Организация внеурочной деятельности
по физике в седьмом класс
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ «средней школы №83» г.Ульяновска Фирсова Татьяна Васильевна.
«…Понять Вселенную может лишь тот,
кто сначала выучит язык и постигнет
письмена, которыми она начертана».
Формировать интересы школьников к знаниям, обучать их приемам умственного труда следует начинать с раннего школьного возраста, ибо «старые люди, - говорит образно Беллерс, - подобно глиняной посуде, их не так-то легко сформировать заново, а дети похожи на свежую. только что вынутую глину и легко принимают всякую форму, которую им придают. В школе есть такая наука, как физика которая занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика формирует творческие способности у учащихся, их мировоззрение, способствует целям обучения и воспитания, если в процессе обучения сформирован интерес к знаниям.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Процесс формирования познавательных интересов происходит в деятельности, структура которой составляет развития этих интересов.
Поэтому изучение познавательных интересов необходимо строить таким образом, чтобы в поле зрения находились и процесс деятельности, и ее результаты. Для решения этой задачи могут быть использованы различные методы. При анализе различных методов я пришла к выводу, что при формировании познавательных интересов у учащихся особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочная работа по предмету. Внеурочные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету.
Существуют разнообразные виды внеурочной работы. Внеурочные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них учащихся, проявляющих интерес к физике и всячески направлять развитие этого интереса. Внеурочные занятия обычно носят принцип занимательности, который необходим для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности.
Но неправильно основывать внеурочную работу только на принципе занимательности. Внеурочная работа по физике должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.
Большое значение следует придавать самостоятельному подходу учащихся в решении физических задач, начиная с основ физики - физического эксперимента как наиболее интересной для них форме работы. При этом должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью её выполнения.
Для заинтересованности учащихся седьмых классов готовим группу из старшеклассников, распределяем между ними обязанности. Даем возможность самостоятельно подобрать опыты, объяснения к ним, вопросы к викторинам, загадки и т. д., с помощью литературы, предложенной учителем. Самостоятельный поиск органически связан с активизацией мышления.
Активизировать мышление учащихся при постановке учебной проблемы путем предварительного рассказа о значении рассматриваемого явления можно при изучении физики очень часто благодаря особенностям физической науки, её глубокой связи с техническим прогрессом. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из многих каналов. Поэтому нельзя ограничиваться общими, пусть самыми яркими фразами, а суметь показать сложность решаемых проблем и делать акцент на то, что изучение явления в рамках школьной программы поможет ученикам понять и объяснить услышанное ранее.
Сценарий конференции ″Знакомьтесь –это физика !″
Цель:
Развивать умения планировать эксперимент, отбирать приборы для выполнения эксперимента, выполнять эксперимент;
Развивать информационные умения( работать со средствами информации, готовить сообщения и доклады.
Развивать умения применять полученные знания при решении задач.
План мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
Выступление ведущего «Вопросы школьной программы: ″Что и как, изучает физика?″».
Занимательные тематические задачи. Самое необыкновенное в мире «обыкновенное вещество»
Физический калейдоскоп «Шутливая физика для школьников»
5. Тематическая демонстрация опытов и их объяснение.
6. Использование теоретических знаний при решении задач.
7. Заключительное слово.
Выступление ведущего:
Слово «физика» происходит от греческого physis («природа»). Физика – это наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства , строение материи, законы.
Тематические задачи:
Задание 1. Почему лед используется как хорошее охлаждающее средство?
Задание2. Можно ли бегать по поверхности воды?
Задание3. Можно ли с помощью льда добыть огонь?
Задание4. В каком море нельзя утонуть?
Задание5. Почему вода гасит огонь?
Физический калейдоскоп:
Задание1.Чему равно расстояние между двумя столкновениями школьников?
Задание2.Какой кулон нельзя повесить на шею?
Задание3.Какие кольца нельзя надеть на палец?
Задание4. За какую решетку нельзя посадить?
Задание5 Какое поле нельзя посеять?
Демонстрации:
I. Механика.
Опыт 1. Фонтан в вакууме.
Опыт 2. Давление газов и жидкостей.
Опыт 3. «Ныряющее яйцо». Для опыта готовится слабый раствор соляной кислоты, в который опускают яйцо. Так как, плотность яйца несколько больше плотности раствора соляной кислоты, то оно опускается на дно. Однако на поверхности яйца в растворе начинается процесс между веществом скорлупы, углекислым кальцием, и соляной кислотой, в результате чего получается углекислый газ. Пузырьки газа прилипают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности пузырьки срываются и уходят в воздух, и яйцо снова погружается в раствор.
II. Оптика
Опыт1.Цыпленок и яйцо.
Опыт2.Слепое пятно нашего глаза.
Опыт3. Откуда появилась монета.
III. Тепловые явления.
Опыт 1. Таинственная вертушка.
Опыт 2. «Несгораемый платок». Для опыта берут платочек, погружают его в воду для полного смачивания, затем отжимают и погружают в спирт. Слегка отжимают. Платочек берут за уголочек в железные щипцы и зажигают. Платочек не сгорает.
Опыт3. Джин из бутылки
IV. Электромагнит.
Опыт 1. Электрический разряд. Природа молнии.
Использование теоретических знаний при решении задач:
№1
Дано: Решение:
V =0,5м/с V=s/t = t = s/v =150/0,5 = 300с =5мин.
S =150м
_____________
t= ? (мин)
№2
Рассчитайте давление воды на дно озера Байкал, если глубина равна 1741 м.
Дано: Решение:
h=1741м Р=рgh=1000кг/м × 10н/кг × 1741м = 17410000 па = 17410кпа
p =1000к/м3
_______________
Р- ?
Литература:
1. И.П.Синичкин, О.П.Синичкина «Внеклассная работа по физике»
2. И. Я. Ланина ″100 игр по физике″
3. М. И. Блудов ″Беседы по физике»″
4. Ф.В.Рабиза ″Опыты без приборов″
5. Я.И.Перельман″Знаете ли вы физику″
6. Н. М. Зверева ″Активизация мышления учащихся на уроках физики″
7.П.В.Маковецкий «Смотри в корень»