Начальный уровень (0 уровень) | Выявление детей с явной одаренностью /наблюдение/ | Создание и реализация программ предшкольного обучения, в том числе творческих занятий по музыке, танцам, театру и др. | Совместная работа педагога-тьютора, педагога-психолога, родителей по созданию индивидуальных карт развития ребенка, индивидуальных маршрутов и др. форм фиксации личностных особенностей и достижений детей | Школы раннего развития ребенка, творческие объединения для детей дошкольного возраста (на базе учреждений дополнительного образования, детских садов и т.д.) | |
1 уровень (общеразвивающий) | Выявление детей с явной и скрытой одаренностью «специальной»: социальной, лидерской и др. одаренностью /наблюдение, псих. диагностирование, организация практической деятельности детей/ | Реализация общеобразовательных программ с учетом уровней усвоения (построение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе) Создание широкого спектра программ дополнительного образования детей (интеллектуального, творческого, музыкального, спортивного и др. направлений) и их реализация, в том дистанционно. Предоставление широкого спектра социальных программ, проектов, инициатив для активного участия Организация всех форм самоуправления обучающихся Постоянный мониторинг развития способностей, социального становления психолого-педагогической службой | Построение индивидуальных образовательных траекторий развития детей как внутри школы, так и за его пределами; сопровождение каждого ребенка педагогом-тьютором (не обязательно освобожденным, наставником может быть педагог дополнительного образования, классный руководитель, учитель-предметник, родитель и т.д.) Консультации педагога-психолога (по необходимости) | Общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением предметов Система клубов, секций, др. орг. форм дополнительных занятий по интересам в школе и за ее пределами на ДОБРОВОЛЬНОЙ основе Научные общества учащихся | |
2 уровень (продвинутый) | Выявление и развитие социально одаренных детей /наблюдение, псих. диагностирование, организация творческой, исследовательской и проектной деятельности, социальной и профильной практики детей/ | Реализация общеобразовательных программ с учетом выбранного профиля (построение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в школе) Создание широкого спектра социальных, предпрофильных и профильных программ дополнительного образования детей (интеллектуального, творческого, музыкального, спортивного и др. направлений) и их реализация, в том дистанционно. Предоставление широкого спектра социальных программ, проектов, инициатив для активного участия Развитие всех форм самоуправления обучающихся Постоянный мониторинг развития способностей, социального становления психолого-педагогической службой | Построение индивидуальных траекторий социального развития детей как внутри ОУ, так и за его пределами; сопровождение каждого ребенка педагогом-тьютором Консультации педагога-психолога (по необходимости) | Научные общества учащихся Профильные центры для старшеклассников (в том числе при ВУЗах, учреждениях культуры и спорта, СМИ) Школьные академии наук Региональные и муниципальные учреждения дополнительного образования детей, школы искусств, спортивные школы, интернаты и профильные школы для одаренных обучающихся (с участием Общественной палаты, департаментов и министерств образования и науки, культуры, спорта и СМИ, а также бизнеса) Профильные лагеря, молодежные смены лидеров, молодых парламентариев, юных журналистов и т.д., слеты, летние и зимние школы | |
3-й уровень (высокий) | Раскрытие новых граней одаренности /организация творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности, социальной и профессиональной практики молодежи/ | Разработка и реализация профильных образовательных программ высокого уровня сложности для одаренных детей во всех образовательных учреждениях, а также в муниципальном и региональном пространстве Разработка и реализация детьми самостоятельно социальных программ, проектов, инициатив Участие в региональных и международных социальных и общественно – политических инициативах, проектах, детско-молодежных форумах Расширение самоуправления обучающихся до муниципального и регионального уровня (деятельность Молодежных парламентов, Молодой гвардии и др.) Постоянный мониторинг развития способностей, социального становления психолого-педагогической службой | Ведение социальной и образовательной деятельности для старшеклассников, сопровождение каждого обучающегося педагогом-тьютором Самостоятельный поиск старшеклассником и студентом новых наставников для наиболее полного раскрытия своих талантов и потенциала (в том числе, в профессиональной среде за пределами образовательного учреждения) | Научные общества учащихся Профильные центры для старшеклассников (в том числе при ВУЗах, учреждениях культуры и спорта, СМИ) Ассоциация социально-активной молодежи (АСАМ) Довузовская подготовка и профильное обучение на базе школ (по договору с ВУЗом и школой) Региональные и муниципальные учреждения дополнительного образования детей, школы искусств, спортивные школы, интернаты и профильные школы для одаренных обучающихся (с участием Общественной палаты, департаментов и министерств образования и науки, культуры, спорта и СМИ, а также бизнеса) Профильные лагеря, молодежные смены лидеров, молодых парламентариев, юных журналистов и т.д., слеты, летние и зимние школы Прием в ВУЗы обучающихся с социальной одаренностью с учетом дополнительных баллов (волонтерская книжка, участие в различных социальных инициативах, акциях, конкурсах, конференциях, форумах, общественно-значимой деятельности и т.д.) Создание на базе ВУЗов центров профильной подготовки будущих студентов на основе предварительного тестирования Прием одаренных обучающихся 10-11 кл. в ВУЗы и их обучение по специальным программам | Центры дополнительного образования, школы искусств и спортивные школы должны реализовать предпрофильные и профильные программы с детьми школьного возраста, а также иметь договора о сотрудничестве с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования |