СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационно – методические основы распределения и преподавания в специальных медицинских группах.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны принципы распределения обучающихся на группы для занятия физическими упражнениями в специальных медецинских группах.

Просмотр содержимого документа
«Организационно – методические основы распределения и преподавания в специальных медицинских группах.»



Организационно – методические основы распределения и преподавания в специальных медицинских группах.

Содержание:

  1. Принципы распределения обучающихся на специальные группы для занятий физическими упражнениями.

  2. Врачебное наблюдение в процессе занятий с обучающимися специальной группы.

  3. Схема наблюдения для медицинского работника за уроком физкультуры.

  4. Методические основы преподавания физической культуры детям специальной медицинской группы.

    1. Основная форма занятия.

    2. Подготовительная часть урока.

    3. Основная часть урока.

    4. Заключительная часть урока.

  5. Как определить интегральную физическую нагрузку, которую оказал урок на организм обучающегося в специальной медицинской группе.

Принципы распределения обучающихся на группы для занятий физическими упражнениями в специальных медицинских группах.

Правильное распределение обучающихся, специальных медицинских групп, на прямую обязанность медицинского персонала обучающегося учреждения. Оно должно быть выполнено правильно. От этого зависит здоровье ребенка и оказываемая помощь ему. Многолетняя практика врачебного контроля в данном направлении показывает, что распределение обучающихся на группы для занятий физической культурой позволяет правильно дозировать допустимый объем физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей и заболевания детей.

К подготовительной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья, но имеют возможность заниматься по основной программе школы. Уроки с такими обучающимися проводятся совместно с основной медицинской группой и учитель вправе применять тестирование одинаковое по требованиям к обоим группам. При этом дети относящиеся к подготовительной группе требуют более длительного отрезка усвоения учебной программы, которую учитель может осуществить во внеурочное время. Для этого стоить использовать организуемые секции, кружки общей физической подготовки.

К специальным медицинским группам относятся обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, являющиеся противопоказанием к усиленным физическим нагрузкам. Занятия с такими обучающимися должны проводиться по особо разработанной программе, с учетом режима образовательного учреждения, путем организации групповых занятий.

Такие дети нуждаются в занятиях лечебной физической культурой, но в лечебно профилактических учреждениях.







Медицинские группы

Обязательные виды занятий

Рекомендуемые

дополнительные виды

занятий

1

2

3

Основная — дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, имеющие достаточную физическую подготовленность.

Занятия по учебным программам физическо­го воспитания в полном объеме. Сдача контроль­ных нормативов с диф­ференцированной оцен­кой.

Занятия спортом.

Подготовительная — дети и подростки, имеющие незначительные отклонения в со­вании здоровья, без достаточной физической подготовленности.

То же, но при условии более (постепенного ос­воения

упражнений, предъяв­ляющих повышенные требования к организму.

Дополнительная трени­ровка , без уча­стия в соревнованиях.


Специальная - дети и подростки, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям в условиях образовательного учреждения.


Занятия по специальным программам, с диффе­ренцированной оцен­кой.


Использование доступ­ных видов физических упражнений в режиме дня школы (учебного заведения) и в быту.



Заболевания для назначения медицинской группы: заболевания сердца, хроническая пневмония, бронхиальная астма, заболевания легких, хронический гастрит, язвенная болезнь, эндокринные заболевания, диабет, ожирение грыжи, закрытые травмы черепа, хронические заболевания верхних дыхательных путей и отит.

Определение медицинской группы должно предусматривать доступность занятия физическими упражнениями, а так же создание условий для выздоровления или предотвращений заболеваний и рецидивов. Установление диагноза является основным критерием оформления ребенка в группу. При работе с детьми, в которых хронические формы заболеваний следует знать, что при обострении заболевания должны вводится ограничения физических нагрузок с учетом характера течения частоты тяжести и причины рецидивов. Еще нужно помнить, что такие дети очень метеозависимы. Определение обучающегося в специальную медицинскую группу может быть временным или постоянным, это зависит от характера заболевания, его течения и состояния здоровья обучающегося.

Врачебное наблюдение в процессе занятий с обучающимися специальной группы.

Врачебные наблюдения, проводимые в процессе занятий физическими упражнениями, имеют большое практическое значение. Эти наблюдения направлены






на изучение правильности построения занятий физическими упражнениями, их физическому развитию, тренировкам и - функциональной приспособляемости организма к нагрузкам, индивидуального учета реакции. При врачебных наблюдениях учитываются естественные условия, в которых проводятся занятия, учитывают интенсивность и объем проделанной физической работы. Большое внимание нужно уделять внешним признаками утомления при выполнении физических нагрузок. Ведь при определенных перегрузках может возникнуть общая слабость, повышенная утомляемость, учащенный пульс, неприятные ощущения в области сердца, повышенная потливость и появиться неудовлетворительное состояние после урока, что особо не рекомендовано обучающимся специальной группы. В этих случаях необходимо уменьшить физическую нагрузку, предложить отдых, с посредствующим медицинским исследованием причины возникновения отрицательного состояния.

