила сбора березового сока.


Прослушивание песни «Во поле береза стояла» и рассказ про обряд повязывания ленточек: у русского народа широко бытуют обряды, связанные с повязыванием лент на деревья. Основную роль в них играла береза. Обряды, связанные с березой, выполнялись на Троицу. Эти дни стали самым значительным летним праздником, отмечавшим окончание весны и начало лета. На Троицу молодые березки срубали и носили по деревням, вкапывали перед домами. В Белоруссии считается, что освященные на Троицу в церкви березовые ветки имеют лекарственные свойства. Отдельные упоминания о таких поверьях встречаются и в России. Основным обрядом на Троицу для русских стало завивание (заламывание) березки и плетение венков из березовых веток и цветов. Завивание березки имело магический характер — этим подчеркивалось возрождение природы, и таким образом люди старались помочь дереву и на следующий год так же воспрять после зимы. Завиванием березок занимались обыкновенно девушки, хотя порой с ними ходили и молодые женщины, а иногда и юноши. Вероятно, что известная народная песня «Во поле березка стояла» изначально была женской ритуальной песней, уже позднее ставшей столь популярной. Женщина пела о том, что она совершает древний обряд, «во поле березку заломати» и, значит, «завить березку». Девушки шли в ближайший лес большими группами, часто они, выбирали лес, рядом с которым было ржаное поле. Здесь опять прослеживаются остатки культа древней богини плодородия. Ветки березы закручивали наподобие венка, иногда перевязывали их лентами и плели из них косички. Традиционно девушки завязывали березку каждая для себя, вероятно испрашивая милости у матери-земли. Однако часто в различных областях завязывали березки и для всех своих родных и близких.

Рассказ о каком-нибудь народном праздники в день экскурсии.


Деятельность: рассматривание веника, туяса из бересты, завязывания резночветных лент на березу, дегустация березового сока или настоя из почек.

Материалы: березовый веник, настой из почек, кусочки бересты, туяс, ленты разных цветов, березовый сок.


  1. Четвертая через 200м – «Лесная аптека» (у липы)

Рассказ о лечебных свойствах растений и истоках применения растений в медицине: растительный мир подарил человеку огромное богатство - лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья. Многие из них прошли многовековую проверку и составляют бесценный фонд современной фитотерапии. История народной фитотерапии имеет возраст, равный истории человечества. Право на жизнь завоевали те лечебные эффекты растений, которые были очевидны и не требовали «статистической обработки». Сведения о действии растений на больной организм передавались из поколения в поколение и порой сохранялись в тайне, оставаясь достоянием узкого круга людей, например, семьи. Народная медицина сохранила для потомства бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний растениями. Не случайно еще русский путешественник и натуралист И. И. Лепехин в 1784 г. писал, что «лучшие лекарственные средства не умствованием врачей, но употреблением простолюдинов открыты были». Тем, кто использует растения в лечебных целях, часто бывает непонятно их действие при многих болезнях, не схожих по происхождению и течению. Однако в этом нет ничего противоречивого, так как в одном и том же растении содержатся различные классы химических соединений. Каждому классу химических веществ присущи лечебные эффекты; они могут суммироваться и обеспечивать появление новых видов активности. Следовательно, при использовании растений в качестве лекарственных средств более закономерна их эффективность при различных заболеваниях и менее вероятна - при одном. Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений. Самый древний из дошедших до нас медицинских трактатов-это табличка, найденная при раскопках шумерского города (III тысячелетие до нашей эры). В 145 строках на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Из них следует, что врачи древнего Шумера использовали в основном такие растения, как горчица, пихта, сосна, чабрец, ива, плоды сливы, груши и др. В 1898 году врач Пётр Бадмаев перевел «Чжуд ши» на русский язык, создал кабинет тибетской медицины в Санкт-Петербурге и успешно лечил жителей Петербурга восточными травами, которые ему привозили из Монголии. В книге Авиценны «Канон врачебной науки» описаны около 900 растений и способы их применения. В далеком прошлом растения были почти единственным источником лекарственных средств. По мере совершенствования химического синтеза человек научился создавать биологически активные вещества, которые помогли побороть многие ранее неизлечимые болезни. Быстрота и надежность их лечебного эффекта создали предпосылки к вытеснению из медицинского обихода многих лекарств растительного происхождения. Но в то же время установлено, что синтетические лекарственные средства в значительной степени аллергизируют организм, их прием сопровождается появлением отрицательных побочных реакций в виде сыпи, крапивницы и даже анафилактического шока. Но травы также могут причинить вред здоровью человека. Поэтому нужно проявлять внимательность и учитывать многие факторы, перед тем как начать использовать лекарственные травы. Заменять «химию» лекарственными средствами, полученными из растений - значит обеднять наши возможности в борьбе с болезнями. В настоящее время медицинская практика широко прибегает к одновременному использованию лекарственных трав и синтетических препаратов. Но необоснованное увлечение фитотерапией и чрезмерная заготовка сырья ведут к уменьшению ареала некоторых растений.

