СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация взаимодействия семьи и школы в воспитании ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из глобальных и актуальных проблем человечества XXl века - проблема воспитания подрастающего поколения. 

Просмотр содержимого документа
«Организация взаимодействия семьи и школы в воспитании ребёнка»

Лузина Марина Геннадьевна, учитель химии МБОУ СОШ №9 г.Черногорска

Организация взаимодействия семьи и школы в воспитании ребёнка

Одна из глобальных и актуальных проблем человечества XXl века - проблема воспитания подрастающего поколения. Что такое воспитание? Это целенаправленное управление процессом развития личности. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая вначале осуществляется ребёнком с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

Каждый педагог в своей деятельности "натыкается" на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело. Ведь ещё народная мудрость гласит "впитал с молоком матери", "яблочко от яблони не далеко падает" и ни для кого не секрет, что слово, сказанное родным человеком всегда значимее и дороже для ребёнка, чем слово, сказанное посторонним человеком, пусть даже и учителем.

А так как ребёнок большую часть времени проводит в семье и в образовательном учреждении, то воспитание учащихся в школе и в семье - должно быть единым взаимосвязанным процессом. Ведь с момента поступления ребёнка в школу нехотя возникает "треугольник", во главе которого стоит ребёнок, а в "углах" - родители и педагоги, важно, чтобы цели и задачи воспитания их совпадали и были едины, чтобы не было, как в басне И. Крылова «Лебедь, щука и рак». Поэтому важно единение семьи и школы. И одним из путей достижения этого является сотрудничество семьи и школы, которое направлено на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса. И, следовательно, основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

По словам В.А. Сухомлинского "Семья - это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя". 90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье [3, c.27]. Однако сегодня семья как бы самоустранилась от активной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка. Отсюда вытекает необходимость объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство "семья-школа". Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но что особенно важно – главным партнером школы в формировании личности ребёнка, активным участником учебно–воспитательного процесса. Однако, многие родители к такому партнерству не готовы [1, c.20].

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Задачи классного руководителя должны совпадать с желаниями родителей и быть направлены во благо ребёнка, поэтому необходима готовность к совместной деятельности. И важным направлением является работа с родителями, не только индивидуально, но и как с коллективом активных участников воспитательного процесса [2, c. 112].

Какую бы сторону развития ребенка мы не брали, всегда обнаружится, что решающую роль в его социализации на том или ином возрастном этапе играет семья. Организация взаимодействия с родителями учащихся является составной частью системы воспитательной работы. Родители должны вовлекаться в воспитательный процесс не только собственного ребенка, но и класса в целом. Поэтому важно привлечение родителей не только к организации и планированию воспитательной работы в классе, но и организации и проведению воспитательных мероприятий.

Эффективными формами работы по единению коллектива родителей, детей и педагогов являются экскурсионные поездки, туристические походы, совместные спортивные мероприятия, родительские конференции, круглые столы с участием детей, с участием профессионалов - родителей. Данные формы работы объединяют родителей и педагогов в решении поставленных воспитательных задач. Позволяют родителям делиться опытом в воспитании своих детей. Важно, чтобы обмен опытом осуществлялся как на уровне классных мероприятий, так и на уровне общешкольном и городском. При такой вовлеченности родителей в воспитательный процесс происходит единение целей и задач воспитания семьи и школы.

Список литературы:

  1. Белякова Л.Ю. Восстановление воспитательных функций семьи и школы // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2006. - № 6. С. 18-24.

  2. Мирошниченко Т.А. Семья и школа: грани сотрудничества. Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Семенюк Н.И. Школа, дом – одна семья // Классный руководитель. – 2003.- № 3.

  4. http://ntschool44.3dn.ru/stati/Doc4.doc