Степени утомления


Признаки

Небольшое.


I степень

Значительное.


II степень

Очень большое.

III степень

Окраска кожи

Небольшое покрасне­ние

Значитель­ное покрас­нение

Неравномер­ное покрасне­ние,

блед­ность или

синюшность


Потли­вость

Пот на ли­це, шее, ступнях

Пот в облас­ти плечевого пояса и ту­ловища


Появление налета соли на одежде и висках

Дыхание

Учащение дыхания, при сохра­нении отно­сительной его глубины


Смешанный тип дыха­ния с сохра­няющейся ритмично­стью

Дыхание по­верхностное, неритмичное

Движения

Бодрые, хо­рошо

ско­ординиро­ванные

Неуверен­ные,

с не­большими ошибками с пространственным и временным характером



Вялые, с опу­щенными плечами, с существен­ным нарушением координации

Внимание

Концентри­рованное внимание на

задани­ях учителя

Незначи­тельные отвлечения, ошибки при выполне­нии команд и учебных заданий

Концентра­ция внима­ния при гром­ких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошиб­ки при вы­полнении учебных заданий

Самочувст­вие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, сердцебие­ние и одыш­ку

Жалобы на болезненные ощущения в ногах, голов­ную боль, тошноту







Степень утомления обучающихся на занятиях физическими упражнениями, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима.Физиологическая кривая физической нагрузки определяется при подсчете и непосредственно перед началом и сразу после окончания каждого упражнения вс течение 10 секунд на протяжении всего занятия. Полученная кривая пульса, определенной мере отражает реакцию организма, вызванную упражнениями и, позволяет проследить ее в динамике. На уроках физической культуры, для обучающихся специальной группы, рекомендуется, для наблюдения, так называемый многовершинный характер кривой.


Примерная схема наблюдения на уроке физкультуры.

Фамилия, имя.

Возраст, класс.

Дата посещения, время.

Характер и часы предшествующего режима( включая принятие пищи и сон)

Санитарно-гигиенические условия проведения урока.

Барометрическое давление.

Фамилия учителя.

Количество занимающихся.

М._____________Д.____________Группа:______.

Подготовительная часть:(мин.)

Основная часть (мин.)

Заключительная часть( мин.)

Содержание наблюдения


До урока


После подго­товительной части


Основная часть


После урока через 5 мин.

1.

Общее самочувствие.





2.


Внешние признаки утомления.





3.


Частота пульса.





4.


Артериальное

давле­ние.






5.

Частота дыхания.






6.

ЖЕЛ





7.

Вес.





8.


Динамометрия кистей

правой:

левой:






9.

Плотность занятий.







Общая оценка прове­дения урока.












Схема наблюдения для медицинского работника за уроком физкультуры.

Врачебный контроль включает в себя наблюдение за физическим развитием детей с целью определения группы занятий физической культурой и проверки, организации, методического проведения занятий и их содержания, а так же наблюдение за местами проведения занятий и их санитарно-гигиенического состояния. Врач отвечает за проведение профилактической работы травматизма и оказание первой помощи пострадавшим. Контроль осуществляется школьным врачом и медицинскими сестрами. Проводится один раз в месяц с посещением занятия и составления анализа урока. Определение состоянии здоровья – является для медицинского работника основной задачей. Состояние здоровья школьного обучения на всех этапах является решающей ролью для назначения двигательного режима. Диагностика физического развития как для учителя так и для врача требует подготовленности в вопросах физического воспитания и возрастной физиологи и клиники детского и подросткового возраста.

При оценке состояния здоровья следует проверить характер отклонений в работе

организма укладывающихся в определенные физиологические формы врожденных или приобретенных заболеваний.

Методика обследования состояния здоровья включает следующие разделы:

  • детальный опрос родителей, с целью уточнения характера и течения ранее приобретенных заболеваний;

  • оценка наблюдения общего состояния поведения. Умственной и физиологической работоспособности ребенка;

  • определение двигательного режима школьника в быту.

При определении физического развития используются антропометрические данные наружного осмотра: роста, веса, окружности груди. ЖЕЛ, силы мышц кисти.

При осмотре следует обратить внимание на осанку, мышечную массу, окрас кожи, жировую массу, состояние косного скелета, пропорциональность телосложения, формы вторичных половых признаков которая определяется школьным врачом по методике принятой в НИИ антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Набольшее различие между паспортным и биологическим возрастом наблюдаются у подростков мужского пола в возрасте 13-16 лет, наименьшее 11-12 лет. А у девочек- соответственно 10-12 лет и в 9-10 лет. От темпов биологического созревания зависит физическое развитие. Развитие детского организма происходит волнообразно и каждый возраст имеет свои особенности.