Беседа о лекарственных свойствах липы, малины, земляники, кислицы.


Деятельность: дегустация липового чая с медом, мармеладными конфетами из малины.

Материалы: термос с чаем из липового цвета, липовый мед, мармелад или конфеты со вкусом лесных ягод, одноразовые стаканчики и ложечки для меда.



  1. Пятая через 70м –«Звуки леса» (посередине тропинки)


Рассказ о птицах обитателей тропы: весной просыпаются птицы, и у них начинается брачный сезон. Самец привлекает самку, и они издают громкие звуки, которые мы считаем песней. Прежде всего обращает на себя внимание звучная и задорная песня зяблика. Она очень характерна, несмотря на вариации в напевах отдельных особей. Ее, конечно, многие знают, так как зяблик – птица у нас самая обыкновенная. Песня его раздается в течение весны и лета. В сосновом лесу зябликов гораздо меньше, однако здесь, в связи с общей обедненностью птичьего хора, их звучная песнь особенно выделяется. Быстро, в течение 2 – 3 секунд, без остановки, зяблик издает понижающуюся трель, резко оканчивая ее так называемым «росчерком». Иногда после «росчерка» зяблик добавляет короткий звук «ки», как бы ставя вопросительный знак на конце. Повторяется песня очень часто. За два часа один зяблик пропел 824 раза. Размером зяблик с воробья. Бросаются в глаза белые полоски на крыльях, розовато – бурая грудь, черный лоб и голубовато – серая голова. Зяблик – одна из самых многочисленных наших птиц, встречающихся повсюду, где есть деревья. Прилетают они к нам в конце марта – начале апреля, а улетают в октябре. Очень характерны и звуки дятла. Сильная дробь мощного клюва по сухому дереву слышна издалека! Еще в лесу можно услышать: сильные ветры, звук дождя, раскаты грома. С характерным звуком падают шишки, трещат деревья в мороз. Даже обычный шелест листьев - и тот разный. Порывы ветра шелестят травой, по особому трепещут листья осины, сухо постукивает хвоя сосны. Интересны звуки насекомых: жужжание шмелей, писк комара, шуршание от тысяч лапок на фуражных тропах муравейника. Стрекочут кузнечики, шуршат в полете крылья стрекоз.


Деятельность: рассматривание фотографий птиц (дятел, синица, зяблик, жаворонок, соловей), отгадывание по аудиозаписям пения птиц, расположение кормушек и наполнение их семенами.

Материалы: колонка или магнитофон, цветные картинки с фото птиц, кормушки, корм для птиц.



