Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа»
города Кирсанова Тамбовской области
Доклад
«Организация воспитательной работы класса по
духовно-нравственному направлению»
(из опыта работы классного руководителя).
Учителя русского языка и литературы
Недашковской О. И.
Кирсанов
2016 г.
«Мы требуем, чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению». Н. А. Добролюбов.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю. Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей, гуманных отношений между детьми.
Ученик должен понимать и воспринимать такие нравственные ценности, как:
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Важными задачами в воспитании учеников я считаю:
Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. В педагогике воспитания я по возможности избегаю авторитарного воздействия, прибегаю к воздействию косвенному. Важно, чтобы мои воспитанники не почувствовали, что ими управляют. Ребенок должен понимать, что он самостоятельно нашел линию своего поведения, а ему это не навязано. В процессе организации воспитательной работы не стремлюсь демонстрировать свою руководящую позицию.
Мои воспитанники в контексте такой модели воспитания оказываются и объектом педагогического воздействия, ибо цели и средства воспитания проецируются классным руководителем, и субъектом, так как субъективно он действует самостоятельно, не осознавая, что вектор и рамки его активности определяет классный руководитель.
В своей работе я выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих ценностей:
Любовь к родине. Можно говорить как о малой родине, так и о большой. Ученик должен осознавать свою роль в жизни и воспитывать в себе патриотизм.
Уважение к семье. Отношение к членам семьи должно также воспитываться у учеников.
Потребность в здоровом образе жизни. Так как развитие, здоровье ребенка зависит во многом именно от здорового образа жизни, каждый должен осознавать его важность в жизни;
Осознание красоты. Красота человеческая, как внутренняя, так и внешняя имеет большое значение в развитии ребенка. Если говорить о красоте мира в целом, то есть об искусстве, у детей развивается чувство прекрасного.
Трудолюбие. Осознать важность трудолюбия в жизни важно, так как оно сопровождает человека всю жизнь. Именно от трудолюбия зависит , каким будет будущее ученика.
Бережное отношение к Земле. Также немаловажно не только для одного человека, но и для человечества в целом.
Культура общения. Определяет человека, как личность.
Работу с учениками по духовно-нравственному развития строю по следующим направлениям:
Духовное
Культурно-эстетическое
Социальное
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Традиционными стали общешкольные праздники первого звонка, праздник знаний, День учителя, новогодний праздник, Международный женский день, праздник последнего звонка, день матери, праздники 8 марта и 23 февраля, на которые приглашаются родители.
Участие в различных конкурсах, праздниках, спектаклях делает детей более раскованными в общении. Многие раскрывают в себе таланты как артиста, чтеца, певца, рассказчика. Перечисленная деятельность формирует нормы и правила поведения, расширяет нравственные представления. Посещение музеев обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. Немаловажным в подобной работе я считаю, совместную деятельность детей и родителей.
Процесс культурно-эстетического воспитания и развития характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Остановлюсь на одной из форм работы в этом направлении – классном часе. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Классные часы могут быть так же и познавательные. Например, об истории родного города, символике государства, различных знаменательных событиях, таких как олимпиада, выборы и т.д. На классных часах обсуждаются проблемы трудолюбия, бережливости, вежливости, доброты, взаимопомощи и другие. Они имеют целью обогатить моральными представлениями, ознакомить с правилами поведения, поупражнять в культуре поведения. У детей вырабатывается оценочное отношение к своему поведению, к поступкам других людей. Не маловажным является здесь отношение в природе, поэтому устраиваются субботники и дни здоровья.
У нашего классного коллектива тоже есть свои традиции. Детям очень нравятся такие мероприятия как «День рождения – праздник детства», «А ну-ка, девочки!» и. т.д. Эти праздники способствуют единению, дружбе, взаимопомощи, формирует культуру общения, гостеприимства.
Работая в социальном направлении, стараюсь готовить своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, успешно работать в группе, взаимодействовать с другими людьми.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Встречи с интересными людьми, с ветеранами позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела. Много интересного о прошлом, о славных страницах истории своей страны ребята узнают из фильмов о войне, фрагменты которых показываются на классных часах в школе. Никто из ребят не остается равнодушным к акции «Милосердия». Они оказывают благотворительную помощь малообеспеченным жителям нашего микрорайона. Проводимые мероприятия дают положительную динамику в развитии нравственных качеств школьников.
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой.
Привлекают родителей к совместным посещениям музеев, экскурсиям, семейным праздникам, творческой работе вместе с детьми.
Провожу тематические родительские собрания, индивидуальные консультации. Результатом совместной работы становится заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Опыт показывает, что кропотливая, работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем.
Наблюдения за тем, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят, но всегда находят пути к примирению. Общее поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, прислушиваются к мнению старосты класса и его помощникам. Меня радует, что у детей есть стремление стать лучше: быть добрыми, честными, помогать друг другу.
В.А. Сухомлинский сформулировал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаю, что постижение духовно – нравственной культуры невозможно без педагога, без его веры, без атмосферы понимания и доверия в классе!
Список информационных источников:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М. Просвещение, 2011.
Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3.
Музейная педагогика как средство формирования духовно - нравственных ценностей / Т. Е. Васильева, О. Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011.
Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье/Л. О.Володина // Педагогика. - 2011.
Возможные пути организации духовно - нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг. - 2003.
Интернет-ресурсы:
http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525 (Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс]).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/47cd73a2-dcb2-4d23-95ee-afb8b8c027d8/218.pdf (Чернова, Е. В. Экология души, или Духовно-нравственное воспитание школьников [Электронный ресурс]).
http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/parentsteaching/2292.html (Рыбкина, Е. А. Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению [Электронный ресурс]).
http://aforizmi-i-citati.ru/lyudi/5630-dobrolyubov-nikolaj-aleksandrovich-czitaty-vyskazyvaniya-aforizmy.html (Высказывания о духовно-нравственном воспитании).
http://fb.ru/article/180066/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-fgos-meropriyatiya (Духовно-нравственное воспитание школьников).