СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности по математике в период перехода на Стандарты второго поколения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация внеурочной деятельности по математике в период перехода на Стандарты второго поколения не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей. 

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по математике в период перехода на Стандарты второго поколения»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Череповца Организация внеурочной деятельности по математике в период перехода на Стандарты второго поколения  Козлова Наталья Борисовна учитель математики высшей категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

г. Череповца

Организация внеурочной деятельности по математике

в период перехода на

Стандарты второго поколения

Козлова Наталья Борисовна

учитель математики высшей

категории

  Внеурочная деятельность по математике - это  организация направлений развития личности через математические кружки, круглые столы, научные конференции, олимпиады, научно – практические исследования, экскурсии.

Внеурочная деятельность по математике - это организация направлений развития личности через математические кружки, круглые столы, научные конференции, олимпиады, научно – практические исследования, экскурсии.

Инновация ФГОС ФГОС Концепция   Математическое образование  рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества  Воспитательная составляющая  деятельности школы: Исследовательские проекты Творческие задания Массовые мероприятия +

Инновация ФГОС

ФГОС

Концепция

Математическое образование

рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества

Воспитательная составляющая

деятельности школы: Исследовательские проекты

Творческие задания

Массовые мероприятия

+

 Внеурочная работа  по математике    не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания  условий для развития разнообразных интересов  детей.

Внеурочная работа по математике

не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания

условий для развития разнообразных интересов

детей.

Цель работы: Изучение, апробация и создание рабочей программы реализации внеурочной работы по математике в 5-х классах в рамках ФГОС ООО

Цель работы:

Изучение, апробация и создание рабочей программы реализации внеурочной работы по математике в 5-х классах в рамках ФГОС ООО

 Задачи:  1.Изучение и анализ нормативно-правовой базы: Закон об образовании» РФ; Концепция развития математического образования в Российской Федерации, приказ МОиН РФ от 22.09. 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт»; письмо МОиН РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»; требования ФГОС ООО реализации предметной области «Математика» 2.Изучение литературы и интернет-материалов. 3. Посещение курсов КПК. 3.Создание и апробация проекта рабочей программы реализации внеурочной работы по математике в 5-х классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 4.Включение апробированных элементов программы как ресурс для реализации данного проекта.

Задачи:

1.Изучение и анализ нормативно-правовой базы: Закон об образовании» РФ; Концепция развития математического образования в Российской Федерации, приказ МОиН РФ от 22.09. 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт»; письмо МОиН РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»; требования ФГОС ООО реализации предметной области «Математика»

2.Изучение литературы и интернет-материалов.

3. Посещение курсов КПК.

3.Создание и апробация проекта рабочей программы реализации внеурочной работы по математике в 5-х классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

4.Включение апробированных элементов программы как ресурс для реализации данного проекта.

Нормативно-правовая база 1.Конституция РФ, Конституция РТ 2.Законы «Об образовании» РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.и РТ № 68-3 РТ от 22.07.2013 г. 3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, 4. Приказ МОиН РФ от 22.09. 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт» 5.Письмо МОиН РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»; 6. Требования ФГОС ООО № 373 от 6.10.2009г.НОО; №1897 от 2010 ООО 7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.г. – пост. Правительства РФ № 61 от 7.02.2011 г. Концепция Федеральной целевой программы на 2016-2020 г.г. – распоряжение Правительства РФ № 2765 – р от 29.12.2014 г.

Нормативно-правовая база

1.Конституция РФ, Конституция РТ

2.Законы «Об образовании» РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.и РТ № 68-3 РТ от 22.07.2013 г.

3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации,

4. Приказ МОиН РФ от 22.09. 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт»

5.Письмо МОиН РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;

6. Требования ФГОС ООО № 373 от 6.10.2009г.НОО; №1897 от 2010 ООО

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.г. – пост. Правительства РФ № 61 от 7.02.2011 г.

Концепция Федеральной целевой программы на 2016-2020 г.г. – распоряжение Правительства РФ № 2765 – р от 29.12.2014 г.

 Программа внеурочной деятельности «Математическая мозайка» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа является: практико ориентированной, метапредметной. Программа учитывает уровневую дифференциацию и психолого-педагогические особенности детей 11-12 лет. Программа рассчитана на один год обучения (34 часа). Требование – «Проект адаптируется к любому УМК по математике» - выполнено.

Программа внеурочной деятельности «Математическая мозайка» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Программа является:

практико ориентированной, метапредметной. Программа учитывает уровневую дифференциацию и психолого-педагогические особенности детей 11-12 лет.