  1. Шестая через 100м – «Привет из Канада» (кленовая роща)

Рассказ о клене и традициях Канады: кленовый лист во всём мире ассоциируется с Канадой. Клён в экономике и экологии Канады занимает важное место, это дерево – одно из главных украшений канадского пейзажа, особенно в осеннюю пору. Существует 13 видов клёна, 10 из которых произрастают в Северной Америке. Для канадцев клён олицетворяет силу и жизнеспособность в суровых условиях. У коренных жителей континента переселенцы из Европы научились получать кленовый сироп, который заменил сахар и стал составляющей многих кулинарных блюд. Производство сахарного сиропа в XIX веке стало ключевой отраслью пищевой промышленности, продукция которой потреблялась не только на внутреннем рынке, но и экспортировалась (эта отрасль экономики существует и сегодня, в основном в Квебеке). В 1860 году Канаду посетил принц Уэльский, которого жители встречали букетами из кленовых листьев. В 1867 году Александр Муир сочинил патриотическое произведение «Кленовый лист навсегда», которое превратилось в неофициальный гимн англоязычной части Канады. С 1921 года кленовый лист – составная часть герба Канады, позже золотой лист был включён в герб провинции Онтарио, а зелёный – Квебека. Ещё с 1800 года кленовый лист – символ вооружённых сил страны: он красовался на летних касках канадских солдат в периоды войн – Второй бурской (1899-1902), Первой мировой (был отличительным знаком военных Канадского экспедиционного корпуса). Наконец, с 1965 года кленовый лист как национальный символ стал изображаться на государственном флаге. Интересно, что изображение листа с одиннадцатью зубцами и коротким стеблем не соответствует ни одному из видов, но символизирует количество видов клёна, встречающихся на территории страны. В более ранних эмблемах лист изображался с 30 зубцами. Кленовый лист стал атрибутом монет, которые чеканились в Канаде. В 1979 году Канадский монетный двор начал выпуск монет из золота, серебра, платины и палладия, на которые нанесены контуры кленового листа.

Деятельность: сбор листьев для букета, общее фото.

Материалы: флаг Канады или футболка игрока канадской сборной (бейсболка), кленовый сироп.




  1. Седьмая станция 150м – «След человека» (свалка)


Беседа о мусоре и времени разложения различного бытового мусора. Картон. Мы часто выбрасываем картонные коробки, в которые совсем недавно были запакованы новые, приобретенные нами товары. Правда, одни люди выбрасывают такие отходы в нужное место, а другие бросают куда захотят. Так вот, срок разложения картонных коробок может составлять 3-4 месяца. Бумага. Самая, казалось бы, обычная офисная бумага разлагается 2 года. Стройматериалы. При недолжном хранении срок разложения тех же строительных досок может составлять 10 лет. Кирпич и бетон. Срок разложения отходов, состоящих из кирпича и бетона, составляет 100 лет. Покрышки. Срок разложения резиновых покрышек может составлять 120-140 лет. Пластик и пластиковые бутылки. Бросая мимо урны пластиковую бутылку, знайте, что разложится она не раньше 180-200 лет. Железным банкам требуется до 10 лет, жестяным – порядка 90, а вот алюминиевым – около 500. Обычные губки для мытья посуды, которые рекомендуют хозяйкам менять хотя бы раз в неделю из-за развития микроорганизмов, после семидневной напряженной работы отправляются на заслуженный покой. Правда, наступает он лишь в течение ближайших 200 лет. А одноразовые подгузники вообще удивили своей долговечностью. Их период разложения составляет 300-500 лет. Кстати, о жевательных резинках, которые многие привыкли выплевывать на ходу. В жарком климате эта субстанция в экстренном порядке разложится всего лишь за 30 лет, а вот в холодном – может пролежать столетиями. Стекло. Стекло — срок разложения более 1000 лет. Сколько его уже набито в наших местах отдыха никому не известно. только вдумайтесь: тысячелетие! Еще как минимум 12 -15 поколений будет наслаждаться нашими осколками. Следы кострищ - это настоящие раны на нашей планете. Мало кто из туристов задумывается, что почва после костра восстанавливается не менее 50 лет. А если вспыхнул пожар от непотушенного костра или брошенной сигареты, то времени на восстановление леса понадобится от 100 до 200 лет. Деятельность: по возможности, сбор и утилизация мусора, изготовление и развешивание плакатов «Береги природу!» Материалы: одноразовые мешки для мусора, перчатки, грабли и лопаты, плакаты. Итогом каждой экскурсии будет запись в «Дневнике тропы» с приложение из фотоматериалов и творческих работ учащихся.