Методические основы преподавания физической культуры детям специальной медицинской группы.

Обучающиеся, которые относятся к специальной медицинской группе физиче­ской культурой занимаются отдельно от остальных школьни­ков по специальной программе. Поэтому в сетку учебного расписания общеобразовательного учреж­дения включаются уроки физической культуры для этого контингента школьников. Из учащихся специальной медицинской группы формируют три учебных группы: первая группа от 7до 11 лет, вто­рая группа от 12до 14 лет и третья группа от 15до 17 лет.





Если число обучающихся в учебной группе доста­точно большое, то группа может быть разделена на две подгруппы (не менее 14детей в каждой). Два раза в неделю планируются уроки с детьми обучающимися в специальной группе и проводятся после окончания уроков. Кроме того, учащиеся специальной медицинской группы посещают уроки физической культуры для остальных школьников. На этих занятиях они вы­полняют преимущественно упражнения корригирую­щей и дыхательной гимнастики, лечебной физиче­ской культуры, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, освоенного на уроках в специальных учебных группах.

Основной формой занятий с учащимися специ­альной медицинской группы являются уроки фи­зической культуры, содержание которых плани­руется в соответствии со специальной программой. Уроки носят комплексный характер и имеют три структурные части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная часть урока, в зависимости от возраста учащихся, может иметь длительность от 7 до 12 минут. Определяя продолжительность этой части урока, необходимо руководствоваться тем, что период вырабатывания организма у младших школьников значительно короче, чем у старших. Следовательно, для достижения оптимального уровня работоспособности для старшеклассников необходимо выделять больший объем времени. При планировании в основном применит: общеразвивающие упражнения, дыхательные. Работоспособность как и физическая нагрузка повышается постепенно включая все больше и больше мышц в работу. Но следует помнить, что не рекомендуется форсировать активность систем организма за счет включения в подготови­тельную часть уроков упражнений повышенной ин­тенсивности, т. е. выполняемых с большой скоро­стью и высоким темпом. Средняя частота сердечных сокращений (пульс), отражающая функциональную активность организма и особенности динамики его вырабатывания, должна нарастать постепенно и к окончанию подготовительной части достигать не бо­лее 140—150 ударов в минуту.

В основной части урока решаются основные задачи. Учитывая, что уроки физической культуры в специальной медицинской группе но­сят комплексный характер, в их основной части, выделяют три базовых фрагмента:

  • первый фрагмент связан с решением оздоровитель­ных задач, и его содержание соотносится с индивидуальными медицинскими показаниями занимаю­щихся (патологией);

  • второй фрагмент включает в себя задачи по обучению школьников новым уп­ражнениям и двигательным действиям и входит в программное содержание;

  • третий фраг­мент соответствует задачам, связанным с развити­ем основных физических качеств и его содержание подбирается прежде всего исходя из задач обеспе­чения физической готовности учащихся к осво­ению новых упражнений и двигательных действий.

Но не нужно забывать, что все эти части должны быть логически простроены. В первом базовом фрагменте детям объясняют способы контроля над физической нагрузкой и определяют ее индивидуальную дозировку в зависимости от меди­цинских показаний. Затем обучающиеся приступают к выполнению учебных заданий, которые состоят из ранее освоенных и индивидуально подобранных упражнений и комплексов.

Во втором базовом фрагменте основной части выпол­нение учебных задач планируется в следующей последовательности: задачи начального обучения, задачи углубленного разучивания, задачи совер­шенствования. В третьем фрагменте, предусматривающем развитие основ­ных физических качеств, также соблюдается опре­деленная логика в





последовательности планирова­ния учебных задач: развитие координации; разви­тие быстроты; развитие гибкости; развитие силы; развитие выносливости. Используемые для разви­тия этих качеств физические упражнения должны быть хорошо освоены учащимися. При этом учитель наблюдает за учащимися, контролирует их функ­циональное состояние по внешним признакам и выборочным показаниям частоты сердечных сокра­щений.

В заключительной части урока, длительность которой определяется исходя из интегральной фи­зической нагрузки (от 5 до 7 мин), выполняются восстановительные упражнения, а также предус­матривается время на объяснение домашнего зада­ния. В качестве восстановления используются упражнения на расслабление и внимание, спокойная ходьба с выполнением дыхательных и общеразвивающих упражнений, обыкновенная релаксация под музыку. Объяснение домашних зада­ний производится в сочетании их с демонстрацией и последующим выполнением обучающимися.

Организация и проведение учебно-воспитатель­ного процесса в образовательных учреждениях про­изводится в соответствии с норма­тивными документами, которые относятся к данному учреждению и данному контингенту детей.