Программа рассчитана на один год обучения (34 часа).

Требование – «Проект адаптируется к любому УМК по математике» - выполнено.

Отличительными особенностями программы являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной возрастной группы 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки и самооценки.

Отличительными особенностями программы являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной возрастной группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки и самооценки.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности.  Считаю, что основным результатом моей работы над методической темой будет являться создание Программы внеурочной деятельности с апробированными элементами. В ходе реализации самой Программы предусмотрено решение математических задач, связанных с логическим мышлением, что закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности.

Считаю, что основным результатом моей работы над методической темой будет являться создание Программы внеурочной деятельности с апробированными элементами. В ходе реализации самой Программы предусмотрено решение математических задач, связанных с логическим мышлением, что закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности.  Проект нацелен на формирование стремления и развитие у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу и ИКТ компетенции.   Проект прогнозирует успешные выступления учащихся на НОУ, олимпиадах, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», дистанционной олимпиаде «Фоксфорд» и др.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности.

Проект нацелен на формирование стремления и развитие у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу и ИКТ компетенции.

Проект прогнозирует успешные выступления учащихся на НОУ, олимпиадах, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», дистанционной олимпиаде «Фоксфорд» и др.

Основные формы внеурочной деятельности являются:  практико-ориентированные занятия; творческие математические мастерские; клубные олимпиады, конкурсы, выставки; КТД; защита проектов. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:  индивидуальная; фронтальная; парная; групповая; коллективная.

Основные формы внеурочной деятельности являются:

  • практико-ориентированные занятия;
  • творческие математические мастерские;
  • клубные олимпиады, конкурсы, выставки;
  • КТД;
  • защита проектов.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая;
  • коллективная.
Содержание программы   1.Задачи на разрезание (7 ч). Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на равные части. Разрезание прямоугольника на равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на равные части. Лист Мёбиуса. Составление Танграма. Свойства танграма. Решение задач с танграмом. Основная цель – развивать комбинаторные навыки, представления о симметрии, площади. 2. Логические задачи (8 ч). Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

Содержание программы  

1.Задачи на разрезание (7 ч).

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на равные части. Разрезание прямоугольника на равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на равные части. Лист Мёбиуса. Составление Танграма. Свойства танграма. Решение задач с танграмом.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки, представления о симметрии, площади.

2. Логические задачи (8 ч).

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца.

Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

3. Занимательные задачи на дроби.(6 ч) Старинные задачи на дроби. Основная цель: Строить логические рассуждения, оформлять решения задач. 4. Математика в жизни (9 ч). Магические квадраты, расчет талисмана, сюжетные задачи, практические задачи по расчётам оплаты по счетам. Основная цель: Строить логические рассуждения, оформлять решения поставленных задач, развить навыки счёта. 5. Олимпиадные задачи (2 ч) Разбор задач математического конкурса «Кенгуру» и задач школьного тура олимпиады. Основная цель: подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкуре «Кенгуру». 6. Защита проектов (1 ч) Защита проектов по выбранной теме. Основная цель: формирование установки на творческий подход, умения обоснованно строить высказывания. 7. Заключительное занятие (1 ч)  Основная цель: подведение итогов.  

3. Занимательные задачи на дроби.(6 ч)

Старинные задачи на дроби. Основная цель: Строить логические рассуждения, оформлять решения задач.

4. Математика в жизни (9 ч).

Магические квадраты, расчет талисмана, сюжетные задачи, практические задачи по расчётам оплаты по счетам. Основная цель: Строить логические рассуждения, оформлять решения поставленных задач, развить навыки счёта.

5. Олимпиадные задачи (2 ч) Разбор задач математического конкурса «Кенгуру» и задач школьного тура олимпиады.

Основная цель: подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкуре «Кенгуру».

6. Защита проектов (1 ч) Защита проектов по выбранной теме. Основная цель: формирование установки на творческий подход, умения обоснованно строить высказывания.

7. Заключительное занятие (1 ч)

Основная цель: подведение итогов.

 

Определённое место занимают занятия экологического содержания(Сюжетные занятия). В данной области легко проводить и экскурсии и воплощать индивидуальные проекты. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения детей 11-12 лет.

Определённое место занимают занятия экологического содержания(Сюжетные занятия). В данной области легко проводить и экскурсии и воплощать индивидуальные проекты. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения детей 11-12 лет.

Пример занятия: «Сюжетные задания. Экология и математика» Цель занятия: применение математических знаний при решении экологических задач. Методы и формы занятия: Экскурсия на пришкольном участке, наблюдение, групповая, индивидуальная работа, практическая работа. Изюминка занятия: В результате проведённой экскурсии – проведён «Субботник» по очистке пришкольного участка от бумаги. Комментарий: Работа носит высокий нравственный потенциал.

Пример занятия:

«Сюжетные задания.

Экология и математика»

Цель занятия: применение математических знаний при решении экологических задач.

Методы и формы занятия:

Экскурсия на пришкольном участке, наблюдение, групповая, индивидуальная работа, практическая работа.

Изюминка занятия: В результате проведённой экскурсии – проведён «Субботник» по очистке пришкольного участка от бумаги.

Комментарий: Работа носит высокий нравственный потенциал.

 Практическая работа. Часть 1 Измерьте площадь одной страницы учебника. Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник? Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника, если д ля производства 1000м 2 бумаги требуется вырубить лес с 25 ар. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника? Сделайте вывод. 21*16=336 см кв, 336*75000=25 200 000см кв=2520 м кв 2520 = 2000 + 520, значит примерно вырубят 50 ар + 13 ар = 63 ар леса Часть 2 Пройдитесь по пришкольному участку. Обратите внимание на «Бумажный мусор». Соберите и взвесьте его. Узнайте, сколько «Леса выбросили». Сделайте вывод. 3

Практическая работа.

Часть 1

  • Измерьте площадь одной страницы учебника.
  • Какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник?
  • Посмотрите, каков тираж учебника, и вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника, если д ля производства 1000м 2 бумаги требуется вырубить лес с 25 ар. С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника? Сделайте вывод.

21*16=336 см кв,

336*75000=25 200 000см кв=2520 м кв

2520 = 2000 + 520, значит примерно вырубят 50 ар + 13 ар = 63 ар леса

Часть 2

Пройдитесь по пришкольному участку. Обратите внимание на «Бумажный мусор». Соберите и взвесьте его. Узнайте, сколько «Леса выбросили». Сделайте вывод.

3

Процедура создания индивидуального проекта • Проанализировать уровень подготовки пятиклассников к расширению и углублению знаний по математике. • Предложить темы проектов. • Продумать методы стимулирования и поощрения к самообразованию и саморазвитию. • Внедрять воспитательный компонент, опирающийся на возрастные особенности детей. • Предложить методы и формы работы. • Согласовать этапы проекта. • Вычленить предполагаемые результаты проекта. • Акцентировать на формировании и достижении предметных, метапредметных и личностных результатов.

Процедура создания индивидуального проекта

Проанализировать уровень подготовки пятиклассников к расширению и углублению знаний по математике.

Предложить темы проектов.

Продумать методы стимулирования и поощрения к самообразованию и саморазвитию.

Внедрять воспитательный компонент, опирающийся на возрастные особенности детей.

Предложить методы и формы работы.

Согласовать этапы проекта.

Вычленить предполагаемые результаты проекта.

Акцентировать на формировании и достижении предметных, метапредметных и личностных результатов.

Планируемые результаты и способы их проверки: Личностными результатами изучения является формирование основных правил поведения при сотрудничестве (этические нормы).  Для оценки используется: наблюдение, проведение анкетирования, психолого-диагностические методики. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование УУД. Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: занятия-конкурсы, выставки, защита проектов (подготовка проекта, оформление, защита). Предметными результатами изучения являются формирование специальных умений( сравнивать, обобщать, систематизировать и тп), давать определения тем или иным понятиям. Итог работы можно отследить по участию учащихся в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня. 3

Планируемые результаты и способы их проверки:

Личностными результатами изучения является формирование основных правил поведения при сотрудничестве (этические нормы). Для оценки используется: наблюдение, проведение

анкетирования, психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование УУД. Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы, выставки, защита проектов (подготовка проекта, оформление, защита).

Предметными результатами изучения являются формирование специальных умений( сравнивать, обобщать, систематизировать и тп), давать определения тем или иным понятиям. Итог работы можно отследить по участию учащихся в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

3

Формы контроля:  тестирование; практические работы; творческие работы учащихся( проект, кроссворд, рисунок, модель, доклад; реферат, стенгазета) анкетирование. : Самооценка и самоконтроль, определение учеником своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности на занятии или после можно оформить в виде « Листа контроля » в свободной форме, которые можно подшить в « Личный дневник ». 3

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся( проект, кроссворд, рисунок, модель, доклад; реферат, стенгазета)
  • анкетирование.

:

Самооценка и самоконтроль, определение учеником своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности на занятии или после можно оформить в виде « Листа контроля » в свободной форме, которые можно подшить в « Личный дневник ».

3

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !