СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы:

С 2009 года в нашей стране активно внедряются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Одним из ключевых направлений их реализации стала организация внеурочной деятельности школьников. Уже 10 лет я веду такой курс для начальной школы на основе курса «Информатика в играх и задачах» коллектива под руководством Горячева А.В., который в рамках внеурочной деятельности и назван «Гимнастика для ума»...

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

тема «Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

(автор: учитель информатики и дополнительного образования

МАОУ «СОШ «Гармония»

Лысаковская Е.Г.)


С 2009 года в нашей стране активно внедряются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Одним из ключевых направлений их реализации стала организация внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка.

Кто несет ответственность за результат внеурочной деятельности?

В п. 13 ФГОС указано: «Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение». Сказанное выше напрямую говорит о том, что ответственность за результаты внеурочной деятельности несет школа.

Какие модели организации внеурочной деятельности существуют в настоящее время?

В Методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования, рассматриваются несколько организационных моделей внеурочной деятельности:

• модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

• модель «школы полного дня»;

• оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

• инновационно-образовательная модель.

Наша школа относится к модели «Школы полного дня».

В нашей школе имеется большой опыт работы по организации внеурочной деятельности.

Уже 10 лет я веду такой курс для начальной школы на основе курса «Информатика в играх и задачах» коллектива под руководством Горячева А.В. , который в рамках внеурочной деятельности и назван «Гимнастика для ума». Курс Образовательной программы «ШКОЛА 2100».

Данный курс разработан как логико-алгоритмический компонент. Относится к предметной области математика и информатика. И 90 % заданий курса направлены на развитие у детей логики, мышления, умения работы с окружающими объектами, информационной культуры. И, рекомендован для преподавания не только учителями информатики, но и учителям начальных классов.

Данный курс не единственный. Есть еще ряд курсов, учебники-тетради которых внесенных в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе УО.

Почему мы без опаски взяли его для внеурочной деятельности? Он один из тех курсов, который рекомендован в сборнике «Примерных программ начального общего образования для ОУ».

Сборник опубликован на официальном сайте Федерального Государственного Образовательного стандарта (ФГОС) в разделе «Информационная грамотность в начальной школе», подраздел – «Рекомендации по организации внеурочной деятельности», – «Факультативы и кружки»

(ссылка http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531).

(поправка: в настоящее время сайт не работает).

На официальном сайте «Образовательной программы «ШКОЛА 2100» есть уже разработанная рабочая программа соответствующая стандартам ФГОС.

http://www.school2100.ru/


http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php

Курса ведется с 1 по 4 класс.

Основные цели и задачи курса:
  • целенаправленное развитие логического, алгоритмического мышления;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

Курс не требуют обязательного наличия компьютеров.

  • занятия имеют практическую направленность, при этом на каждом занятии используются рабочие тетради;

Содержательная линия:

  • План действий и его описание

  • Отличительные признаки и составные части предметов

  • Логические рассуждения

  • А лгоритмы

  • Группы объектов (объекты)

  • Модели в информатике

В методическом пособии подробно разработан каждый урок: цели, примеры вопросов для детей, разобраны трудные задания, ответы на все задания, предлагаются загадки и игры по темам.

При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения.

Ребятам предоставляется выбор, чем выполнять задания в тетрадях: карандашом, ручками (они очень любят приносить эти красивые ручки с блестящими пастами, где еще их применить, а очень хочется), цветными карандашами или фломастерами.

Объясняю ребятам, что работать в тетрадях лучше карандашом, чтобы можно было исправить ошибки ластиком (стереть) или цветными карандашами раскрашивать. Сначала раскрашивают фломастерами, но я им наглядно показываю, что с другой стороны листа получается очень некрасиво. Это один из аспектов информационной культуры.

Чтобы тетради ребята не забывали, да и внеурочная деятельность не подразумевает как таковых домашних заданий, тетради я храню у себя и раздаю их на уроке, а потом собираю. Если на занятие отводится не менее 35-40 минут, времени достаточно для того чтобы основной материал пройти на занятиях. А материал для повторения я предлагаю сделать ребятам, когда в конце II и IV четверти отдаю тетради детям. Они с удовольствием их выполняют, и потом приносят показать. Если нужно все-таки, дать задание на дом (ребята часто сами просят индивидуально) я просто аккуратно отделяю лист с заданием и отдаю ребятам.

Я заранее отсканировала все тетради и вывожу задания на интерактивную доску. Использую средства SmartBoard программа Notebook (из опыта – эту программу можно поставить на любой компьютер без доски и подготавливать готовые работы, писать правда мышкой).

Создала архивы с отсканированными тетрадями и проецирую их при выполнении заданий с ребятами в реальном времени (как стали говорить – online).

Или я объясняю как выполнить, затем закрываю «шторкой» и прошу выполнить задание как они поняли, или по аналогии.

Немного бы хотела остановиться на том, что по СаНПиН мы можем работать со статическим изображением при проецировании не более 10 мин, а для демонстрации в виде презентации не более 15 мин для этого возраста. По совокупности, время, которое они смотрят на доску получается не более полученного времени.

Один из моментов – это безоценочная система. Как без оценок? Они стимулируют, дисциплинируют. Контролировать надо. Чтобы оценить работу учащегося можно ввести систему оценивания «замечания», когда раздаете, можете просмотреть и сделать замечания и пояснения учащимися, которые требуют больше внимания или на прошлом занятии работали «не в полную силу». Или систему оценивания картинками (которую использую я в 1 классе),

- «Немного не постарался». - «Хорошо!», две – «Молодец!». Это исключает нервозность и страх, психологический фактор. Если ребенок хорошо выполнил задания на следующем занятии, то эту картинку, заклеиваем.

Мои первоклашки зачастую получая картинку-замечание, не реагируют на нее, но на следующем уроке смотрят: исправил ли? Любят их раскрашивать. Клею на форзаце, так как легко отклеивается потом.

В конце четверти я провожу для ребят, так называемые «Урок работы за компьютером». То есть игровые занятия, как мы их называем, нужны. Под игровыми занятиями я подразумеваю работу на компьютере с обучающими з аданиями на закрепление. Например: собери предметы зеленые в свой круг, предметы «Военные» в свой, а «военные зеленные предметы» в пересечение этих множеств (Работа с множествами).

Есть учебно-методический комплекс «Роботландия», программная поддержка которого очень хорошо дополняет курс Горячева А.В. Но есть минусы: «Роботландия» требует материальных затрат, подключение on-line к Интернет-ресурсам.

Разработаны задания на сайте ЦОР – Цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18fd93c9-c986-cf56-bf3e-6eb14efbf1fb/118112/?

Которые можно скачать.


Можно самостоятельно разработать электронную поддержку для курса на основе заданий из тетрадей. Для создания рекомендую воспользоваться простыми графическими редакторами Paint или Gimp, коллекцией картинок из Интернета, отсканированными заданиями и Microsoft PowerPoint или OpenOffice.org Impress – программами для создания презентаций (объединяю картинки в единый урок и ребята сами могут открывать следующие задания, после выполнения предыдущего). Примеры в простейшей программе Paint

Из личного опыта: задания созданные учителем и предназначенные для выполнения в Paint обучающимися воспринимаются, не просто как «игрушка» на компьютере (например такие inform), а именно в качестве обучающего задания, которое требует умения, внимания и упорства для выполнения поставленной задачи, они запоминаются ребятами на долгое время.

Таким образом, внеурочная деятельность, обеспечивает поддержку учебных предметов информатика и математика опытом деятельности школьников «вне уроков», позволяет продолжить курс на формирование у школьников универсальных учебных действий и надпредметных умений и обогащение их социального и культурного опыта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!