СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организационно-педагогические условия внедрения метапредметного подхода в образовании в условиях перехода на новые республиканские образовательные стандарты.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена метапредметному подходу в обучении. Предназначена для использования учителями-предметниками 

Просмотр содержимого документа
«Организационно-педагогические условия внедрения метапредметного подхода в образовании в условиях перехода на новые республиканские образовательные стандарты.»

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению. В.Г. Белинский Организационно-педагогические условия внедрения метапредметного подхода в образовании в условиях перехода на новые республиканские образовательные стандарты.  Зам. директора по УВР МОШ І-ІІІ ст.№7:  Сельский В.П  Момот Л.Б

Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по ее усвоению.

В.Г. Белинский

Организационно-педагогические условия внедрения метапредметного подхода в образовании в условиях перехода на новые республиканские образовательные стандарты.

Зам. директора по УВР МОШ І-ІІІ ст.№7:

Сельский В.П

Момот Л.Б

 Требования к результатам освоения  основной образовательной программы   Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества  Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные  Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знаний

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

  • Личностным
  • готовность и способность к саморазвитию
  • мотивация к обучению и познанию
  • ценностно-смысловые установки
  • социальные компетенции, личностные качества

  • Метапредметным
  • универсальные учебные действия:
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные

  • Предметным
  • опыт деятельности специфической для данной предметной области
  • система основополагающих элементов научного знаний
Метапредметность в образовании в рамках РГОС    В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении.

Метапредметность в образовании в рамках РГОС

  • В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении.
Ключевые компетенции: информационная - готовность работать с информацией; коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной; кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Ключевые компетенции:

  • информационная - готовность работать с информацией;
  • коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  • кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.
  Метапредметность в образовании в рамках РГОС   Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Метапредметность в образовании в рамках РГОС

  • Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Метапредметность Следует отметить, что в дидактике существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная диадактика. По мнению А.В. Хуторского, метапредметность - это фундаментальные образовательные объекты. Под метапредметностью понимают понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД).

Метапредметность

  • Следует отметить, что в дидактике существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная диадактика.
  • По мнению А.В. Хуторского, метапредметность - это фундаментальные образовательные объекты.
  • Под метапредметностью понимают понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД).
Формирование УУД Основные виды УУД вопросы общения общеучебные унив.д. целеполагание знаково-символические д. Коммуникативные УУД  планирование логические унив.д. прогнозирование постановка и решение проблемы Познавательные УУД  контроль коррекция Регулятивные УУД  оценка саморегуляция самоопределение Личностные УУД  смыслообразование нравственно-этическая ориентация

Формирование УУД

Основные виды УУД

вопросы общения

общеучебные унив.д.

целеполагание

знаково-символические д.

Коммуникативные УУД

планирование

логические унив.д.

прогнозирование

постановка и решение проблемы

Познавательные УУД

контроль

коррекция

Регулятивные УУД

оценка

саморегуляция

самоопределение

Личностные УУД

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

 Как реализовать требования РГОС на своих уроках?   Понятие метапредметности вошло в Республиканские государственные образовательные стандарты (РГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов также неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов? Попробуем в этом разобраться…

Как реализовать требования РГОС на своих уроках?

  • Понятие метапредметности вошло в Республиканские государственные образовательные стандарты (РГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов также неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов? Попробуем в этом разобраться…
Способы реализации метапредметного подхода   2. Метапредметные занятия – уроки с элементами метапредметного подхода.    Особенность этих занятий –включение в предметную тему урока метапредметной: например, при проведении урока физики по теме «Основные положения МКТ» - метатема «Историзм в физике» (учитель физики Сельский В.П.), при проведении урока русского языка тема «Местоимение» - метатема - «Тема и мысль» (учитель русского языка Малахова И.В.),  урок украинской литературы – тема «Г. Сковорода. Жизнь и творчество. Библейские основы творчества», метатема - «Воспитание духовно-нравственных идеалов личности» (учитель украинского языка Колосова Е.В) Урок географии – тема «Япония. Презентация «Визитная карточка Японии», метатема – «Формирование познавательных УУД при подготовке и защите проектов, докладов» (учитель Николенко В.А)

