Просмотр содержимого документа
«Организационно-педагогические условия внедрения метапредметного подхода в образовании в условиях перехода на новые республиканские образовательные стандарты.»
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению.
В.Г. Белинский
Организационно-педагогические условия внедрения метапредметного подхода в образовании в условиях перехода на новые республиканские образовательные стандарты.
Зам. директора по УВР МОШ І-ІІІ ст.№7:
Сельский В.П
Момот Л.Б
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
- Личностным
- готовность и способность к саморазвитию
- мотивация к обучению и познанию
- ценностно-смысловые установки
- социальные компетенции, личностные качества
- Метапредметным
- универсальные учебные действия:
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные
- Предметным
- опыт деятельности специфической для данной предметной области
- система основополагающих элементов научного знаний
Метапредметность в образовании в рамках РГОС
- В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении.
Ключевые компетенции:
- информационная - готовность работать с информацией;
- коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
- проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
Метапредметность в образовании в рамках РГОС
- Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Метапредметность
- Следует отметить, что в дидактике существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная диадактика.
- По мнению А.В. Хуторского, метапредметность - это фундаментальные образовательные объекты.
- Под метапредметностью понимают понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД).
Формирование УУД
Основные виды УУД
вопросы общения
общеучебные унив.д.
целеполагание
знаково-символические д.
Коммуникативные УУД
планирование
логические унив.д.
прогнозирование
постановка и решение проблемы
Познавательные УУД
контроль
коррекция
Регулятивные УУД
оценка
саморегуляция
самоопределение
Личностные УУД
смыслообразование
нравственно-этическая ориентация
Как реализовать требования РГОС на своих уроках?
- Понятие метапредметности вошло в Республиканские государственные образовательные стандарты (РГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов также неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов? Попробуем в этом разобраться…
Способы реализации метапредметного подхода
- 2. Метапредметные занятия – уроки с элементами метапредметного подхода.
- Особенность этих занятий –включение в предметную тему урока метапредметной: например,
- при проведении урока физики по теме «Основные положения МКТ» - метатема «Историзм в физике» (учитель физики Сельский В.П.),
- при проведении урока русского языка тема «Местоимение» - метатема - «Тема и мысль» (учитель русского языка Малахова И.В.),
- урок украинской литературы – тема «Г. Сковорода. Жизнь и творчество. Библейские основы творчества», метатема - «Воспитание духовно-нравственных идеалов личности» (учитель украинского языка Колосова Е.В)
- Урок географии – тема «Япония. Презентация «Визитная карточка Японии», метатема – «Формирование познавательных УУД при подготовке и защите проектов, докладов» (учитель Николенко В.А)
Понятия: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность. Иерархия их отношений.
- «Мета "– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
- Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
- Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
- развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
- мыследеятельностная педагогика;
- коммуникативная дидактика;
- эвристическое обучение;
- логико-смысловое моделирование;
- авторская школа М.Щетинина;
- ТРИЗ (Альтшуллера Г.);
- технология критического мышления;
- технология «Аквариум» и др.
- Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
- Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
- умения переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- -качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- Метапредметный подход в образовании состоит в том, что позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
- Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
- Согласно принципу человекосообразности образования именно человек является основным субъектом своего образования. И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования.
- В основе метапредметности, лежат и другие принципы:
- -интеграция знаний по предметам;
- -минимализация «бесполезных» знаний для отдельно взятого ученика и , соответственно, упор на профилирующие в его будущей жизни знания;
- - способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии;
- -социализация личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и отлично отучившийся в средней школе не нашёл применения своим знаниям и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
- Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам. Метапредметы показывают связь разных предметных способов работы со знаниями.
- Правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
- Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача», «смысл», «ситуация». Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
Как же грамотно спроектироватьметапредметное учебное занятие ?
- Знать новые подходы: (компетентностный, метапредметный)
- Знать структуру педагогического процесса
- Знать дидактическую структуру учебного занятия
Сравнение традиционного занятия и метапредметного
Традиционное учебное занятие
Метапредметное учебное занятие
1.Содержание учебного материала
2.Цели и задачи учебного занятия
1.Личность
3.Форма организации познавательной деятельности
2.Целеполагание
4.Методы обучения
3.Содержание учебного материала
5.Вспомогательные дидактические средства
4.Форма организации познавательной деятельности
6.Контроль
5.Методы обучения
6.Дидактические средства
7.Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю)
- Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек-общество-природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень.
- Главное - для того чтобы показать, что вы передаёте универсальный способ работы, необходимо выйти за привычные рамки учебного предмета в другие области знания.
- Метапредметные результаты освоения ООП(основные образовательные программы) общего среднего образования должны отражать:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (в системе предметов);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах( в рамках мною преподаваемых предметов)
- Метапредметность - необходимое условие эвристического обучения – обучения, при котором знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятельности учеников. Невозможно и не нужно «рождать» с учениками все знания. Знания не равноценны между собой по своей значимости. Одни из них – фундаментальные, другие – прикладные. Определить, какие знания важнее, а какие второстепеннее,почти невозможно. Обилие изучаемого материала затрудняет осознание сущностных основ. Поэтому многие считают, что преподавание метапредметов приведёт к умственным перегрузкам, а на самом деле, надо освободить некоторое умственное пространство детей…
- Понятие у ученика должно быть связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. Нужно дать образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действий в этой среде. Главное же нужно предоставить ученику открывать самостоятельно. А уже после его открытий или их попыток, можно подходить к ученику с так называемыми культурно-историческими аналогами – достижениями человечества в области решения тех же вопросов, на которые отвечал ученик. В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения.
- Понятно, что для преподавания метапредметов мы пока не готовы, но включать в обычные предметные уроки метаподход можно и нужно. Интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению временных затрат, и как следствие - снижению умственной нагрузки на учащихся, формированию их ключевых компетенций. Интегрированные уроки обществознания и литературы позволяют социализировать личность ученика, углублять знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.
- Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир.
- Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить достаточно полную и связанную картину познаваемого. Образование человека тогда будет связано с познанием первосмыслов - узловых понятий, проблем, символов.
- Первосмыслы служат источниками образования человека на протяжении всей его жизни. Их невозможно пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. Познающий и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к проблемам, называемым вечными.
- С первосмыслами связаны вечные проблемы, которые необходимо решать и с учениками: Как произошел мир? (а также - число, знак, буква, алфавит, город, человек). В чём отличие живого от неживого, реального от идеального? Что такое добро и зло (хорошо и плохо)?
- Первосмыслы – это узловые точки метапредметного содержания образования, его структурная основа. В сферу разворачивания каждой узловой точки может входить разный объем познавательных вопросов и проблем. В процессе обучения объем этих сфер у ученика непрерывно увеличивается, растет количество осознаваемых им знаний, его личного опыта и компетентностей.
- Такими объектами - первосмыслами являются фундаментальные понятия: число, буква, знак, город, огонь, мир.
- Стать компетентным в своей профессии , то есть повысить свое профессиональное мастерство, учителю помогают различные образовательные технологии. И если с традиционными, игровыми , тестовыми технологиями в основном мы знакомы хорошо, то о модульно-блочных, интегральных, технологии опорных сигналов, технологии адаптивной системы обучения имеем смутное представление.
- В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
- Учитель-новатор- это учитель-навигатор в море знаний, с помощью которого ученик должен прийти не просто к тому знанию, которое ему нужно, но и к целостному восприятию мира.
- И, конечно же, чему бы мы, педагоги не учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний. Знания должны , в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом- его голову.
- Русский психолог Лев Семёнович Выготский считает: «учитель-рикша» который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Вот если мы станем вагоновожатыми, честь нам и хвала, а - нет, значит, мы просто урокодатели, а не педагоги.
-