СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация здоровьесберегающей среды в УДО на примере МУДО "ДТДиМ" г.Воркуты

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье содержатся основные ключевые моменты организации здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Организация здоровьесберегающей среды в УДО на примере МУДО "ДТДиМ" г.Воркуты»

Ничто так не содействует успеху, как крепкое здоровье. Френсис Бэкон

Одной из главных задач политики государства в сфере образования по обеспечению социализации личности является формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья в настоящий момент приобретает значение необходимого условия обеспечения национальной безопасности и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Всемирная организация здравоохранения в 1948 году приняла следующее определение здоровья: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В этом определении есть принципиально важный момент:

- Детские и юношеские годы приходятся на период интенсивного роста человека, поэтому здоровье – это состояние гармонии психического и физического развития.

Одним из продуктивных подходов к решению проблемы развития, сохранения и укрепления здоровья детей является единство целей и формирование особой образовательной среды учреждений основного и дополнительного образования, нацеленной на формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.

«Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркуты – крупнейшее учреждение дополнительного образования в городе, в котором обучаются более двух с половиной тысяч обучающихся в возрасте от 4 лет до 21 года. Реализуются 74 дополнительные образовательные программы по 10 направлениям деятельности.

В каждой дополнительной образовательной программе одной из важнейших составляющих является раздел решающий здоровьесберегающую задачу развития личности обучающегося. И в зависимости от особенностей вида деятельности предусмотренного программой в этом разделе прописан комплекс мероприятий, средств и методов, которые способствуют не только сохранению и укреплению физического, душевного и социального благополучия обучающихся но и на формирования потребности в здоровом стиле (образе жизни), причем не только самих обучающихся но и их родителей.

На протяжении последних четырех лет во дворце реализуется комплексно-целевая программа «Здоровый ребенок», которая включает в себя четыре главных составляющих: ребенок, родители, педагог, среда.

СРЕДА Образовательное пространство Дворца это не только учебные помещения, балетные классы, спортзалы, зрительный и колонный залы, музей, компьютерные классы, пресс-центр, бассейн, аквариумарий, живой уголок, зимний сад, но и оборудованные мягкими и удобными банкетками для отдыха детей и родителей рекреации. Множество комнатных растений, грамотно составленные фитонцидные композиции, которые являются естественными фильтрами. В рамках реализации программы «Здоровый ребенок» во Дворце была создана и успешно функционирует в настоящее время комната психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и увлажнителем воздуха. Необходимо отметить, что созданное образовательное здоровьесберегающее пространство активно используется всеми педагогами. Обучающиеся всех творческих объединений с удовольствием посещают один из самых богатейших зимних садов Заполярья, где собраны более 450 видов растений со всех континентов планеты, и могут там не только увидеть как выглядит кофейное дерево или инжир, но и подышать обогащенным кислородом воздухом и посмотреть на естественную зелень, которой так мало на крайнем севере. Также с целью релаксации, обучающиеся и посетители дворца с удовольствием наблюдают за экзотическими рыбками и тропическими земноводными в аквариумарии Дворца творчества, общий объем которого составляет около 1000 кубических литров воды. Но одним из любимейших мест для отдыха и общения с живой природой является живой уголок, в котором мирно сосуществуют хомяки и шиншиллы, кролики и черепахи, крысы и морские свинки, экзотические мадагаскарские тараканы и попугаи. В живом уголке проходят занятия творческих объединений отдела природы и техники, но каждые выходные в нем организованы экскурсии для жителей нашего города.

ПЕДАГОГ Немалая работа была проделана не только по созданию здоровьесберегающего пространства, но и по формированию нового взгляда педагогов на проблему сохранения здоровья обучающихся. Как уже говорилось ранее в первую очередь во все образовательные программы был введен раздел по здоровьесбережению, но наряду с этим были созданы специальные программы ориентированные в первую очередь на обучающихся с ослабленным здоровьем, это такие программы как «Корригирующая гимнастика» и «Оздоровительное плавание», «Ритмика», «Детский фитнесс» - для детей с нарушениями осанки и незначительными опорно-двигательного аппарата, а также для детей со 2 и 3 группой здоровья, которым врачи не рекомендуют заниматься активными видами спорта. Программы «Витаминки», «Ключ к себе» направлены на изучение физических и психологических возможностей человеческого организма, а программа «Фитодизайн», стала победителем Республиканского конкурса комплексных программ на лучшую организацию здоровьесберегающей деятельности среди образовательных учреждений различных типов и видов «За здоровье в образовании» в 2011 году. На сегодняшний день апробируется программа по декоративно-прикладному творчеству для детей с нарушением зрения. Педагогический коллектив Дворца, не собирается останавливаться на достигнутом, и мы и дальше будем двигаться в этом направлении и расширять перечень подобных программ. В настоящее время во Дворце проходит эксперимент по внедрению дистанционного обучения, одной из главных задач которого является расширение возможностей дополнительного образования для частоболеющих детей, детей с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями. К дистанционному обучению мы подключили такие направления образовательной деятельности как научное общество обучающихся «Юные академики», журналистика, декоративно-прикладное творчество, начальное техническое моделирование.

Стремительно развивающаяся научная мысль, заставляет педагогический коллектив Дворца держать руку на пульсе и поэтому большая роль в работе по здоровьюсбережению отводится методической службе Дворца и работе с педагогами:

- 37% педагогов за последние три года прошли обучение на дистанционных курсах повышения квалификации по изучению и применению передовых здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

- 42 педагога являются слушателями и активными участниками Дворцовского методического объединения «Формирование профессиональных компетенций педагога», в программу которого входит блок «Здоровьесбережение» (не только обучающихся, но и педагогов). Заинтересованность педагогов в изучении этой темы настолько велика, что на следующий учебный год планируется создать педагогическую мастерскую по данному направлению.

- оказание методической помощи педагогам в разработке и апробации учебных здоровьесберегающих программ.

- обучение и консультирование педагогов по использованию доступными методами диагностики индивидуального развития обучающихся и применение полученных результатов при реализации индивидуального подхода.

- обеспеченность педагогов печатными материалами и электронными образовательными ресурсами В 2011-112 учебном году было выписано около 40 периодических изданий, из них непосредственно относящихся к ЗОЖ: «Здоровье школьника» и «Здоровье детей», а также «Школьный психолог», «Детский тренер», «Спорт в школе».

- создание в методическом кабинете электронного тематического каталога публикаций по здоровьесбережению.

- Распространение накопленного положительного опыта через публичные выступления педагогических работников, организацию семинаров для педагогов ОУ нашего города.

- Осуществление психолого-педагогической поддержки образовательного процесса во Дворце. С началом реализации программы «Здоровый ребенок» в штатное расписание была введена ставка педагога-психолога, который осуществляет консультативную работу с родителями, детьми и педагогами.

РОДИТЕЛИ Главным партнером Дворца в реализации задач здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса являются родители наших воспитанников. Именно родители знают своих детей с рождения, наблюдают их в самых разнообразных жизненных ситуациях, могут располагать наиболее полной информацией об их здоровье и индивидуальных особенностях. Но практика показывает, что не всегда родители заботятся о том, чтобы иметь полную информацию о здоровье и развитии детей. Поэтому коллектив Дворца творчества постоянно направляет усилия на поддержание контакта с родителями детей в режиме диалога, согласовывает особенности индивидуального подхода к обучающимся, привлекает родителей к участию во всех проводимых массовых мероприятиях, открытых занятиях, спортивных соревнованиях. Мы практикуем такие формы работы с родителями как:

- Вовлечение родителей в реализацию образовательных программ

- участие в соревнованиях, занятия в группах фитнес и группах ДПР (дети - педагог – родители), где ребенок проходит маршрут вместе с родителями.

- создание родительского клуба «Школа родителей», в программу которого входят лекции и беседы на тему здоровья. А также разработку памяток для родителей «Антигрипп», «Береги зрение», «Мой друг-компьютер» и т.д.

- В режиме постоянного сопровождения педагогом-психологом Дворца творчества осуществляется консультативная и коррекционная помощь.

- В 2009 году введена традиция спортивных соревнований родителей и детей из творческих коллективов «Папа, мама, я - спортивная семья».

- Ежегодное проведение диагностики потребностей социума в образовательных услугах нашего Дворца. В рамках программы по набору детей в творческие объединения мы проводим анкетирование родителей и учет их пожеланий. В диагностической работе методической службы «Востребованность в образовательных услугах ДТДиМ» - 70 % опрошенных родителей указали комфортную психологическую среду обучения как одну из главных причин посещения Дворца творчества детьми. Таким образом, сохранение психологического здоровья детей в нашем ОУ является одним из ключевых характеристик образовательной среды.

РЕБЕНОК Безусловно все вышеперечисленные меры являются неотъемлемой составляющей работы по здоровьесбережению обучающихся Дворца творчества, но для нас очень важно чтобы ребенок получал не только внешние воздействие: среда, педагог, родитель, но и внутреннее – непосредственное участие в мероприятиях, конкурсах, акциях и т.д.

- Обязательные физкультминутки на занятиях пассивными видами деятельности и минуты релаксации на активных видах дополнительного образования.

- Участие в мероприятиях Дворца «Поход выходного дня», «Мама, папа, я – спортивная семья», акциях «Мы против…» (наркотиков, алкоголя) «Запишись в спортшколу», подготовка агитбригад «За здоровый образ жизни», участие в конкурсах буклетов, презентаций и видеороликов «Здоровье нации».

- Подготовка и защита проектов в рамках конференции проектно-исследовательсикх работ обучающихся МОУДОД «ДТДиМ» таких как «Влияние полярной ночи на биоритмы школьника», «Что есть, чтобы жить», «Дерево жизни»…

и многое другое, что позволяет сформировать в ребенке потребность в здоровом образе жизни.

Нужно отметить, что системность и результативность работы коллектива МОУДОД «ДТДиМ» по здоровьесбережению, позволяет выявить некоторые типичные проблемы.

- Ни для кого не секрет, что дополнительное образование является добровольным и не обязательным для посещения, и все педагоги дополнительного образования всегда стараются сохранить контингент обучающихся, и все-таки нельзя отрицать непостоянность состава обучающихся, что заметно осложняет медицинское отслеживание состояния здоровья обучающихся, при этом не стоит забывать об объемах (2500 обуч-ся), поэтому одной из основных задач мы видим перед собой установление более тесных связей со школами, в которых учатся наши воспитанники и где эта работа более систематизирована.

- В настоящее время разрабатывается мониторинг, который будет включать в себя всестороннюю диагностику психологического и социального состояния обучающихся Дворца творчества, а также отслеживать сменяемость активных и пассивных видов деятельности. В него будут входить программы психологического обследования детей на удовлетворенность образовательным процессом, изучения комфортности пребывания в образовательном учреждении, а также изучения уровня социальной адаптации обучающихся и сформированности базовых компетенций. Мы надеемся, что внедрение этой системы мониторинга позволит повысить эффективность деятельности по здоровьесбережению, своевременно корректировать ее и контролировать.

- Общей проблемой для всех образовательных учреждений является лицензирование медицинской деятельности. В настоящее время условия лицензирования таковы, что в штате образовательного учреждения должен быть высококвалифицированный врач. Дворец творчества является площадкой для проведения большого количества спортивных соревнований не только в рамках реализации образовательных программ физкультурно-спортивной направленности, но и соревнований городского, республиканского, федерального и даже международного уровня, поэтому наличие штатного медицинского работника, является безусловной необходимостью.

- Изношенность инженерных систем вентиляции и канализации, которые определяют санитерно-гигиеническое соответствие учебных помещений и всего здания в целом, требуют капитальных материальных вложений на ремонт и модернизацию не только в нашем учреждении. А очень хотелось бы, чтобы усилия коллектива были подкреплены и техническими возможностями здания, в котором проходит образовательный процесс.

Деятельность по формированию культуры ЗОЖ у детей, родителей, педагогических работников во Дворце творчества строится в контакте и при участии Управления образования администрации МОГО «Воркута», «Воркутинского дома учителя», образовательных учреждений города Воркуты.

Подводя итоги нашей работы хочется вернуться к основному вопросу – так в чем же роль учреждения дополнительного образования, Дворца творчества, по формированию культуры здорового образа жизни и здоровьесбережению обучающихся? Можно это сформулировать словами В.А.Сухомлинсккого, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».



8