Способы реализации метапредметного подхода

  •   2. Метапредметные занятия – уроки с элементами метапредметного подхода.
  • Особенность этих занятий –включение в предметную тему урока метапредметной: например,
  • при проведении урока физики по теме «Основные положения МКТ» - метатема «Историзм в физике» (учитель физики Сельский В.П.),
  • при проведении урока русского языка тема «Местоимение» - метатема - «Тема и мысль» (учитель русского языка Малахова И.В.),
  • урок украинской литературы – тема «Г. Сковорода. Жизнь и творчество. Библейские основы творчества», метатема - «Воспитание духовно-нравственных идеалов личности» (учитель украинского языка Колосова Е.В)
  • Урок географии – тема «Япония. Презентация «Визитная карточка Японии», метатема – «Формирование познавательных УУД при подготовке и защите проектов, докладов» (учитель Николенко В.А)
 Понятия: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность.  Иерархия их отношений.   «Мета

Понятия: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность. Иерархия их отношений.

  • «Мета "– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является
  • Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
  • Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
  Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:   развивающее обучение Эльконина-Давыдова;  мыследеятельностная педагогика;  коммуникативная дидактика;  эвристическое обучение;  логико-смысловое моделирование;  авторская школа М.Щетинина; ТРИЗ (Альтшуллера Г.); технология критического мышления; технология «Аквариум» и др.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:

  • развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
  • мыследеятельностная педагогика;
  • коммуникативная дидактика;
  • эвристическое обучение;
  • логико-смысловое моделирование;
  • авторская школа М.Щетинина;
  • ТРИЗ (Альтшуллера Г.);
  • технология критического мышления;
  • технология «Аквариум» и др.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
  • Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
  • Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
умения переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); -качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
  • умения переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
  • -качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
Метапредметный подход в образовании состоит в том, что позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.  Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
  • Метапредметный подход в образовании состоит в том, что позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
  • Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
Согласно принципу человекосообразности образования именно человек является основным субъектом своего образования. И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования.
  • Согласно принципу человекосообразности образования именно человек является основным субъектом своего образования. И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования.
В основе метапредметности, лежат и другие принципы: -интеграция знаний по предметам; -минимализация «бесполезных» знаний для отдельно взятого ученика и , соответственно, упор на профилирующие в его будущей жизни знания; - способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии; -социализация личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и отлично отучившийся в средней школе не нашёл применения своим знаниям и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
  • В основе метапредметности, лежат и другие принципы:
  • -интеграция знаний по предметам;
  • -минимализация «бесполезных» знаний для отдельно взятого ученика и , соответственно, упор на профилирующие в его будущей жизни знания;
  • - способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии;
  • -социализация личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и отлично отучившийся в средней школе не нашёл применения своим знаниям и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам. Метапредметы показывают связь разных предметных способов работы со знаниями. Правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. 
  • Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам. Метапредметы показывают связь разных предметных способов работы со знаниями.
  • Правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. 

Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача», «смысл», «ситуация». Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
  • Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача», «смысл», «ситуация». Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
   Как же грамотно  спроектироватьметапредметное  учебное занятие ?   Знать новые подходы: (компетентностный, метапредметный) Знать структуру педагогического процесса Знать дидактическую структуру учебного занятия

Как же грамотно спроектироватьметапредметное учебное занятие ?

  • Знать новые подходы: (компетентностный, метапредметный)
  • Знать структуру педагогического процесса
  • Знать дидактическую структуру учебного занятия
Сравнение традиционного занятия и метапредметного  Традиционное учебное занятие Метапредметное учебное занятие 1.Содержание учебного материала 2.Цели и задачи учебного занятия 1.Личность 3.Форма организации познавательной деятельности 2.Целеполагание 4.Методы обучения 3.Содержание учебного материала 5.Вспомогательные дидактические средства 4.Форма организации познавательной деятельности 6.Контроль 5.Методы обучения 6.Дидактические средства 7.Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю)

Сравнение традиционного занятия и метапредметного

Традиционное учебное занятие

Метапредметное учебное занятие

1.Содержание учебного материала

2.Цели и задачи учебного занятия

1.Личность

3.Форма организации познавательной деятельности

2.Целеполагание

4.Методы обучения

3.Содержание учебного материала

5.Вспомогательные дидактические средства

4.Форма организации познавательной деятельности

6.Контроль

5.Методы обучения

6.Дидактические средства

7.Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю)

Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек-общество-природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Главное - для того чтобы показать, что вы передаёте универсальный способ работы, необходимо выйти за привычные рамки учебного предмета в другие области знания.
  • Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек-общество-природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень.
  • Главное - для того чтобы показать, что вы передаёте универсальный способ работы, необходимо выйти за привычные рамки учебного предмета в другие области знания.
Метапредметные результаты освоения ООП(основные образовательные программы) общего среднего образования должны отражать: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (в системе предметов); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах( в рамках мною преподаваемых предметов)
  • Метапредметные результаты освоения ООП(основные образовательные программы) общего среднего образования должны отражать:
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (в системе предметов);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах( в рамках мною преподаваемых предметов)
Метапредметность - необходимое условие   эвристического обучения  – обучения, при котором знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятельности учеников.  Невозможно и не нужно «рождать» с учениками все знания. Знания не равноценны между собой по своей значимости. Одни из них – фундаментальные, другие – прикладные. Определить, какие знания важнее, а какие второстепеннее,почти невозможно. Обилие изучаемого материала затрудняет осознание сущностных основ. Поэтому многие считают, что преподавание метапредметов приведёт к умственным перегрузкам, а на самом деле, надо освободить некоторое умственное пространство детей…
  • Метапредметность - необходимое условие   эвристического обучения  – обучения, при котором знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятельности учеников.  Невозможно и не нужно «рождать» с учениками все знания. Знания не равноценны между собой по своей значимости. Одни из них – фундаментальные, другие – прикладные. Определить, какие знания важнее, а какие второстепеннее,почти невозможно. Обилие изучаемого материала затрудняет осознание сущностных основ. Поэтому многие считают, что преподавание метапредметов приведёт к умственным перегрузкам, а на самом деле, надо освободить некоторое умственное пространство детей…
Понятие у ученика должно быть связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии.  Нужно дать образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действий в этой среде. Главное же нужно предоставить ученику открывать самостоятельно. А уже после его открытий или их попыток, можно подходить к ученику с так называемыми  культурно-историческими аналогами   – достижениями человечества в области решения тех же вопросов, на которые отвечал ученик. В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения.
  • Понятие у ученика должно быть связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии.  Нужно дать образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действий в этой среде. Главное же нужно предоставить ученику открывать самостоятельно. А уже после его открытий или их попыток, можно подходить к ученику с так называемыми  культурно-историческими аналогами   – достижениями человечества в области решения тех же вопросов, на которые отвечал ученик. В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения.
Понятно, что для преподавания метапредметов мы пока не готовы, но включать в обычные предметные уроки метаподход можно и нужно. Интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению временных затрат, и как следствие - снижению умственной нагрузки на учащихся, формированию их ключевых компетенций. Интегрированные уроки обществознания и литературы позволяют социализировать личность ученика, углублять знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека. Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир.
