ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО.
Сергиенко Ю.Н.
преподаватель профессионального
учебного цикла
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период производственного обучения студентов.
Так как практики выдаются концентрировано по году обучения, на предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по нескольким профессиональным модулям, что не всегда согласуется с рабочим циклом предприятия.
Особенно это проблематично в районах, так как здесь в качестве баз практик представлены предприятия с небольшим объемом производств и традиционными формами организации труда. Студенту не всегда предоставляются необходимые условия для отработки заданий и он вынужден подстраиваться под тот режим работы который ему предлагает руководитель практики.
В частности реализация ФГОС третьего поколения создало проблемное поле в организации учебной и производственной практики по профессии «Автомеханик». Учебным планом не предусмотрено обучение практическому вождению в нормативном объеме по категориям В, С, так как это требует выделение дополнительных часов и педагогических ресурсов. Ранее в существовала штатная единица – мастер-инструктор. На группе работало не менее трех таких мастеров, которые обеспечивали подготовку, как на легковом, так и на грузовом автомобиле.
Практика по профессиональному модулю «Теоретическая подготовка водителей» предполагает, что обучающийся, закрепляет полученные практические навыки на базовом предприятии, но в силу возраста и требований законодательства студенту, не достигшему совершеннолетия реализовать задание проблематично, что в конечном счете сказывается на качестве подготовки.
Отметим, что большое количество проблем в практическом обучении связано с психологической готовностью студента к производственной адаптации. Студент- практикант находится в сложной стрессовой ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно на первом годе обучения в колледже. Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде, после окончания ОУ.
Так же кадровый вопрос организации процесса обучения все еще остается актуальным. Случается, что педагоги не умеют реализовать программный материал в силу отсутствия необходимых теоретических знаний, практических навыков и психолого-педагогической подготовки. Конечно, хотелось бы чтобы педагоги филиалов работающие с группой в процессе учебной практики имели бы не только основные знания по своей области, но и активно их расширяли, проходя стажировки на базовых предприятиях колледжа, потому что в районах отсутствует возможность увидеть на производствах какие - бы то ни было инновационные технологии, процессы, новое оборудование и т.д.
К сожалению, мы должны констатировать, что в нашем колледже система мониторингового сопровождения профессионального обучения студентов не достаточно эффективна, нет нормативно-правовых документов, инструментария определяющего степень удовлетворенности качеством подготовки на уровнях: обучающийся, родители, работодатели, в том числе и их постобразовательном сопровождении.
Для приобретения практического опыта при изучении профессиональных модулей планируется учебная и производственная практика.
Учебная практика предполагает выполнение видов работ и направлена на:
- формирование у студентов практических профессиональных умений;
- приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;
- на освоение рабочей профессии в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с получением квалификации по рабочей профессии.
Учебную практику планируется проводить, в учебно-производственных мастерских, лабораториях, и других вспомогательных объектах образовательного учреждения, а также в организациях в специально-оборудованных помещениях на основе договоров между организацией и образовательным учреждением.
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения или преподавателями дисциплин профессионального цикла.
Производственная практика (по профилю специальности) предполагает в основном участие в выполнении видов работ и направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта.
Производственную практику планируется проводить в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями.
Учебную практику и производственную практику( по профилю специальности) планируется проводить по модульно (в рамках профессиональных модулей УП ОПОП по видам профессиональной деятельности) непрерывно.
Производственная практика (преддипломная) имеет целью:
- совершенствование практического опыта по осваиваемой специальности;
- проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;
- сбора, анализа и использования информации для дипломного проектирования.
Производственную практику (преддипломную) планируется проводить в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями.
Проблемы подготовки специалистов на сегодняшний день не теряют своей актуальности, а напротив, все чаще становятся предметом исследований ученых и практиков. В последнее десятилетие появилось большое количество учреждений Министерства социальной защиты и здравоохранения, общественных организаций, занимающихся решением социальных вопросов, обострилась потребность общества в помощи и поддержке со стороны специалистов социальной работы. Все это создает новый контекст понимания сущности социального функционирования конкретного человека и общества в целом и выдвигает новые требования к процессу и результатам обучения студентов социальных специальностей.
Учебный план, разработанный на основе ФГОС, предусматривает прохождение студентами нескольких видов практики в процессе их обучения: учебной, производственной и преддипломной. Достаточно большое количество учебных кредитов, отведенных для практики студентов, является серьезным преимуществом в сравнении с подготовкой, например, бакалавров педагогики, обучающихся на этом же факультете, и предполагает включение студентов в практическую деятельность уже в первый год обучения.
Однако существует и ряд проблем, связанных с организацией и проведением практик студентов.
Во-первых, студент попавший впервые в учреждение, не всегда готов быстро адаптироваться к новым социальным условиям, осознать и принять требования, накладываемые профессиональным статусом и эффективно включиться в деятельность данного учреждения. Зачастую студент, «погруженный в профессию» на две недели, оказывается в ситуации профессиональной дезадаптации, что может привести к разочарованию в выборе специальности, вплоть до отчисления из техникума.
Отдельного внимания заслуживают вопросы, касающиеся организации взаимодействия со специалистами баз практик, являющимися руководителями практики в учреждении. Руководство и специалисты учреждений положительно отзываются о работе студентов, отмечают важность, а порой и необходимость включения студентов в деятельность той или иной службы. Все это свидетельствует о положительном настрое на совместную работу со стороны руководства и специалистов баз практик.
К сожалению, существует и ряд сложностей в вопросах организации взаимодействия со специалистами учреждений. Большое разнообразие учреждений, являющихся базами практики, не всегда готовы предоставить возможность для реализации задач той или иной практики, однако, взаимодействие с этим учреждением может предоставить большие возможности студенту в получении профессионального опыта.
Узкая специфика деятельности многих учреждений не всегда благоприятно влияет на подготовку «универсального» специалиста. С точки зрения использования ресурсов данных учреждений для подготовки будущих специалистов, это не всегда правомерно, так как, при прохождении всех практик в одном и том же учреждении, у студента может сложиться однобокое представление о деятельности специалиста.
В этой связи необходимым становится следующее условие организации практики: в рамках практик студент должен побывать в разных по специфике своей деятельности учреждениях.
Организация методического руководства практикой студентов также представляет собой сложный процесс.
Однако возникает и ряд трудностей при организации «выездных форм» практик. Чаще всего это связано с невозможностью отслеживания качества работы студента на практике в регионе. Отдельного внимания заслуживают вопросы методического руководства такой практикой и вопросы охраны труда студентов, т.к. зачастую руководство учреждения использует студента в качестве бесплатной рабочей силы, не учитывая при этом ограничения, накладываемые КЗОТом.
Также существуют проблемы, возникающие на заключительном этапе практики, чаще всего они связаны с вопросами оценки деятельности студента на практике. Для всех видов практики в рамках учебной программы были разработаны и успешно используются формы отчетной документации, которую должен предоставить студент по итогам прохождения практики. Мы не можем требовать от студентов организовывать единообразные, стандартизированные мероприятия в разных учреждениях, поскольку, как отмечалось выше, это невозможно, и специфика деятельности учреждения во многом будет определять особенности организации практики студента в целом, и проведение отдельных мероприятий в частности. Иногда студенты не имеют возможности даже полноценно предоставить сведения об учреждении.
Общие проблемы в организации производственных практик:
спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
некоторые предприятия, которым удалось перестроиться и начать функционировать в новых экономических условиях, стали закрыты для образовательной системы (сохранение коммерческой тайны);
отечественный бизнес не открыт до такой степени (теневая экономика), чтобы пускать практикантов в свою бухгалтерию, к документации и т.д.;
учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности;
зачастую прохождение производственной практики носит формальный характер и сводится к составлению отчета;
в настоящее время отсутствует должная мотивация предприятий, чтобы организовать у себя прохождение производственной практики;
бизнес хочет получать подготовленных имеющих практические навыки специалистов, но не всегда готов предоставлять возможность для прохождения производственной практики студентами
В России до сих пор система образования ориентирована на то, чтобы заставить студента учиться, используя механизмы регулярного контроля и наказания. В развитых странах система образования построена на принципе, заинтересованности студента в получении знаний, и при этом отсутствует необходимость использования методов контроля и наказания.
Подход в российской системе образования к студенту практически не менялся с застойного периода и в современные рыночные условия это не вписывается.
До сих пор у нас в стране студенты получают услуги, уровень качества и формы, оказания которых установлены сверху. Являясь потребителями образовательных услуг, студенты не имеют возможности заказывать и получать те услуги и того качества, которые позволили бы им стать специалистами, востребованными в современных условиях.
В целях обеспечения эффективности системы профессионального образования необходимо в первую очередь изменить отношение к студенту. Его нужно рассматривать как потребителя услуг и в образовательном процессе студент должен рассматриваться не как объект, а как субъект.
Для того, чтобы готовить высококлассных специалистов, вовсе не требуется усложнять процесс образования, а наоборот, нужно его упростить и правильно структурировать нагрузку с учетом уровня готовности студентов к использованию современных информационных технологий обучения.
Считаю, что в современных условиях необходимо внедрить механизмы, предусматривающие более активное участие в системе образования бизнеса как главного заказчика образовательных услуг. Для этого необходимо бизнесу предоставить возможность принять участие на любой стадии образовательного процесса в том числе:
- при разработке образовательных программ;
- в преподавании определенных дисциплин;
- в процессе организации производственной практики студентов;
- при аттестации выпускников вузов и др.
- при общественной аттестации образовательных программ и вузов.
Во всем мире бизнес не оплачивает общее образование, а оплачивает специфическое образование учитывающее особые требования работодателя. В России тоже необходимо создать механизм выявления специфических требований и включения их в учебную программу. Таким образом вузы должны научиться обучать студентов за которых обучение оплачивает предприятие, с учетом специфических требований предприятия – заказчика подготовки специалиста. Для этого целесообразно создать специальную базу данных учета специфических требований работодателей. Кроме того, для эффективного сотрудничества вузов и работодателей с целью объединения усилий при решении определенных задач в рамках подготовки специалистов необходимо создать единую сетевую виртуальную среду взаимодействия и осуществления совместной деятельности. Это позволяет им интегрировать на новом организационном уровне и оперативно решать задачи на основе сетевого взаимодействия.
Кроме того, бизнес может активно участвовать и как инвестор, если будут созданы благоприятные условия. В этом плане самое главное - сделать образование привлекательным для инвестиций. При этом надо также уделять достаточно серьезное внимание инвестициям в периферийные структуры т.е. системы предприятий, созданные с участием вуза.
Еще одной интересной формой является совместное инвестирование образования и бизнеса, различных проектов, в том числе создание предприятия с совместным их участием.
Еще одним из главных задач системы образования является создание условий, когда бизнес будет заинтересован оплачивать обучение студентов и слушателей системы последипломной подготовки. Решение этой задачи, в первую очередь, зависит от того, как быстро в системе образования будут внедрены новые подходы, формы, методы, программы обучения, предусматривающие возможность подготовки специалиста, отвечающего современному уровню требования.
6