  • Понятно, что для преподавания метапредметов мы пока не готовы, но включать в обычные предметные уроки метаподход можно и нужно. Интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению временных затрат, и как следствие - снижению умственной нагрузки на учащихся, формированию их ключевых компетенций. Интегрированные уроки обществознания и литературы позволяют социализировать личность ученика, углублять знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.
  • Мир насыщен смысловыми символами, через которые человек познаёт мир.
Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить достаточно полную и связанную картину познаваемого. Образование человека тогда будет связано с познанием первосмыслов - узловых понятий, проблем, символов.  Первосмыслы служат источниками образования человека на протяжении всей его жизни. Их невозможно пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. Познающий и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к проблемам, называемым вечными.  С первосмыслами связаны вечные проблемы, которые необходимо решать и с учениками: Как произошел мир? (а также - число, знак, буква, алфавит, город, человек). В чём отличие живого от неживого, реального от идеального? Что такое добро и зло (хорошо и плохо)?
  • Если держать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же первосмыслам линий, то можно получить достаточно полную и связанную картину познаваемого. Образование человека тогда будет связано с познанием первосмыслов - узловых понятий, проблем, символов. 
  • Первосмыслы служат источниками образования человека на протяжении всей его жизни. Их невозможно пройти, изучить в каком-либо предмете или классе. Познающий и образовывающийся человек всегда будет возвращаться к главным понятиям, к проблемам, называемым вечными. 
  • С первосмыслами связаны вечные проблемы, которые необходимо решать и с учениками: Как произошел мир? (а также - число, знак, буква, алфавит, город, человек). В чём отличие живого от неживого, реального от идеального? Что такое добро и зло (хорошо и плохо)?
Первосмыслы – это узловые точки метапредметного содержания образования, его структурная основа. В сферу разворачивания каждой узловой точки может входить разный объем познавательных вопросов и проблем. В процессе обучения объем этих сфер у ученика непрерывно увеличивается, растет количество осознаваемых им знаний, его личного опыта и компетентностей. Такими объектами - первосмыслами являются фундаментальные понятия: число, буква,  знак,  город,  огонь,  мир. 
  • Первосмыслы – это узловые точки метапредметного содержания образования, его структурная основа. В сферу разворачивания каждой узловой точки может входить разный объем познавательных вопросов и проблем. В процессе обучения объем этих сфер у ученика непрерывно увеличивается, растет количество осознаваемых им знаний, его личного опыта и компетентностей.
  • Такими объектами - первосмыслами являются фундаментальные понятия: число, буква, знак, город, огонь, мир. 
Стать компетентным в своей профессии , то есть повысить свое профессиональное мастерство, учителю помогают различные образовательные технологии. И если с традиционными, игровыми , тестовыми технологиями в основном мы знакомы хорошо, то о модульно-блочных, интегральных, технологии опорных сигналов, технологии адаптивной системы обучения имеем смутное представление.
  • Стать компетентным в своей профессии , то есть повысить свое профессиональное мастерство, учителю помогают различные образовательные технологии. И если с традиционными, игровыми , тестовыми технологиями в основном мы знакомы хорошо, то о модульно-блочных, интегральных, технологии опорных сигналов, технологии адаптивной системы обучения имеем смутное представление.
В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Учитель-новатор- это учитель-навигатор в море знаний, с помощью которого ученик должен прийти не просто к тому знанию, которое ему нужно, но и к целостному восприятию мира. И, конечно же, чему бы мы, педагоги не учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний. Знания должны , в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом- его голову.
  • В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
  • Учитель-новатор- это учитель-навигатор в море знаний, с помощью которого ученик должен прийти не просто к тому знанию, которое ему нужно, но и к целостному восприятию мира.
  • И, конечно же, чему бы мы, педагоги не учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний. Знания должны , в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом- его голову.
Русский психолог Лев Семёнович Выготский считает: «учитель-рикша» который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Вот если мы станем вагоновожатыми, честь нам и хвала, а - нет, значит, мы просто урокодатели, а не педагоги.  
  • Русский психолог Лев Семёнович Выготский считает: «учитель-рикша» который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Вот если мы станем вагоновожатыми, честь нам и хвала, а - нет, значит, мы просто урокодатели, а не педагоги.
  •